З життя господарника

СТЕЛЕТСЯ ДОРОГА…

Хорошо говорят на Украине: «стелется руш-ником дорога». Но что же делать, когда дорога не стелется, а ложится кривыми ухабистым зигзагами?

Волица и Комаров – живописные села Сокальщины. Долгое время достойным их лицом были собственно дороги. Центральные – заасфальто-вани, абічні – подсыпаны гравием. Но, как говорят мудрые философы, «ничто не вечно». Ежедневно сельской дороге проезжает немало машин и сельскохозяйственной техники, а также уничтожает асфальт скот. Поэтому асфальтовое пла-то очень скоро укрыли многочисленные выбоины. Несмотря на то, по его ремонт никто не брался. Хотя это и не удивительно. Ремонт дорог по Украине в последние годы застыл в мертвой точке. А все уже давно знают, в каком состоянии сегодня дороги на Со-кальщині, но не знают одного – как выйти из этой ситуации. Ведь сколько писано-переписано, а дороги становятся еще хуже. И нет на это советы и… средств.

А тем временем центральная дорога между Волицею и Комаревом, без преувеличения, стала превращаться в настоящий зигзаг удачи. Звучит это несколько иронично, но водители, что здесь ездили, полагались разве что на удачу, чтобы в очередной раз не влететь в выбоину в асфальте, которые обходить уже просто не сила.

Сельским жителям уже надоело стоять с протянутой к государству рукой, надеясь хоть на некую помощь. Поэтому решили взять ситуацию в свои руки и восстановить дорогу собственными средствами и силой. Ведь «оптом и горы можно перевернуть».

«В 2007-2008 гг. частично ремонтировали центральную дорогу. То есть на месте небольших выбоин ставили так называемые патчи. А уже в 2009-ом никаких ремонтных работ не проводили. Поэтому нынешней суровой зимы дорожное покрытие не выдержало, и весной уже вместо ямок появились немалые «кратеры», что и обусловило неудовлетворительное состояние сельского центральной до-роги. «Ждать с моря погоды» не было смысла, а спасение утопающего, дело рук самого утопающего. Поскольку эта не отремонтирована дорога начала становиться просто опасной, поэтому в общей дискуссии с местными жителями приняли решение действовать самостоятельно. За собственные средства отремонтировать дорогу, – говорит сельский голова Михаил Ничай.

Далее он продолжил:

– Наши односельчане с пониманием отнеслись к тому, чтобы внести для общего дела средства. Ведь в Комареві насчитывается около 100, в Волице – 118 автомобилей. Значительная часть жителей этих сел ездит автобусами на работу в Сокале и Червонограда. Вместе это почти 14 рейсов в день. Поэтому для всех это взаимовыгодное дело и помощь. Значительные средства (130 тыс. грн.) внесла ПАФ «Белый Сток», агроформирования и выступало основным инициатором дорожного ремонта. Свою лепту внес тепличный комбинат «СОТЕКО» (100 тыс. грн.). Мы начали ремонт из худшего отрезке дороги, а это улица•М. Грушевского села Комарева, начиная от свинофермы. На 2010-ый этого будет дост-ньо, да и средства большего не позволяют, после зимы надеемся продолжить. Работой приват-ной фирмы «Асотеріан» с Волыни, что проводит ремонт нашей сельской дороги, довольны. Ответственные работники и достаточно квалифицированные.

в настоящее Время, когда едешь уже отремонтированной дороге, приятно видеть что собранные «по нитке» деньги успешно «закатуються» в асфальт. Люди радуются, что села возвращают себе надлежащий вид. Ведь уже давно принято считать, что дороги – это лицо села, а хорошие дороги в селах богатых и успешных, где трудятся настоящие хозяева.

– Наши села очень хорошие, процветающие, а эта дорога перестала быть их украшением. Многочисленные ямы, выбоины… И их уже и на велосипеде, даже очень виртуозно, обходить силы не хватало. Имею автомобиль и часто приходится ездить этой дорогой. Постоянно надо было выкручивать невероятные зигзаги, выворачивая руль, чтобы очередной раз «не влететь» в яму.

Когда услышал, что хотят ремонтировать центральную дорогу и нужно внести некоторые средства в ее ремонт, поскольку ней ездят все, то сразу согласился на такую взаимопомощи. Если все вместе возьмемся, то будет некое дело, к тому же всем выгодно. Конечно хотелось бы, чтобы так однажды чуть поспособствовала государство, но увы… Разве ожидать некой крупной события вроде следующего футбольного чемпионата Европы. Тот отрезок дороги, что уже успели відремон-тировать, просто не узнать, ровненько, так просто стелется, а душа радуется, – поделился впечатлениями житель Волице Иван Ковальчук.

Конечно, что не все так одобрительно відгукують-ся, как по ремонту так и вложения в него собственных средств: одним асфальт затонкий, другим – загрубий, кого «душит жаба», что начали ремонт сначала со стороны Комарева, а не Волице, а кто то ли с удивлением то ли с сожалением думает ли вкладывать деньги в работу, которую должно выполнять государство. Это обычные человеческие переговоры, ведь каждому не угодишь. Но по словам Михаила Ничая, «трудно судить того, кто ничего не делает. Бездеятельно ждать на кого или на нечто – это не выход из состав-ной ситуации, потому что можно сложа руки ждать вечно, а действовать надо немедленно».

Возможно это и не выход каждый раз спасаться самостоятельно, полагаться только на собственные силы. Плохая дорога – это уже давно проблема не одного села. Ведь катастрофическая ситуация с дорогами перекочевала уже по всей Украине. И государство в мире начинают узнавать не только по тому признаку, что это живописный и культурный уголок Европы, но и как страну с очень плохими и даже опасными дорогами. Дороги общего пользования проложены в основном с середины прошлого века. Во-первых, они не рассчитаны на большую нагрузку, которую им приходится сегодня выдерживать. Во-вторых, благодаря техническому прогрессу возросла скорость движения автомобилей. И сказать, что нынешнее состояние украинских дорог неутешительный – это не сказать ничего. Поскольку в Украине 170 тысяч километров дорог и 75% из них требуют капитального ремонта и реконструкции-дукции. Поэтому сегодня приходится только мечтать, что в недалеком будущем украинские до-рога вступят европейского вида. Недотор-каной хочется оставить только красоту укра-русской земли при дорогах: цветущие луга, поля, роскошные рощи, живописные деревни и городки, вековые леса и реки вдоль трасс. Ведь где, как не в Ук-раине, с обеих сторон дороги можно увидеть высажены сирени, пиона и калину!

С появлением новых хороших дорог сократится время на проезд, а длинное путешествие не будет такой изнурительной. И, возможно, кому дорога к маме с одного края к другому станет ближе.

Оксана ВОЗНЯК.
 

.

Голос Сокальщини на GoogleNews