Цікаво знати

Дух Шевченко — дух Украины

"Истинно говорю вам: никакого пророка не примут в его отечестве".
Еванг. Луки, гл. 4, ст. 5.

Украина вышла на знаменательную, увенчанную юбилеем, календарную орбиту — 200-летие со дня рождения великого сына Украины, Пророка Тараса Шевченко. И именно это то время, когда нам всем нужно задуматься и глубоко осмыслить это эпохальное, нациетворческое явление. В нынешнем материализованном мире, в котором так мало осталось места для духовных ценностей, следует особо задуматься над тем, что такое национальные святыни, национальный пророк без догм и предрассудков вникнуть в понятие национальной святости, и постичь в свете истинно пророческую миссию Великого Тараса, углубиться в экзистенцию нашего Пророка, в самую матрицу Шевченко украинской "Я ", объективно и мистически понять его миссию, в качестве посланника Высшего Провидения для спасения украинской нации. Понять миссию и судьбу пророков вообще.

Уже две сотни лет сверстан Украине свой ​​освободительный путь с флагом, на котором имя — Тарас Шевченко. Величественный мир украинского бытия с его славным героическим прошлым и невольническим стоном, с его патриархально -нравственными принципами, и с осквернила себя образом "Екатерины ", с волшебными горизонтами украинской стихии, и ее судьбоносными проблемами — это то духовное пространство, в котором витает душа поэта в попытке найти и раскрыть нам всем, "… и живым и нерожденным…", величие и трагизм Украины, и в этом показать нам путь к получению своей заветной воли, обновление " своего дома ".

Появление Шевченко — это акт мистический, это божественная эманация украинской души, выплеснула в реальный мир своего национального бытия новый духовный пульсар — животворящий Шевченково Слово, которое и дало новый пассионарный импульс для воскрешения нации, задавленной российским царизмом до состояния агонии.

" В начале было слово… " Истинно. На собственном историческом опыте мы апробировали ту евангельскую аксиому первичности слова. Полная большой любовью к Украине, болью и тяжестью ее крестного пути, бунтарским духом непокорности и героическими освободительными подвигами, Шевченково слово пробудило нацию к самоутверждению на всех широтах Украины. "Он, кем занялось и загорелось " (Е. Маланюк). Это слово, которое держало нашу освободительную идею на высоком полете в течение наших новейших исторических испытаний, особенно в XX веке. А как всплеснул Дух свободы и осознание национальной целости Украины в Галичине еще ​​в XIX веке, услышав пророческое слово Шевченко. Его имя произносилось, как святость, его образ был в каждой галицкой доме, и в каждом селе были такие находчивые, что его " Кобзарь " знали наизусть. А вспомнить прекрасную традицию, которая утвердилась в нашем народе — Шевченковский праздник, который с трепетом в душе отмечала каждая городская и сельская " Просвита", каждый галичанин. В условиях чужеземного господства, ассимиляции, оплодотворенная Духом Шевченко Галичина, неоднократно, объединяясь под флагом самостоятельности, заявляла о своем государственное стремление, положив на этот алтарь свободы большие жертвы. И, несмотря на тяжелые испытания, на сложную историческую судьбу, наша нынешняя независимость вымоленный и этими жертвами.

Тарас Шевченко, Иван Франко, Леся Украинский, Василий Стус — это не просто литературные или художественные явления, это миссионерское посланничество Всевышнего для развития нации и ее спасения в соответствующий критический для нее время. Они, волею обстоятельств и осознанием собственного призвания, ступили на этот жертвенный путь — спасение своего народа, взяв на себя эту тяжелую крестную ношу, которая по более высоким нравственным законам и предоставляет им бессмертие — бессмертие, как безграничный во времени указатель, как проводничество народа. Згублива потребительская природа общества, которая так усердно повторяется в нашей истории, и так обнаженно раскрыта в пророческом " послании " поэта, наиболее выродилось проявилась в нашем времени: " И снова шкуру дерете из братьев незрячих, пахарей " — рефреном стуча в наше естество предостережением к той глобальной тенденции к материальной ненасытности, которую мы так ревниво исповедуем в условиях нынешней идеологии стяжательства — коррупция, взяточничество, грабеж на всех уровнях государственной лестницы — и которые так жестоко, катастрофически тормозят наше сегодняшнее государственное строительство.

С условным признанием своей национальной недостатки, и, к сожалению, с глухотой совести, повторяем слова этого же " послания ", " Рабы, подножки, грязь Москвы, Варшавский мусор…", но снова, как и прежде, лезем в ту заклятую лазейку в нашей ментальности, только теперь уже с частичным изменением геополитической риторики.

Быстрые динамичные темпы нынешней мировой глобализации, по сути своей — денационализации, даже при перманентных кризисах, массово захватывают в свой ​​водоворот не способны к самооценке человеческие массы. А что значит безоглядно идти за мировыми тенденциями, когда нация не консолидирована, НЕ просветленная своей национальной идеей, не имеет определенного пути и когда, по словам Симоненко, " Гремит над миром ожесточенная битва за твое (Украина) жизнь, твои права "?

Вдумаемся только в две строки Тараса " послание ": " В своем доме своя правда и сила и воля". И поставим не риторический вопрос: Где наша Правда в нашем доме!?… А Правда эта — в Шевченково пророчестве! Для этого был послан на землю Тарас, как Правда, как Пророк и как жертва — Искупитель наших грехов перед Всевышним, чтобы мы поняли, наконец, его заветы, покаялись, порвали цепи и полюбили всем сердцем свою Украину. " Господь, любя тех людей, послал на землю им пророка (…) И мужа праздники… горе вам! На стогнам камнем избили ". А подумайте, что было бы с Шевченко, если бы он жил в советские или уже в наши, государственные времена? В первом случае его ждала бы судьба всей нашей интеллигенции — Соловки и пуля в затылок, а во втором — "КамАЗ", или судьба Гонгадзе. Такой путь украинских пророков. Посланники добра и правды, в своей наивной вере изменить человечество, народ, нацию, направить их на путь истины, всегда сгорали в этом противоборстве с реальным миром, чтобы потом стать объектом поклонения этого же мира. А мученическая их жизнь, боль за свой ​​народ, наказания и призывы к самосовершенствованию остаются вне контекста нашей обыденности.

В своей жизненной практике человечество почему-то не идет путем исповедание идей пророков, не строит свою жизнь на основе их завещаний, а ищет пути других, обходных, приспособленческим, лишь формально, показательно восхваляет их, зарабатывая на этом, часто и на их трагизме, собственные дивиденды.

Судьбоносный высказывание о том, что нельзя построить прочного государства без крепкой исторической памяти (В. Липинский), нам надо воспринимать, как вину сознания, как наш символ веры. Достичь такого глубинного осмысления сознания, на котором национальная святость в своей реальной и мистической субстанции воспринимается как реальная животворящая сущность, как мистическая идея — это уровень высокого гражданства, над которым стоит величественный сонм исторических фигур прошлых поколений, свой ​​труд и жизнь положили на алтарь нации. Они не были безгрешны, непогрешимы, и часто не были приняты своими и оскорбленные, но в напряженных противоречивых думах их энергия концентрировалась на одном: поиск лучшей судьбы для своего народа. И Шевченко пришел в мир, к нам не только для того, чтобы мы проходили по этому поводу лишь празднованием. Он пришел, чтобы повести нас большой дорогой государственного национального развития. Показать тот путь, по которому нам идти.

Сегодня этот знаменательный юбилей Великого Тараса омрачен сложными политическими обстоятельствами. На долю Украины свалились тяжкие испытания — быть или не быть Украине, как свободном, независимом государстве. Этот российско — имперский груз, веками придавливал Украины и который так обнаженно раскрыл в своем творчестве наш Пророк, снова нависает своими смертоносными спрутами над Украиной. Захватническая имперская природа со времен Шевченко не изменилась. И он, Шевченко, это видел, предостерегал, ругал нас, учил и показывал путь к желанной, выстраданной свободы. Пойдем ним! Пойдем со словами Шевченко на устах " Боритесь — поборете! "

Степан ИВАСЕЙКО.

Голос Сокальщини на GoogleNews