Духовне життя

Городилівська чудотворная икона Пресвятой Богородицы

в настоящее Время на карте Украины уже нет Городилович, как и других 66 сел, которые были сожжены на Сокальщине в конце 40х годов прошлого века. Однако выходцы этого села свято берегут память“память о родные места, близких сердцу людей, которых уже нет рядом, и икону Городилівської чудотворной Божьей Матери, которая стала их оберегом на чужбине.

Официальных архивных данных о этот образ не сохранилось. Известно лишь, что его история началась со села Городиловичі, которое лежало на холмике. По одному из преданий, на том месте, где сейчас стоит часовенка, в давние времена был густой лес. Однажды, увидев над ним ясность, крестьяне сразу поспешили туда. На одном из трех пеньков срезанных дубов с’явилась икона Божьей Матери. Люди забрали ее к селу, поставили в часовне и хотели построить там церковь. На следующий день икона исчезла из часовни и вернулась к лесу. Так повторялось трижды. Тогда городилівчани решили построить церковь в лесу. Пандідич позволил вырубить лес на том месте и дал дерево для постройки небольшого церкви. Позже, в 1748 г. в Городиловичах (такая дата была вырезанная ножом над дверью церкви), достроили большую церковь. Собственно она и изображена на старой довоенной фотографии. На десятую пятидеся;пятницу после Воскресения Христова в Городиловичах происходил отпуст. Люди со всей округи приходили в церковь, а потом посещали родных и знакомых. Многие больные исцелялись здесь от своих недугов. Неподалеку от церкви выкопали колодец, в которой святили воду, которая, по воспоминаниям старожилов, была также целебной.

За столетия первых чудотворных действ Городилівської иконы Пресвятой Богородицы, Святейший Отец Папа Римский Пий IX дал право епископу Григорию Яхимовичу ее короновать, а Андрей Шептицкий восстановил отпусти. И со временем багалюдні и славные отпусти приобрели нового развития. Так было до 1945 года. После Второй мировой войны в соответствии с решениями Крымской (Ялтинской и Потсдамской конференций в Восточной Европе произошли значительные территориальные изменения. На основе Люблинской соглашения от 9 сентября 1944 г. и заключенного договора между СССР и Польшей о радянськопольський границу от 16 августа 1945ого, исконные этнические украинские земли: Посяння, Холмщины, Подляшья, Лемкивщины, без согласия на то, и не смотря на волю украинского населения, были переданы Польше. Украинское население заставили вследствие «добровольного переселения» и насильственной депортации насильно покинуть свои родные дома и землю предков. Завершающим этапом этого процесса стала операция «Висла». Вследствие ее исконные украинские земли были «очищенные» от этнических украинцев. Не миновала эта страшная судьба и жителей Городилович. 6 мая 1946 года всех крестьян вывезли. Когда они покидали родную деревню, по приказу местного священника дьяк снял икону и передал Анне Процюк. И повезли крестьян глаза глядят далеко от родного дома. Большинство жителей села переселили на Тернопольщину. Первым местом их пристанища стало с. Глибочок Борщевского района. Туда же привезли и Анну Процюк, которая как самую дорогую семейную реликвию берегла икону Пресвятой Богородицы. С разрешения местного священника этот образ поставили в церкви. Виселенці с Городилович каждый раз во время службы Божьей молились к ней, чтобы как можно быстрее вернуться в родные дома. И в дальнейшем, где бы ни забрасывала судьба выходцев из Городилович, они всегда собирались на десятую п“пятницу после Воскресения Господнего и молились образа Матери Божьей, вспоминали родную деревню. Поклониться Городилівській чудотворной иконе Божией Матери приходили немало жителей из ближних и дальних сел Надзбручанського края. Проживали городилівчани в Глибочку почти год. Затем путь скитаний переселенцев пролег в Побужье. Немало семей переселили вс. Дальнич Кам“янкоБузького района Львовской области. Жители деревни приняли их радушно, поставили икону Пресвятой Богородицы в местной церкви. К чудотворной иконы приходили люди из окрестных сел.

В 1951 году СССР и ПНР заключили договор о новый государственный радянськопольський границу и состоялся обмен отдельными пограничными территориями. Вследствие которого в Львовской области УССР отошли украинские земли в районе города Кристинополя (ныне Червонограда).

Городиловичі снова стали советскими. Можно было возвращаться к родным родительских домов. Но случилось не так как задумывалось. Городилівчани возвращались на Сокальщину, и здесь их ждало разочарование. Село было полностью уничтожено и напоминало руины, потому что дома и хозяйственные постройки сожгли. Церковь разобрали, а из досок в соседнем селе построили курятник для колхоза. И что хуже всего, село Городиловичі решили стереть с лица земли. И судьба привела многих городилівчан в Борятин, что за 30 км от родного села. Икону борятинці в свою церковь не приняли, и она находилась в доме семьи Судолбині. Но одного года в этих краях была засуха. Местные жители тогда вспомнили о Городилівську икону и с почестями перенесли ее в местный храм. И произошло чудо: выпал обильный дождь. С тех пор эта икона в селе была в большом почете. Впоследствии часть городилівців перебралась еще ближе к родного села – в соседней Ульвівок. Когда те обжились на новом месте, решили забрать сюда Городилівську икону. Сначала борятинці и бывшие жители Городилович, которые осели в этом селе, не хотели отдавать ее, но впоследствии уступили. И в 1990 году с величественной процессией с участием монахов, духовенства, городилівчан и жителей окрестных сел, Городилівська Чудотворная икона Божией Матери прибыла в с. Ульвівок. На просьбу о. Ярослава Кащука в 1998 г. икону отреставрировала известный реставратор, искусствовед, сотрудник Червоноградского музея истории религии п. Оксана Ясинецька. Она установила, что открытые лики Пресвятой Богородицы и Младенца Иисуса Христа (остальные иконы была закрыта металлической позолоченной оправоюшатами) были художниками неоднократно перерисованы, в результате чего на ликах нанесены три наслоения красок. Реставратор сняла одежду и установила, что под современным изображением на иконе есть еще более древнее. Червоноградский художник Владимир Свидерский выполнил достоверный образ Городилівської Чудотворной иконы Божьей Матери в таком виде, в котором она была до реставрации. Далее Оксана Ясинецька сняла верхние слои красок, дошла до первоначального изображения иконы в XVI ст., который хорошо сохранился. После реставрации оригинал иконы полностью открыт. И ныне Городилівська чудотворная икона Пресвятой Богородицы является заступницей жителей всех окрестных сел, которые истово молятся к ней.

Галина ПРОЦЮК, выходец села Городиловичі.

.

Голос Сокальщини на GoogleNews