Листи до редакції

О путешествии на Святую землю

В конце мая — начале июня нам с женой появилась возможность в составе группы паломников-христиан посетить Святую землю — Израиль.

Поздно вечером из аэропорта «Борисполь» на самолете «Боинг-737» компании «Аэросвит» вылетели в направлении ТельАвива. Полет продолжался три часа, на высоте 11500 метров.

Тель-Авив встретил нас теплой погодой. В аэропорт «Бен-Гурион» прибыли около двух часов ночи. Паспортный и таможенный контроль занял считанные минуты. На улице нас ждал комфортабельный автобус, а также — гид Денис, выходец из Омска, и водитель Ахмат, по национальности араб. Менее часа продолжался переезд из Тель-Авива в Вифлеем, где нас поселили в трехзвездочной гостинице.

Сам город Вифлеем расположен на территории Палестинской автономии на границе с Израилем, от которого отграниченное высокой бетонной стеной высотой в 1012 метров. В стене оборудован КПП, оснащено железными воротами и круглосуточной охраной, вооруженной автоматами советского образца.

При въезде в Израиль или Палестину проверка носит формальный характер. Никто паспортов не проверяет, охранники дважды проходили автобусом.
Группу паломников сопровождал священник отец Владимир, преподаватель Львовского католического университета. Каждый день он отправлял литургию, и это придавало нам сил путешествовать по Святой земле.

Первой святыней, которую мы посетили, был храм Рождества Христова, в Вифлееме. Огромное сооружение включает несколько пристроек, принадлежащих различным конфессиям. Осмотрели пещеру, где родился Иисус Христос, над ней есть престол и серебряная звезда с 14 лучами. Если на эту звезду положить какой-нибудь предмет, то он становится освященным. К слову, один из двух таких чудодейственных мест — здесь, на Святой земле. В заключение экскурсии отец Владимир предложил спеть украинскую колядку «В Вифлееме веселая новость». Все с радостью заколядовали. Возбужденные и счастливые, мы вернулись в отель, где нас ждал вкусный ужин.

На следующий день первой остановкой было поле Пастушков. Здесь, согласно Писанию, ангел возвестил пастушкам о рождении Иисуса Христа. На месте этого события построен небольшой современный храм.

Дальше наш путь пролегал в Иерусалим. Иерусалим — столица государства Израиль, здесь содержатся все правительственные учреждения. ТельАвив, что является деловой столицей Израиля, построенный в конце 40х годов XX века. Экскурсию начали с молитвенного пути Крестного пути — от Львиных ворот в стене, окружающей Старый Иерусалим. Длина стены более 4 км, высота — 1213 м, толщина — 23 м. От Львиных ворот начиналась Крестный путь Иисуса Христа. Недалеко — пещера, где родился Матерь Божия. Узенькой улице, сплошь застроенной каменными домами, мы дошли до места, где Понтий Пилат осудил Иисуса Христа на смерть. Постепенно продвигаясь вперед, мы прошли все стации Крестного пути, отмеченные настенными рисунками и пронумерованы высеченными римскими числами.

Наконец мы дошли до храма Гроба Господня. Это огромный храм, построенный в средние века. С благоговением поднялись на Голгофу — гору, где был распят Спасителя. К гробнице Иисуса Христа была небольшая очередь. С трепетом и волнением мы вошли в пещеру, где был похоронен Иисус Христос. При выходе горел благодатный огонь. Освятили крестики, иконы и свечи на камне миропомазания, который является вторым местом, где все вещи становятся освященными.

Дальше наш путь пролегал на гору Сион к могиле царя Давида, комнаты Тайной вечери и храма Успения Богородицы. В заключение экскурсии посетили Стену Плача — святыню иудеев.

Следующий день — снова Иерусалим. Посетили храм захоронения Девы Марии. У подножия оливкового горы раскинулся Гефсиманский сад. Полагают, что некоторые масла в саду растут еще со времен Иисуса Христа. Постепенно поднялись на вершину оливкового горы, к храму «Отче наш», на стенах которого языках всех государств мира написано молитву «Отче наш», в том числе и украинские.

Следующий маршрут — Иудейская пустыня и Мертвое море. Дорогой посетили старый город в мире, Иерихон, отдохнули на побережье Мертвого моря. В это море, которое ниже уровня мирового океана на 422 м, впадает единственная река — Иордан. Вода в море очень соленая, насыщенная различными солями и элементами почти всей таблицы Менделеева. Из-за высокой концентрации солей человек утонуть в море не может.

На следующий день мы посетили место крещения Иисуса Христа в реке Иордан. Все паломники совершили купель в реке, по благословению отца Владимира. Далее наш маршрут пролегал в Тверию — город на берегу Галилейского моря. Это пресноводное озеро длиной 24 км и шириной 13 км, в него впадает и вытекает река Иордан, и оно служит основным источником пресной воды для Израиля. Посетили несколько монастырей, где творил чудеса Иисус Христос.

Переночевали в гостинице — и отправляемся в Назарет. По дороге поднялись на гору Фавор, где побывали в храме Преображения Господня. У подножия горы — долина Армагеддон, покрыта полями, садами и пресноводными водоемами. В Назарете посетили храм Благовещения, источник Девы Марии и церковь архангела Михаила. В тот же день заехали в Кану Галилейское — город, где Иисус Христос превратил воду в вино (первое чудо Иисуса Христа). На этом месте построен величественный храм, где христиане имеют возможность проводить обряд венчания. Попутно, отец Владимир совершил обряд подтверждения брака семейных пар, которые были в группе. Это последняя святыня, которую мы посетили на Святой Земле.

Дальше наш путь пролегал в город Нетанию, расположенный на берегу Средиземного моря. Вечером и на следующее утро мы с удовольствием купались в теплых и очень чистых водах этого моря.

Последний день пребывания в Израиле. Отец Владимир отслужил литургию в фойе отеля. Затем мы отправляемся в аэропорт «ТельАвив», чтобы счастливо вернуться на родную землю.

Не осталось вне нашего внимания благосклонное и благожелательное отношение израильтян к украинским. Нас узнавали за символикой и языком. Интересовались нашей жизнью, часто в разговоре переходили на украинский язык.

Дважды в магазине, для поощрения покупателей, мы услышали гимн Украины.

Стоит отметить высокий профессионализм гида, с любовью рассказывал о христианских святынях, поблагодарить туристической фирме «Новая Европа» и руководителю группы Леси Богдановне Иванчук. Это путешествие оставит неизгладимый след в наших сердцах.