Цікаво знати

От Августова до Великих Мостов

Живописный городок Великие Мосты, который раскинулся на берегу реки Рати, лежит на на польско-украинском пределе пограничья. По предположению историков оно входило в Белзького княжества, поскольку непосредственных летописных данных о любую местность на территории Великомостивщины в период Галицко-Волынского княжества, за исключением села Дворцы, не имеем. Первое свидетельство начала этого городка принадлежит ХV в. В 1472 г. на левом берегу Рати, среди лесов существовала дом, называемая Мосты или городов. В записях о селе Мосты в королевского сборщика налогов сказано: «600 овец, 2 корчмы, двора валахов». Тот факт, что в Мостах в 1472 г. было аж две корчмы говорит о том, что эта дом был не такой же маленькой.

Далее на долю села проливают свет отрывки из немецкого литературного памятника XV в. Из нее мы узнаем, что в воскресенье 9 июля 1497 г. через Мосты с Бэлза переезжают крестоносцы, которых вызвал на войну с турками польский король Ян Ольбрахт. Отряд рыцарей 400 человек. Секретарь сделал запись о походе: «Пустое село, названное Мосты и река здесь Рата». Очевидно все крестьяне успели скрыться в леса. Наскоки татар часто разрушали страну. На Белзское земли те побывали еще в 1450 г.

Город основал Станислав Теньчинський, который с 1546 по 1560 годы был Белзским старостой. Это было лицо энергичная, умелый администратор. Особенно проявил себя как организатор акций заложения новых городов, сел на территории между Львовом и Белзом, именно той территории, где расположены Великие Мосты.

В 1546 г. Станислав Теньчинський, как староста Белзский, обратился к королю Речи Посполитой Зигмунда Августа, с предложением заложить на правом берегу реки Рата, напротив грецкого поселения Мосты, город. Причем подчеркнул, что заложено на этой территории город принесет большую пользу при сочетании между Львовом и Белзом. Король, зная старосту, как искусного знатока своего дела, предложение принял во внимание и с согласованием Сената решил — «Село это на городок заменить, перенося и развивая, предоставляя ему название Августов» и приказал другого имени ему не предоставлять. 17 июля 1549 г. появился первый документ о заложения города, а с июня 1550 на карте городов польских появился город Августов, теперь Великие Мосты. Можно считать, что заложения города по документам продолжалось от 17 июля 1549 г.  по 23 июля 1550 г.

Новое заложен город Августов строился на высоком правом берегу реки Рати, в месте удобном для переправы, напротив поселения Мосты, где сегодня находятся старые Мосты. В середине города находился квадратный рынок, через который проходил главный путевой связь севернее Львова, к югу от Сокаля, с ответвлением к западу от Бэлза.

Согласно документу от 17 июля 1549 г., король Августа предоставлял городу Магдебургское право, со всеми его правами и привилегиями — судебная власть принадлежала войту, лавочники и присяжным из города, которые имели право рассмотрения гражданских и уголовных дел в пределах Августова. Следующий документ с 23 июля 1549 г. установил правительство старосты. Первым войтом города стал Анжей Морицький (Можецький). Третий документ, подписанный в Кракове 23 июля 1549 г., позволял построение приходского костела и создание прихода Успения Девы Марии. Костел в Августу подчинялся Львовском деканата. Плебания находилась на ул. Белзское. И наконец четвертый документ, датированный 23 июня 1550 года, говорил об организации и деятельности города. Следующими привилегиями города установленных королем было два больших летние ярмарки — на Божье Тело в июне и на всех Святых в ноябре. До 1939 года каждую среду в городе функционировал рынок.

О гербе города не сохранилось никакой информации только городские власти пользовались гербовым знаком в виде коронованной топоры, крестообразной со стрелой. Это могло означать королевский город: топор принадлежала к гербу Теньчинських, а стрела символизировала частые набеги монголо-татар. Этот гербовый знак ставили на документах, которые выдавала власть. В 1563 году основным занятия августiвцив было земледелие, этим занималось до 100 человек. Успешно развиваются ремесла.

С налоговых протоколов можно увидеть, что по улице Львовской было 75 домов, Белзское — 43 дома, Волчьей — 27 домов, а на Кошачий — 5 домов.

Население города в 1563 году состояло из местного населения и этнического, которое усилилось от года заложения города. Поскольку население было много-национальным — это значило, что в городе функционировали прихода: греко-католическая, еврейская и русская.

Промышленными объектами Августова, которые использовали водную энергию реки Рата и ее притоков, были две городские кондитерские, две мельницы (старый и новый, построенный в 1563 году, использовался исключительно за плату 97 злотых), функционировал и лесопилку.

К тому времени в городе было 10 пекарей, 2 мясники, 8 сапожников, 2 портные, 2 кузнеца, 2 скорняки, 2 ободники, несколько ткачей, которые занимались выращиванием и обработкой льна, несколько солодникив и пивоваров, около 20 Смоляров, которые занимались свободным курением смолы в королевских лесах.

Выписки из переписи населения 1616 показывают, что начало XVII века. для Августова был значимым. Количество домов составляла 362, город принадлежал к числу средних городов Белзького воеводства, такого ранга как Белз, Сокаль или Угнев.

Город Августов было под властью Речи Посполитой примерно 223 гг. — С 1549 г. по 1772 годы. За этот период выросло с маленькой валашской осадки над рекой Рато, в город конца XVI в. Здесь развивалось ремесленничество, сельское хозяйство, промышленность, сапожный и швейный цеха, пекарский цех, производились пепел, сода, деготь, добывалась железная руда, выплавляли железо, работали мельницы, лесопилки, кузницы, солодовни, пивоварни, винокурни, перерабатывающие мастерской льна. Одним из первых мостеньських старост, был Ян Данилович в 1619 году, в последнее старостой, к периоду перехода Августова под господство австрийское в 1772 году, Адам Юзеф Минишек. Историки предполагают, что с 1780 года на государственном уровне было возвращено городу его старое название Мосты Великие.

Вместе с австрийскими властями начинается новое административное деление. Мосты тоже стали оторваны от предыдущего Белзького воеводства и включены в циркулю Жолковского. В этот циркуль входили 4 города Жовква, Сокаль, Белз, Любачев, а также 17 городов, в состав которых входили и Великие Мосты. Город был сильно уничтожено после шведской войны 1655-1660 г.. И большого пожара, который произошел 28 июня 1775. В 1817-1822 гг., Для лучших торговых связей выстроен путь, получивший название Шарпанецький гостинец (с Мостов через село Шарпанець на Белз).

В 1819 в Мостах открывается начальная «тривиальная» школа, которая дает возможность ее выпускникам (в отличие от ранее созданных церковных школ) поступать в школы высшей ступени — нормальной). В этом же году распадается Мостовской староство, которое было создано еще в XV в. Австрийский фикус (финансовый орган) продает помещику Юзефу Урицком за 42500 ренских Большие Мосты и села Дворцы и Волица. Большой переполох среди населения вызвал взрыв холеры в 1831, эпидемия которой занесли иностранные купцы. В результате на некоторое время ослабляется торговля.

Новый владелец Великих Мостов Юзеф Удрицке в 1820 году строит возле костела, на высоком берегу реки Рати, напротив площади Рынок, на улице параллельной главной улице города, новую плебанию. Юзеф Удрицке был обеспокоен неблагоприятным политическим и экономическим положением города, поэтому решает создать из Мостов большое гарнизонная город. И в 1846 году получает согласие военной власти на стационарное содержание в Мостах Великих полка пехоты и полка улан. Происходит переорганизация города.

Вскоре Юзеф Удрицке построил новый кирпичный костел Успения Девы Марии неподалеку от плебании, потому что старый дереьяний сгорел. В 1837 году его посвятил Львовский Митрополит Архиепископ Франциск де Поль Пиштек. Однако 12 сентября 1880 храм вновь полностью сгорел. Местные жители сразу взялись за его восстановление.

В 1875 г.  начинается строительство гостинцу из Жовквы к Мостов, поэтому строится новый мост через. Рату, а в 1876 г. закончено дорогу с Мостов Великих к Кристинополя. В Мостах в это время существовал уездный суд, а в 1883 г. открывается читальня, в которую записалось 67 членов, даже поляки. Ее возглавляет настоятель Дидицкий, активными члены общества становятся аптекарь Жолинський, бургомистр Шейка, мещане Андрей Балко, Иван Карпевич.

1887 в Великих Мостах существуют суд, нотариальная контора, аптека, военный гарнизон, жандармерия, школы, ветчины, маленькие магазины, но на весь уезд (22 тыс. Чел.) Врача не было.

17 августа 1890 году в городе заложены угловий камень под строительство новой церкви в византийском стиле. Проект храма спроектировал архитектор Василий Нагорный, строил его три года (1890-1893) Павел Левицкий. В 1895 году папа римский Лев XIII в уделил церкви три отпусти: в день Благовещения, Успения, Покров Пресвятой Богородицы.

3 декабря 1895 г.  в Мостах состоялось народное вече. Никогда город не видели такой толпы народа. Из Львова приехал Франко, студент Витык из Жовквы, врач Дрималик и комиссар — староста Орльшецький. Основной доклад произнес Иван Франко, врач Невестюк предложил заложить в Великих Мостах библиотеку.

Первое десятилетие XX в. есть годами дальнейшего роста политического сознания масс. Представители украинского народа требуют значительного увеличения количества государственных средних школ с украинским языком обучения.

В 1911 произошло важное событие для еврейского населения Великих Мостов — заложен краеугольный камень для строительства новой синагоги, которую строили 12 лет и завершили в 1923 г.

Не обошли Мосты тяжелые Первой мировой войны. Не один мостивчанин был вынужден воевать на стороне АвстроУгорщины против своего собрата. Сами же Мосты, которые были на это время застроены из дерева, почти полностью сгорели. После поражения в войне Австро-Венгрии, Великие Мосты переходят снова под власть Польши. В бывших австрийских казармах находится школа полиции, которая готовила кадры для всей Польши. В 1924 г. был заложен краеугольный камень Польского Дома, в которой сейчас находится Народный дом. В этот период в Мостах работает кружок «Родная школа» (1924), кооператив «Строй» (1932), «Союз украинок». В 1935 действуют женские рабочие курсы, а в 1937 г. открыли новую противопожарную службу.

Важную роль в общественно-политической и культурной жизни земляков играла греко-католическая церковь. Великомостовская деканат, который 1926 г. возглавлял декан о. Михаил Горняк, объединял 25 тыс. Верующих в 15 приходах. Всего в приходе насчитывалось 3948 греко-католиков, 1200 латинян, 1800 евреев.

Кардинально ситуация в городе меняется с началом Второй мировой войны. 4 декабря 1939 г.  вместо прежних воеводств создаются 9 новых областей. Жолковский уезд вошел в Львовской области. В начале 1940 года на базе уездов созданы районы. Город с 1940-1959 гг. Является центром Великомостовского района, а с 1960 относится к Сокольского района.

С 1939-41 pp. советская власть проводит депортацию населения и выселяет 20 семей (192 чел.) — это были активисты, оуновцы, евреи. Она истребляет почти всю еврейскую общину и разрушает синагогу. Очевидцы этих печальных событий рассказывали, что 70 евреев, поставили под стены святыни и расстреляли. Еще несколько мирных жителей убили в урочище Бабка, более 200 вывезли в Германию на принудительные работы.

Известными выходцами из Великих Мостов является Андрей Рачинский (1724-1794 гг.) — Музыкант и композитор. Влодзимеж Пухальский (1909-1979) — польский натуралист, фотограф, режиссер. Владимир Кон (1983-1941 гг.) — Польский математик, один из представителей Львовской математической школы. С 1921 заведующий кафедрой математики в Львовском университете. Зигфрид Вейра (1890-1963 гг.) — Австрийский живописец, график, художник и журналист. Андрей Роборецким (1910-1982) — церковный деятель, епископ Украинской греко-католической церкви в Канаде, экзарх, Администратор Саскатунский. Степан Женецкий (1913) — украинский писатель, журналист, общественный деятель.

В послевоенное время город постепенно встает из руин, особенно после распада СССР. Важной вехой истории Великих Мостов стало строительство православного храма, краеугольный камень которого был заложен в 1991 г. (строительство продолжалось до 1999). Проект храма разработали львовские архитекторы Владимир и Светлана Зотова. 1 января 2012 г.  в городе открыт памятник известному лидеру ОУН Степану Бандере. 14 октября 2014 в центре Великих Мостов торжественно освятили статую Божьей Матери.

Вот, пожалуй, и все сведения, сохранившиеся о прошлых временах родного города, однако поиски архивных материалов, записи воспоминаний очевидцев продолжаются.

Подготовила Ирина Погранична, секретарь Великомостивского городского совета.

 

 

Голос Сокальщини на GoogleNews