Находясь в гостях у родных, в США (штат Флорида), мне представилась возможность посетить несколько исторических музеев. Особенно поразил меня Музей художественного и циркового искусства братьев Ринглинг, что в г. Сарасота, в котором собраны уникальные произведения живописи и скульптуры времен средневековья Западной Европы. Почетное место здесь занимает галерея итальянского искусства, где представлены полотна известных мастеров венецианской школы: Рубенса, Тициана, Микеланджело и других всемирно европейских художников.
Как оказались эти драгоценные жемчужины из Западной Европы в США?
В то время известная в мире цирковая труппа братьев Ринглинг, заработав и накопив многомиллионный капитал, значительную его часть вложила в исторические ценности. В период всемирного кризиса 2030 прошлого века в Италии, Франции, Греции и Испании приобрели выдающиеся произведения искусства.
Построили роскошные дворцы в итальянском стиле, где и поныне экспонируются эти жемчужины мирового искусства. Среди них — шедевр итальянского живописца Тициана, который считается одним из самых влиятельных художников эпохи Ренессанса, портрет Роксоланы — Насти Лисовской. Вот его описание: Тициан (14881576) творил в Венеции. Ла Султанша Росса, 1550 г. Масло. По завещанию Джона Ринглинг, 1936 г., сэр. номер 58.
Джорджио Вазари, критик ХVI в., Назвал человека, написанную на холсте, Роксоланой — женой султана Сулеймана Великолепного, правителя Османской империи, который известен тем, правивший ею дольше — в течение своей жизни. Вот как он описал Роксолану на портрете Тициана. Головной убор с заостренным концом, украшенный сапфирами, бриллиантами, жемчугом и рубинами с самым сапфиром над лбом — традиционный для головного убора жены султана. Султанша держит куницу на поводке с драгоценными ожерельями, присоединенным к браслету, который сделан из такого же драгоценных камней, как и головной убор. Художник в совершенстве умел отражать также и женские формы.
А по Роксоланы, Насти Лисовской, то напомню вкратце ее биографические данные. Родилась она примерно 1506 году во семье священника Гаврилы Лисовского из Рогатина, что на Иванофранковщины. Назвали ее Настей, однако в польских исторических источниках находим имя Александра, и происходит она из городка Чемеровцы, что на Подолье. В период частых набегов на украинские земли, примерно 1520 крымские татары пленили Настю Лисовской и продали в гарем турецкого султана. В наложницу Настю влюбился Сулейман Великолепный, впоследствии она стала его женой. Нрав у Насти была веселая и шутливая, за что ее назвали турецким именем Хурем, которое означает «та, что приносит радость», а через славянское происхождение — Роксолана. Будучи при султанском дворе, Роксолана наблюдала за всем, что там творилось. Она досконально изучила персидский и арабский языки, хорошо знала восточную литературу, Коран и законы Османской империи. С Роксоланы начался период, который историки называли «правлением привилегированных женщин» или правления султанши, то есть период влияния жен султанов на своих мужей. Султанша Хурем также хорошо выучила итальянский, французский и другие языки европейских государств, имела незаурядный дипломатический дар. В ней султан принимал разных послов, поручал ему вести дипломатические беседы. Роксолана переписывалась с польским королем Зигмунтом Августином и королевой Боной, а также венгерской королевой Изабеллой. О ней говорила вся Европа. Султанша заставила Сулеймана снести невольничий рынок, построить на его месте мечеть, больницу. По ее инициативе построили общественную баню, доходы от которой использовали в поддержку Софийского собора в Константинополе (со временем турки из собора сделали мечеть Айя София). Когда султан был в походах, то Роксолана управляла государством. Однако в течение сорокалетнего пребывания на чужбине, всегда тосковала по своим родным краем и народом. Умерла 15 марта 1561 в возрасте 56 лет. О жизненном пути Насти Лисовской написано на разных языках немало художественных произведений, десятки исследовательских исторических работ. На экранах даже появился художественный телесериал «Роксолана».
Впервые в Украине в 1869 г. драматург Филипп Якимович написал пьесу о Роксолане. Среди украинских историков о султаншу описал в своем историческом труде «История Турции» один из организаторов Академии наук Украинской Народной Республики историк Агафангел Крымский. А в тридцатых годах прошлого века вышла в свет историческая повесть выдающегося галицкого публициста, писателя, общественного деятеля Осипа Назарука «Роксолана», в которой он создал образ украинской пленницы Насти Лисовской. Она была одной из самых выдающихся женских фигур в мировой истории той эпохи — женщиной падишаха Сулеймана Великолепного, завоевателя и законодателя Османского государства.
В отличие от романа «Роксолана», написанного П. Загребельным в советские времена, в повести О. Назарука более правдиво раскрыты факты из жизненного пути большого султанши, который своим грехом начала развал могущественной Османской империи.
Воспроизвести образ Роксоланы пытались разные художники. Ее портреты воображения нарисованные несколькими неизвестными мастерами кисти течение ХVIXVIII ст. На одних картинах она — мученица, на других — грозная повелительница с кинжалом в руке и даже в тюрбане на голове, что является признаком того, что она приняла мусульманство, но везде — в глазах тоска по потерянным родным краем. Есть несколько полотен известных художников: «Роксолана и султан» художника Карла Антона Хакеля, 1780 г., экспонировался в местном музее Майнца в Германии.
Единственный живописец, который рисовал Роксолану с натуры — это Тициан. Хотя некоторые дослидникиисторикы отрицают это, ибо по законам мусульман того времени рисовать женские портреты были запрещены. Есть и другие сведения, которые утверждают, что в картинной галерее во дворце султана рядом с портретами султанов красовался и женский. Тем более, что султанша любила живопись, общалась с известным художниками, философами, и подтверждает изображение на полотне ее истинного образа.
К сожалению, мы еще до сих пор достоверно не знаем, где и в чьей коллекции хранилась картина до выкупа его братьями Ринглинг. Есть версия, что портрет «Роксоланы» как один из 80 тысяч экспонатов хранился в Национальном музее Львова в 19051930 гг Писатель Осип Назарук в послесловии своей исторической повести рассказывал, что видел портреты Роксоланы в музее А. Шептицкого, один — кисти итальянского мастера, второй — немецкого артистахудожника. Глядя портрет, писатель писал, что «Роксолана была очень хорошая, скромная, деликатная, очень спокойного вида, так спокойно, что успокаивает даже взгляд на ее портрет, кроме этого прекрасного портрета, видел еще один, работы немецкого артиста, на которые кресло ее и буквально всю одежду высажены крупными перлами ».
Во Львовской национальной художественной галерее есть портрет Роксоланы, который считают оригиналом. Но относительно того, это тот самый портрет, который видел Осип Назарук, то возникают сомнения, ибо писатель описал совершенно другой образ Роксоланы, который видел на тех портретах. Он скорее совпадает с образом на картине Джорджио Вазари.
«Чрезвычайно драматический, тяжелый и трагический жизненный путь прошла, вопреки обычаям народа турецкого государства Анастасия Лисовская, она проявила убедительную победу украинского интеллекта над целым восточным миром», — так высказалась председатель Лиги украинских женщин Львова Л. Купчик.
Величественная личность жинкиукраинкы Анастасии Лисовской, которую знали как Роксолана, издавна привлекала к себе внимание. А она — историческая фигура!
Василий Волошин, г. Запорожье.