Духовне життя

О функционировании костела в центре Сокаля

Наверное, жители Сокаля заметили, что в последнее время в будний день, а в основном в воскресенье, открыты двери костела. Там в будни хозяйничают внутри помещения, а в воскресенье отправляют богослужения. Сокальчане себе думают поразному, каждый на свой лад. Поэтому, чтобы внести ясность в этот вопрос, Сокальский городской председатель Богдан Заречный пригласил представителей римо-католической общины и духовенства, а также отдельных представителей депутатских фракций Сокальской городского совета, чтобы изучить ситуацию и дойти до определенного взаимопонимания. Прежде всего, он поделился информацией и размышлением и попросил высказаться присутствующих.

Богдан ЗАРЕЧНЫЙ,Сокальский городской председатель:

— Мы сегодня собрались, чтобы обсудить функционирования костела, который находится в центре города. Прежде всего, краткий экскурс в прошлое. Длительное время центральная часть костела, а это 75 процентов (977 кв. м) от его общей площади, согласно свидетельства на право собственности на здание от 12 июня 2001 года в собственности территориальной общины в лице Сокальской городского совета. Левая часть принадлежит районном совете, а права  в частной собственности. 20 сентября 1990 года было решение исполкома Сокальского районного совета о передаче костела общине римокатоликов. Я общался с тогдашними членами исполкома, которые сообщили, что в определенное время римокатолические община отказалась от этого костела. Также было обращение римокатоликов города Червонограда и Сокальщины относительно передачи в их пользование часовни в Междуречье. Следующее решение  передача костела грекокатолицькій общине. Занедовго грекокатоличекая община через нехватки средств передала это помещение городском совете, его надо было серьезно ремонтировать, то городской совет выделил деньги на ремонт крыши. Но нужно отметить, что бляху для его перекрытия предоставила грекокатоличекая община. Сокаля. И только в 2001 году Сокальская городской совет оформила право собственности на центральную часть помещения костела. Согласно решению сессии городского совета от 29 мая 2009 года эту центральную часть передали в аренду украинской грекокатолицькій общине сроком на 25 лет. Недавно состоялась встреча между владыкой Михаилом Колтуном, протоиереем о. Ярославом Кащуком и духовенством римокатоликов и на ней согласовали, что римокатолические община будет проводить Богослужения в этом костеле и вкладывать средства в его реставрацию. И, следовательно, от римокатолицього духовенства мы бы хотели услышать, который вы видите статус костела, как думаете его использовать.

Спустя слово имели духовные лица римокатолицької церкви.

о. Андрей МІГУЛКА, римокатолицький священник:

— Радуюсь, что этот вопрос решается между общинами УГКЦ и римокатолицькою. Могу представить несколько писем по истории, архивную справку. В архиве ни одного отказа общины нет. Является обращение в 1992 году нашего митрополита Марьяна Яворского к Кабинету Министров с перечнем сакральных зданий, это  храмы, плебании, школы. В этом перечне есть и Сокаль. А это свидетельство того, что общество не переставала добиваться костела (авт.: Хотя ради достоверности нужно отметить, что с 1990 г. по 2005 год, в течение 15 лет, не было ни одного обращения римокатоликов относительно использования костела, потому что у городского председателя Богдана Заречного нет таких документов, только в 2010 году началось интенсивное переписки между римокатолицьким духовенством и городским советом. И это признал в. Андрей Мігулка). Грекокатоличекая и римокатолические церкви подчиняются одному Святейшему Отцу и конфликта между нами не должно быть. В других местностях такие вопросы решаются мирно. Итак, 23 ноября этого года грекокатоличекая община расторгла договор с Сокольской городским советом. С Божьей помощью и помощью людей костел восстановим. Храм во внешнем смысле — это только видимая сооружение. Церковь должна воспитывать детей, молодежь, должна учить заповедей любви. Рад очень, что о. Юзеф Легович уже служил Службу Божью в Сокальском костеле. Между нами должна восторжествовать единство церкви католической независимо от обряда. Этот вопрос надо вынести на сессию, и проголосовать за решение передать костел в собственность римокатолицькій общине.

о. Юзеф ЛЕГОВИЧ,настоятель римокатолицької общины в г. Жовква:

— Когда я был в США, то видел как на одной улице есть несколько церквей, и люди там живут мирно, потому что то государство, где господствует право. Думаю, что Сокаль  такое знаменитое город, который послужит укреплению любви между нами. Знаю, были тяжелые минуты в нашей истории, но сейчас строим поместную церковь, потому что надо осознать, что нет ни польской веры, ни украинской, есть христианская. Если наша работа пойдет, то к Сокаля больше приезжать туристов, а это городу только на пользу. Послужит на благо города и района.

Мария СКОЧКО,бывшая учительница украинского языка, представитель римокатолицької общины:

— Я представительница генерации старожилов Сокаля. Мои прапрабабці всегда жили в СокалеОчень хорошо помню, как функционировал тот костел. Я и моя мама, как и много поляков, и не только их, посещали его. К костелу ходили не только поляки, было много смешанных семей. Украинцы праздновали также и польские праздники, как поляки украинские. Во время войны костел работал. Вспоминаю процессию во время празднования Божьего тела, когда мы, маленькие девочки, разбросали лепестки цветков. Изумлялась, что были мысли, что этот костел не рукоположен, то неправда. Как его закрыли, мы пошли молиться в церкви св. ап. Петра и Павла. В 1943ому принял первое Причастие в грекокатолицькій церкви. Для меня это абсолютно не проблема, в какую церковь ходить: в грекокатолицьку, или православную, или римокатолицьку, потому, что Бог один. Все мы христиане!

Єлизавета ЦАРЬ,депутат городского совета, представитель римокатолицької общины:

— Мама моя полька, а отец  украинец. Меня крестили в грекокатолицькій церкви в Доброчині. В захоронці нас учили декламировать стихи, танцевать, петь. В 1943 году на "верху", чтобы сделать разницу между украинцами и поляками, начали ту резню, но до рядовых людей это отношения не имеет. И сейчас меня удивляет, что некоторые люди довольно агрессивно относятся к восстановлению костела. Думаю, что разницы нам делать не надо и радикалами в решении этого вопроса не стоит быть. Нам не надо вражды, потому что Бог  то любовь.

***

Подобные слова о взаимопонимании говорили римокатолики Фаддей Світаловський, Євгенія Саламанчук, грекокатолики Алла Вавринчук и Ольга Петринка. И каждый, кто высказывался позже, никого не оскорблял, не обвинял, толерантно пытался выразить позицию и мнение. И это не "украинские эмоции", как сказал юрист, который пришел на встречу вместе с римокатолицьким духовенством, то, извините, было желание как раз объясниться и решить все в правовом поле. Депутаты городского совета Євген Музыка выразил надежду, что за год-второй увидим совсем другой, благоустроенный, поремонтований костел, Валентина Михайлевич поинтересовалась, или римокатолические община даст совет удержать его, а Юрий Товарянский, вполне справедливо считал нужным проинформировать сокальскую общество о дальнейшей судьбе костела, такие вещи за плечами граждан не делаются. Общественный активист Александр Новацкий обратил внимание на то, что предыдущая власть как умела и могла, но все же спасала костел от разрушения, в правом крыле его уже вполне современные и благоустроенные помещения телерадиокомпании "Сокаль" и магазины и на это нельзя не учитывать. В их выступлениях ничего плохого не было, только эмоции. Но даже среди эмоциональных высказываний можно найти рациональное зерно. Ведь присутствуют взвешивали и даже просили совета у юриста и слушали его мнению. Мы должны выслушать друг друга, должны простить и в то же время понять даже исторические боли друг друга. Конечно, обидно, что в культовом сооружении  костеле  при советской власти был базар, а за годы независимости в центральном помещении не все должным образом благоустроили. Так не должно было быть. Но позволю себе процитировать словосочетание, которое употребляли римокатолицькі священники во время встречи  да "исторически сложилось, что здесь была Польша". Так как и исторически сложилось, что в настоящее время украинские города и села находятся на территории Польши и там украинские церкви не менее разрушенные и заброшенные, чем костел в Сокале Не современники это делали. Такая наша давняя история, временами очень израненный, но с ней мы себе должны сделать уроки. Как выразился настоятель римокатолицької общины г. Сидоров в. Юзеф Легович, время делает свое. Время должен написать другую историю взаимопонимания, толерантности, уважения к своему прошлому и надежды на будущее, переполнено любовью. Папа Иоанн Павел II открыл перед нами двери любви, потому что твердил, что Бог  то любовь. Вот и послужімося этим призывом и сейчас в наших действиях.

Городской председатель Сокаля Богдан Заречный хотел выслушать разные стороны, которые в определенной степени причастны к этому делу, проинформировать общество. А на сессии городского совета в правовом поле на принципах любви шаг за шагом доходить до взаимопонимание.

Записала Оксана ПРОЦ.

.

Голос Сокальщини на GoogleNews