Духовне життя

ДУХОВНАЯ ТВЕРДЫНЯ СЕЛА

Церкви Воздвижения Честного Креста с. Добрячин исполнилось 130 лет. Собственно, 1880 г. завершилось строительство Божьего Храма, а торжества по случаю освящения состоялись на следующий 1881 г.

Первое упоминание о храме в Добрячині датируется 1689 годом. Это была деревянная церковь Воскресения Христова на кирпичном фунда-мэнти. Свидетельство о находим в статье а. Василия Чернецкого "Церковь в селе Добрачин" (1894 г.). Историей деревни и церкви в прошлом интересовались Венедикт Площанський, Бронислав Сокальский, Теофил Коструба, Мирон Кордуба, о. Пла-тонід Филяс (выходец из села, первый редактор журнала "Миссионер"), Ярослав Гальчинский и др.  Сегодня эту историю исследует ученый Иван Зозуля.

В разные годы деканами (администраторами) и парохами были: Андрей Панкевич (1803-1804), Василий Панкевич (1827), Павел Дяковський (1827-1828), Лука Сарницький (1833-1837), Антон Вислоцький (1837-1842), Алексей Тищак (1842-1855),  Лев Ли-сяк (1855-1867), Михаил Мико-ла-йович (1867), Александр Лаврецкий (1868-1886); священниками: Алексей Лаврецкий (1886-1923), Андрей Пизюр (1924-1928), Иван Лысяк (1928-1939), Михаил Воробий (1936-1945).

Строительство новой кирпичной церкви Воздвижения Честного Креста началось в начале 1870-х годов. Инициатором и прорабом этого дела был о. Александр Лаврецкий. К счастью, на кладбище с. Добрячин сохранилась могила семьи Лаврецьких. Место захоронения крестьяне бережно упорядочили. Теперь ежегодно в Пасхальные праздники здесь отправляют молебны.

Строительство храма велось на пожертвования прихожан, помогали средствами и строительными материалами другие приходы. Основным основателем выступила графская семья  Дидушицких. Отдельные меш-жители села продавали свои поля или сдавали их в аренду, а вырученные средства жертвовали на строение.

Кроме пастырского служения, о. Александр Лаврецкий зай-имел-ся культурно-просветительской работой, занимался однокласною (впоследствии двухклассной) школой, соби-рао этнографические материалы, в частности по истории писанкарства. Его записи использовали другие ученые. Также приглашал для проведения миссий-них наук монахов из соседнего Кристинопільського монастыря отцов-Василиан.

Число прихожан росло. Если, по данным шематизма, в 1906 году в селе насчитывалось 997 греко-католиков, то в 1938 г. их было уже 1219 человек.
Пришлось жителям Добря-чина пережить тяжелые времена Первой мировой войны, разочарование от поражения Зунр, годы польской пацификации. И все же церковь всегда становилась духовной опорой.

Своеобразный ренессанс культурно-церковной жизни происходил с приходом на приход в. Михаила Воробія (1880-1956 гг.). Он получил приход в Добрячині весной 1936 года. Вместе с женой Євгенією висту-пил инициатором восстановления читальные "Просвещения", возглавил просві-тянський ячейка, работал с церковным хором, молодежью, детьми. В 1945 г. вынужден был перебраться в Сокаля, поскольку в 1944 г. церковь и плебанія в Добрячині были разрушен-рованные. Работал в условиях враждебного большевистского террора. В духе христианской морали воспитывал пятерых детей.

Волна репрессий не обошла о. Михаила и его семью. В октябре 1947 г. его жену Євгенію и младшего сына Мирона арестовали. Приговор — десять лет в лагерях Сибири. Здесь он подорвал здоровье. Врачи ничего не могли поделать против тяжелой онкологической болезни. Отцу Михаилу и его семьи позволили вернуться на Украину в 1956 г. Семья переехала в г. Бучач, что на Тернопольщине,  где он умер 26 октября 1956 г.

В годы Второй мировой войны церковь претерпела существенных разрушений, было разбито купол. Ее превратили в радгоспный состав. В конце концов, такая участь не обошла многих церквей. И даже в годы воинствующего атеизма на праздник Воскресения Христова молодежь и дети собирались возле церкви, пели пасхальные песни, водили веснушки и календарь. А в мае под закрытыми дверями храма отправь-ляли маевки. Жители Добрячина молились Богородице.

Эти молитвы Дева Мария услышала. Восстанавливать храм начали в 1988 году, когда церкви выходили из под-пилля, когда погибал воинствующий атеизм. Инициаторами реставрации церкви в с. Добрячин, ее новыми зодчими выступили Євген Буй, Иосиф Зубач, Петр Мамроха, Василий Коляда, Богдан Дияковський, Михаил Клебан, Василий Канюка, Михаил Беда, Матвей Пекальський, Иосиф Ковальчук, Степан Рыбачук, Степан Микитюк, Владимир Пернак, Василий Лошадь, Павел Пилипчук, Иван Дячишин, Петр Блащук, Павел Годіш, Иван Бас, Григорий Костюк, Василий Дмитрук, Зиновий Процюк, Михаил Довбуш, Роман Сичинский, Михаил Плотичка, Василий Гораль и др. Все они неутомимо трудились на восстановлении.

Многие из них ушли в вечность. И память человеческая их не забудет! Восстанавливали церковь на средства прихожан.

Многих добрячинців пришлось отпевать в церкви. Однако — о приятном: в восстановленном храме уже охрестилося 140 детей. Дети — будущее церкви, будущее села, будущее Украины.

К сожалению, и в Добрячині не обошлось без межконфессиональных конфликтов. В церкви отправляли Богослу-жіння и православные, и грекокатолицькі священники — Роман Члач, Михаил Гнатив, Иван Жмыхов, Марьян Чернега, Мирослав Медведь. Уже пятнадцать лет приход возглавляет о. Василий Билецкий. По резуль-татами голосования общины села церковь приобрела статус УГКЦ. Конфликты было преодолено дипло-матично, а Храм Божий объединил добрячинців. И здесь немалая заслуга в. Василия Билецкого.

 

Церковь, ее двор, колокольня требуют постоянного обновления, благоустройство территории, ремонтно-строительных работ. В прошлом году завершено сооружение новой ограды, предоставлено строгости колокольни.  И  не обойтись без меценатов, спонсоров. В решении организационных вопросов, финансовых много помогают частные предприниматели Петр Пилипчук, Михаил Батюх, Мирослав Шумило, Василий Чапков и др. Не стоит осто-в стороне от решения проблем сельский голова Иван Дидак. При его содействии освещено двор церкви. Львиную долю помощи предоставлял церкви скончавшийся в Боге Иван Бас. На средства частного предпринимателя Галины Антонюк на окраине деревни построили часовню. Ее освящен год назад, на праздник Покрова Пресвятой Бого-родици. Поэтому это христианский праздник  стало для добрячинців двойным. Часовня – еще один духовный очаг, духовная твердыня Добрячина.

Трудно представить Богослужения без церковного пения хора, участниками которого является Любовь Подолец, Мария Дутка, Олег Гейко, Александра Лехман, Ирина Шевчук, Василий Топоровский, Владимир Кравец, Михаил Пилипчук, Степан Король, Наталья Канцірук, Мария Смаль, Ярослава Этих, Анна Гнатюк, Надежда Лисенчук, Галина Дячишин, Ярослав Витик, Тарас Годиш и две Анны Блащук.

С детских лет пела в церквей-ному хоре Мария Гораль. Через почтенный возраст, она уже не может заниматься этим делом. Но по-мысли, сердцем и душой всегда с хористами.

Казалось бы, еще недавно пели в церковном хоре  Зиновий Процюк, Василий Смаль, Ольга Смаль, Павел Смаль, Ирина Коляда, Анна Пелех, Василий Канюка, Анна Шевчук, Екатерина Рыбак, Екатерина Пилипчук, Стефания Гейко… Однако они уже в вечности, как и дьяки Иван Власюк и Богдан Романина. Они долгое время руководили церковным хором.

Немалые усилия в активизацию жизни прихода прилагают председатель церковного комитета Степан Рыбачук, пономарь Степан Микитюк, церковная сестрица Надежда Гнатюк. При храме действует Апостольство Молитвы.

Без церкви в селе не обходится ни один праздник, культурно-массовое мероприятие — День Независимости, праздник Матери, Шевченковский вечер.
А еще с участием церкви состоялась презентация поэтического сборника местного автора Анны Кузьмак, отмечено 620-летию села.

Весомым фактором является воспитательная работа среди детей: функционирует воскресная школа, где занятия проводят отцы Василий и Роман Билецки, организуются для детей экскурсии в Крехов, Львов, Жовкву. Иногда Богослужения сопровождает детский хор церкви св. Йосафата м. Червонограда, которым руководит уро-дженка Добрячина Оксана Гейко.

Экономические неурядицы не ома-нули и Добрячина. Немало его жителей находятся на заробіт-ках за рубежом. И возвращаясь в родной дом, они всегда привозят подарки для церкви или жертвуют заработанные тяжелым пра-это деньги.

В канун Воскресения Христова долю освященных пасхальных блюд прихожане передают ресниц-ськовослужбовцям, детям-сиротам школы-интерната, заключенным. Ведь святая пасха — для всех!

Десять лет назад к 120-летию церкви издана книга Богдана Пасечника "Добрачин — Кукушкино гнездо". О жизни прихода писали и пишут газеты "Голос из-за Буга", "Новости Прибужжя", "Вестник", "Армия Украины", "Образование Украины", "Источник жизни", "Новая заря" и другие издания.

…Жизнь продолжается, приход функционирует, развивается, история церкви продолжается. И ее сегодняшний день станет достоянием историков, краеведов грядущих поколений.

Тарас ЛЕХМАН.
с. Добрячин.

\"\"

\"\"

Лінограв’юра: церковь Воздвижения Честного Креста с. Добря-чин. Художник — Николай Клебан.
На фото: церковный хор села, в центре — настоятель Добрячина отец Василий БИЛЕЦКИЙ.
 

.

Голос Сокальщини на GoogleNews