Новини культури

Сокальчане могли бесплатно посмотреть спектакль \»Последний гречкосій\

Приезд заньковчан – то всегда праздник. И на этот раз, 20 декабря 2011 года, благодаря районной программе поддержки культурно-просветительских и информационно-презентационных мероприятий, сокальчане могли бесплатно (в Львове билеты стоят по сто и больше гривен и их просто не достать) посмотреть спектакль «Последний гречкосій», особенно актуальную в настоящее время, когда наши славные депутаты ВР хотят разрешить продавать направо-налево землю. Эту трагикомедию написал и поставил актер театра, драматург и режиссер Орест Огородник (в спектакле он играет роль Аристарха, никчемного депутата, который хочет купить землю и хорошенько заработать на этом).

Наш корреспондент встретилась с режиссером-постановщиком спектакля Орестом Огородником и народным артистом Украины Петром Бенюком, который выполняет в ней одну из главных ролей. Предлагаем Вам их разговор.

– Господин Оресте, – актер, драматург, режиссер, уже приезжали в Сокаль со своими представлениями. Расскажите, пожалуйста, подробнее о Вашей «Последний гречкосій».

– Это уже четвертая моя спектакль на сцене нашего театра. Сначала были «Милая моя, дорогая моя», молодежная спектакль, она шла примерно десять лет назад. Следующая – сказка «Івасиктелесик», которая уже идет в театре шестой год (авт.: сокальская малышня также видела эту сказку). Потом были «Кризис», «гостила» у вас в Сокале, после нее – «Последний гречкосій». Премьер’премьера этой трагикомедии состоялась в июле. Спектакль поднимает очень наболевшую для нашего народа тему – это земля, генетическая принадлежность нашего народа, это идея украинского труженика, который еще живет и любит эту землю, ни за какие деньги ее не продаст, потому что понимает: продать землю – это то же самое, что продать родную маму. В противодействии главному герою Михаилу, который и является тем селяниномтрударем, выступают его дети. Они живут современными стереотипами, современными ритмами жизни, они считают, что земля не является родственной колыбелью, а лишь средством для обогащения. На этом и строится основной конфликт. Хочу, чтобы зритель поставил себе вопрос: что для него значит родная земля?

– Кто занят в этом спектакле?

– Ведущие актеры театра, старые и молодые. Это прежде всего народные артисты Украины Януш Юхницкий, который играет главного героя Михаила, и Петр Бенюк – Дмитрий, человек с трудной судьбой, которая разочаровали, что у нас в селе может быть хорошо и потихоньку спивается, как и многие люди в деревне. В спектакле также заняты народная артистка Украины Алла Корниенко (мать), Татьяна Павелко (Наталья) Ярослав Киргач (Зеник), Виталий Гончаренко (Ричард), Богдан Ревкевич (Эдик) и другие.

Первый спектакль, с которым приезжал в Сокаль – это «Сто тысяч» И. КарпенкаКарого, моя дипломная работа. Петр Бенюк играл в ней Калиту. Это было лет три-четыре назад. Два года назад, как уже упоминал, привозили к вам «Кризис». И сейчас уже в третий раз с моим представлением. Нас очень хорошо принимали. Мне вообще нравится публика в районе, незаангажированная, непосредственная, которая имеет над головой небо, а под ногами – землю. Сегодня гуляли вашим городом, здесь ничего не давит на человека, хорошая атмосфера, хорошая энергетика.

Спектакль, как я уже говорил, идет с июля. С ней мы уже ездили достаточно: были в Тернополе, Ивано-франковске, Луцке, Золочеве…

– есть Ли приток молодых актеров в театр?

– У нас при театре есть студия, потом она переросла в факультет, который открылся в Львовской консерватории, там было два набора, после этого был в университете Ивана Франко и не так давно с помощью Богдана Козака и Федора Стригуна в нашем университете открыли новый факультет – культуры и искусств, на котором есть и актерская и режиссерская кафедра. Поэтому молодых кадров хватает.

– А теперь хотелось бы услышать мнение о спектакле Бенюкаактора…

– Орест Огородник, как драматург, выписал прекрасную роль Дмитрия, которую я играю. Писал он ее с мужчины, который жил у его родителей. Играю бывшего дальнобойщика, пенсионера, пьяницу сельского, человека со сложной судьбой, одинокого. Этот образ поистине правдивый. Он писал его с живого мужа и мне подсказывал на репетициях, как этот образ подлинно «лепить», чтобы был похож. Приходили люди, которые знали этого дальнобойщика (он уже умер), говорили, что один к одному.

Орест Огородник, как режиссер, очень интересный и конкретный. Он умеет поставить то, что написал, помочь актеру создать образ. Я рад, что играю эту роль. Ибо это воистину человек из народа, а я такой и есть. Люблю быть откровенным, веселым, искренним. Скажу честно: радость моя была удвоена тем, что мы этого года, 27 ноября, закрывали Всеукраинский фестиваль драматических спектаклей. И наш «Гречкосій» поехал в Тернополь. Там зритель еще теплее принимал, чем во Львове, еще больше смеялся, хлопал. Во Львове также переаншлаг, билеты достать невозможно, мы не можем испросить для своих знакомых. Орест Огородник достал гранпри на этом фестивале, Януш Юхницкий – диплом за лучшую главную роль, а я – за лучшую роль второго плана. Это очень важно, потому что если артиста не похвалить, не дать ему понять, что он на правильном пути, то некоторые, которые не имеют моцної натуры, могут сломаться, запросы. Лично Я к таким не отношусь. С детства знал, что мне в жизни никто не поможет, потому что отца не стало, когда мне было двенадцать лет, а младшему брату Богдану – только год. Для меня этот образ очень близок, так же, как и Мошонки в «Сто тысячах», где человек борется, хочет вырваться из той жеброти, но ему это не удается, потому что богачи его не понимают, делают все посвоему. И желание Мошонки это сделать, нарушая закон, приводит к фатальному концу. Где они в чем подобные эти два герои – в стремлении вылезти на высшую ступень, что Дмитропиячок, что Калита. Мне обе эти роли дорогие.

– А молодежь приходит на «Последнего гречкосія»?

Петр Бенюк:

– Конечно, вот 27 декабря мы играем этот спектакль для учебных медицинских заведений Львова. Молодежи много приходит в зал, принимают спектакль безумно, смеются, аплодируют. В Сокале зрители несколько сдерживают свои эмоции.

– В каких спектаклях Вы еще заняты?

– «Любимому нелюбимые», там одна из главных комедийных ролей, хотя она не выписана как главная, но в процессе репетиций стала одной из главных. Смешная очень, ее люди любят, много раз приходят на спектакль, приводят своих родных, знакомых. Приходят, кланяются и благодарят, говорят, ситуация жива, когда человек этакая из народа, который умеет общаться так, как народ. У нас и другие спектакли идут, где я занят, но это в основном рафинированное классика, где мало жизненной правды. Представление должно быть реалистичная.

– Господин Оресте, несколько слов, пожалуйста, о творческих планах.

– О них, наверное, больше Бог знает, чем я. В его руках мы – инструмент. Есть какие заготовки, но вероятно сказать не могу.

– Как сейчас живется актерам?

Орест Огородник:

– Как и всем украинцам: кто живет легче, кто – труднее. Но в целом неплохо, потому что наш национальный театр и зарплаты немного отличаются, чем в областном театре. Поэтому катастрофы нет.

Петр Бенюк:

– Живу как украинский народ. Но хотел бы, чтобы он жил лучше и, в частности, моя семья по маминой линии здесь, на Сокальщине. И еще: чтобы подобные хорошие роли в таких вот режиссеров были мне предназначены. Я уже сорок лет на сцене, так что «проколов» нет, на меня можно положиться.

– Или заньковчане в последнее время имели зарубежные гастроли.

Орест Огородник:

– Нет, сейчас с этим трудно, денег не выделяют.

– Что пожелаете сокальчанам в 2012 году?

Орест Огородник:

– Пожелаю веры, надежды, не опускать руки, не опускать глаза, открывать сердце навстречу Богу. Всегда так тяжело не будет. Делать то, что умеешь делать. И верить.

Интервью’ю взяла
Валентина БЛУДОВА.

\"фрагменты

\"фрагменты

На снимках: фрагменты из спектакля «Последний гречкосій».

.

Голос Сокальщини на GoogleNews