Цікаво знати

Семья — одна из древнейших форм общности людей

Она возникла раньше , чем нации , государства , еще во времена первобытного общества . Именно семья была , есть и, наверное , всегда будет важнейшей средой формирования и развития личности .

Для женщины семья — это возможность нормально существовать , спокойствие и уверенность в себе , материальная и моральная поддержка , чувство радости и счастья , полноценное воспитание детей . Мужчине семья предоставляет стимул к жизни , помогает в преодолении трудностей и невзгод . Для ребенка семья имеет важное значение прежде всего потому , что дает первые и важнейшие знания о жизни , о взаимоотношениях с людьми. Семья создает материальные и моральные условия для ее роста , формирует нравственные жизненные основы и полоролевые установки.

Проблемы семейного воспитания всегда привлекали внимание педагогической науки и психологии , ведь семья один из важнейших воспитательных институтов , значение которого для личности трудно переоценить . Сегодня семья переживает серьезные трудности. Их и причины, вызывающие снижение педагогического потенциала семьи , изучают социологи и психологи.

Основная воспитательная функция семьи на формирование личности ребенка . Семейное воспитание основывается на эмоциональном , интимном характере отношений . Равнодушие родителей, не удовлетворяют стремление ребенка к общению , к общей эмоционально окрашенной деятельности , приводят к задержке социального развития детской личности и даже формирование ее асоциального характера . В благополучных семьях родители передают детям свои духовные ценности , на основе которых выстраиваются определенные модели жизни ; дитиправопорушникы основном воспитываются в семьях , где духовные ценностные ориентации не важны для родителей , отношение взрослых к детям авторитарное , полностью безразлично , даже враждебно. Деятельность таких родителей регулируется не стремлением достичь значимых целей , а попыткой избежать возможных негативных последствий своих действий или своего бездействия . Установлено , что неблагоприятные семейные отношения через дисгармонию батькивськодитячих взаимоотношений нарушают психическое развитие ребенка ; неадекватные модели поведения взрослых приводят к тому , что сегодня в семьях около 4,7 % это " трудные дети " , растет число детей , которые " выпадают" из семьи ' й .

Недостатки в поведении и характере детей , по моему мнению , является сигналом для просмотра родителями собственного поведения и вообще взаимоотношений в семье. Им должна быть присуща культура взаимоотношений , общий дух семьи , то есть родительская мудрость.

Кем же для ребенка выступают родители ? Во-первых , источником эмоционального тепла и поддержки. Во-вторых , властью , высшей инстанцией , распорядителем благ . Втретьих , образцом и примером для подражания. И В-четвертых , советчиком. Различные стили ухода , поведения , взаимодействия определяют направления развития детского самосознания . Именно из-за особенностей осознания ребенком своего «Я» , своего места в окружающем мире , в жизни , в семье , среди близких происходит развитие личности, становление характера и закрепление определенных норм поведения . К тому же главным в этом процессе является ее емоцийнопсихологичне самочувствие .

Важность примера родителей в воспитании детей акцентировал внимание А. Макаренко. И сегодня хорошо известны его слова, с которыми он обращался к родителям: " Ваша собственная поведение самая вещь. Не думайте , что вы воспитываете ребенка только тогда , когда с ней разговариваете , или учите ее , или приказываете ему . Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни , даже тогда , когда вас нет дома . как вы одеваетесь , как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях , как вы радуетесь или грустите, как вы общаетесь с друзьями и с врагами , как вы смеетесь , читаете газету все это имеет для ребенка большое значение " .

Ведущим элементом содержания воспитания в семье может и должно стать формирование у ребенка положительной самооценки , образа " я " , " яконцепции " .

Уважаемые родители! Продолжается новый учебный год. Это важный период в жизни ваших детей , время , когда им нужна ваша поддержка , ваше понимание . Помните , что секрет формирования положительной самооценки ребенка заключается в доброжелательном отношении к ней , готовности принять его таким, какой он есть, но одновременно и в умении устанавливать при этом соответствующие запреты .

Главная ваша задача суметь посмотреть на мир глазами своих детей , попытаться понять " изнутри " их поведение и чувства , помочь им достичь полноты самосовершенствования и самореализации .

Надежда БОЛИЖУК ,
психолог Сокальского НПК "ОШ ииии ст. № 4лицей " .

Голос Сокальщини на GoogleNews