Главная / Новини культури / Жизнеописание украинской писательницы Маруси Вольвачівни

Жизнеописание украинской писательницы Маруси Вольвачівни

«Украина – моя жизнь, потому что я люблю сердцем и душою любу Украину, и горько мне смотреть на нее, что она год за годом теряет свое родное, милое сердцу». (Из письма Маруси Вольвачівни к Б. Гринченко).

Маруся Вольвачевна – псевдоним украинской писательницы конца XIX – нач. XX ст. Марии Степановны Вольвач. О ней мы знаем немного. А жаль,  потому что писательница оставила нам интересен доработок, ее знали Дмитрий Багалей, Борис Гринченко, Иван Франко, переписывались с ней. Маруся Вольвачевна вошла в литературу в один из самых сложных периодов украинской истории (80е годы XIX века.). На то время царское правительство жестко запретил украинское слово (действовали Валуевский циркуляр и Эмский указ) и всячески подвергало цензуре все, что издавалось. Конечно, в Украине не было ни одной книги на родном языке. Поэтому, казалось, что в таких условиях нет пути в литературу для деревенской девушки, которая, не умея читать и писать, была вынуждена мысленно составлять произведения, виртуозно нанизывая художественные образы и крепко держа их в памяти’памяти.
Мария Степановна была представительницей благородного казацкого рода.

Родилась 1841 года, 29 марта в селе Черемушній Харьковской губернии Валковского уезда. Отец Степан был сельским писарем. Позже породнились с местным помещиком Дмитрием Кролевцивим и стали весьма состоятельными людьми. Но  ранняя смерть отца (1848 г.) свела на нет все приобретенные состояние через непутевых сыновей, которые быстро транжирили немалое хозяйство. Марии, как самой младшей, да еще и девушке, ничего из того богатства не досталось, и она в 14річному возрасте, без всяких средств к существованию и без образования отправляется в Харьков с целью приобрести какого нибудь ремесла. Однако неожиданная встреча с неизвестным господином, который наобещав очень много неопытной девушке, вывез ее в Петербург, как свою горничную, разрушил все ее планы. Мария хорошо почувствовала в северной столице весь груз наймитування. Конечно, уезжая в Петербург, Мария рассчитывала на обещание господина отдать ее в любой школы, к чему она так стремилась, однако этого не произошло, и после полугодового пребывания в северной столице Мария возвращается в родную Черемушну, к матери. К сожалению, с образованием ей не повезло, ведь за это надо было платить, а у ее матери таких возможностей не было. И в 1856 г.,  она снова приезжает в Харьков, где учится кравцюванню. Эта профессия и была материальной базой всей ее жизни.

Не получив официального образования, Маруся Вольвачевна учится грамоты самостоятельно, много читает художественной литературы. Очевидно, еще в 1870х годах, под влиянием народной песни и знакомства с художественной литературой, она приходит к литературной деятельности: пишет стихи, рассказы, а позже даже пятидеся;ты.

Неизвестно, как бы это долго продолжалось, если бы она не встретилась с известным украинским историком Дмитрием Багалеем. Именно ему она способствовала тем, что стала писательницей. Познакомившись с ее произведениями, историк заметил в ней незаурядный литературный талант и способствовал его развитию. Прежде всего он немало сделал для усовершенствования ее образовательного уровня, а также способствовал публикации первых произведений.

Мария Вольвачевна дебютировала сравнительно поздно. В 1892 году в Харьковском альманахе «Tuck» было опубликовано две ее поэзии «Думы» и «Колядка». Впоследствии мир увидели и юмористические рассказы «Говори женщине правду, но не всю» (1893) и «Сказка о тайные слова» (1894). В 1896 г. вышел сборник стихов и рассказов «Песни и разговор валковского крестьянки Маруси Вольвачівни». Высокую оценку творчества самобытного автора из народа дал Иван Франко, который на то время был редактором «Літературнонайкового вестника» и опубликовал на страницах этого журнала ее поэзии и мемуары, которые не только является ценным материалом к биографии писательницы, но и очень важным источником по истории украинской этнографии, тогдашнего быта, обычаев, которые так блестяще знала Маруся Вольвачевна и оставила нам в наследство.

Творческие связи’обязанности Маруся Вольвачевна  поддерживала и с другими Харьковскими культурными деятелями – писателем Борисом Гринченко, украинским философом, профессором Харьковского университета Николаем Сумцовым, которому в 1902 г. направила свою тетрадь с записями украинских народных песен. По свидетельству землячки О. Гайдук, которая лично знала писательницу, Мария Степановна обладала прекрасным голосом, с каким тоскливым тембром, поэтому песни в ее мастерском исполнении производили на слушателей особое впечатление.

Маруся Вольвачевна – мастер народного сказания. Сумовитоліричний тон у нее временем меняется иронией. Музыкальность ритма, использование народно символики – все это приближает рассказ писательницы к духу украинских народных песен и сказок. Автор вплетает в ткань своих произведений многочисленные древние’я и поговорки, а порой и собственные стихи. Творческое лицо Маруси Вольвачівни, как драматурга определяется прежде всего ее соціальнопобутовими драмами. Она оставила нам три пятидеся;пьесы, которые, к сожалению, до сих пор не были опубликованы (очевидно по причине нехватки средств), хотя и были разрешены к печати.

И только в 2008 г. был издан сборник произведений Маруси Вольвачівни, которая вместила стихи, поэмы, рассказы, драмы, мемуарную наследство, фольклорные записи и фрагменты переписки.

Это произошло благодаря усилиям Ивана Лысенко – односельчанина, филолога, который увлекшись творчеством талантливого землячки, основательно исследовал и собирал в архивах и библиотеках произведения забытого автора, составил и издал книгу, отметив: «Мне повезло родиться именно на Харьковщине, родине Маруси Вольвачівни. Еще школьником я услышал разговоры о странную женщину, которая поздно научилась грамоты, а впоследствии писала оригинальные произведения…».

О личной жизни писательницы известно очень мало. Она не была замужем, жила одинокой жизнью, лишь изредка посещала своего брата Андрея в Харькове. Известно также, что последний писательница публиковалась в «Літературнонауковому вестнике» в 1907 г. К сожалению, дата смерти Маруси Вольвачівни до сих пор не установлена. По предположению исследователя его творчества – Ивана Лысенко – умерла писательница между 1905 и 1910 годами. Могилы не было найдено. Не осталось и ни одного фото талантливого автора.

Творчество талантливой писательницы из народа –Маруси Вольвачівни – ценен для нас, прежде всего, образностью художественного слова, национальным колоритом, ироничным юмором и глубоким лиризмом, которыми проникнуты картины народной жизни.

Писательница жила и творила под знаком человеческой доброты, отдавая весь талант своему народу, который так горячо любила и прославились в своих произведениях. Ее имя’я возвращается к читателям в начале XXI века, еще раз подтвердив истину о том, что настоящее искусство не умирает.

Подготовила Светлана ХАЛУПНИК, заведующая отделом обслуживания Сокальской центральной библиотеки им. В. Бобинського.

.

Это код вашего информера. Просто скопируйте и вставьте его в место на странице, где должен отображаться рекламный блок.
Загрузка...

О Адміністрація порталу

x

Check Also

Работники культуры Сокальщини написали диктант «Родной язык»

9 ноября, по случаю Дня украинской ...