Пора территориальной реформы

Реформа местного самоуправления является одним из важнейших, которые должна осуществить Украина для улучшения жизни своего населения и устойчивого экономического роста. Потребность в осуществлении этой реформы назрела давно, однако браться за нее ни одна предыдущая власть не спешила.

Вместо того, чтобы передавать полномочия и финансы на места, туда, где проживают производители национального продукта и его основные потребители, власть лишь увеличивала концентрацию средств и свои полномочия в центре. Поэтому и львиная доля приходилась на тех, кто этот продукт распределял, а его производителям оставалась лишь небольшая часть. Нынешняя власть наконец хочет положить конец этой практике, намереваясь реформировать местные органы власти.

В реформировании нуждаются прежде всего сельские и поселковые советы, которых сегодня на Львовщине 710, причем большинство из них дотируются из государственного бюджета. Не имея источников поступлений, сельсовета тратят государственные средства на содержание помещения и заработную плату голове, бухгалтеру и землеустроителю. Конечно же, ни о каком развитии своей территории они заботиться не могут. А часто и не хотят.

Поэтому основная цель реформы местного самоуправления сделать общины способны. То есть в результате добровольного объединения создать такие территориальные общины сел и поселков, которые способны обеспечить надлежащий уровень предоставления услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства.

Первые шаги к самостоятельности общин власть уже сделала, наделив их большими финансовыми ресурсами. В частности, в их бюджеты будут зачислены 60% налога на доходы, они будут иметь собственный земельный налог, которым будут облагаться земли в том числе и за пределами населенных пунктов, самостоятельно устанавливая его ставки на своей территории. Также вводится обязательный в странах с способным местным самоуправлением местный налог на недвижимое имущество. Решение о его введении и о его ставки каждый местный совет тоже принимает самостоятельно. А еще общество получает 5% от продажи топлива на АЗС, алкогольных и табачных изделий и местные налоги и сборы.

Эти средства, а также объединение общин, которое позволит сэкономить на содержании управленческого аппарата и многих помещений, позволит аккумулировать финансы для улучшения инфраструктуры населенных пунктов, создание новых рабочих мест и повышения качества жизни граждан на новый, более высокий уровень.

Опасения может вызвать реформа способности общин у населения и справедливы ли они? Попробуем дать ответ.

1. Центр общины будет слишком далеко от населенных пунктов и к нему трудно будет добраться.

Укрупнение территории общин имеет свои пределы. Расстояние от центра общины к ее дальнего населенного пункта должна быть такой, чтобы в экстренных случаях ее не более чем за 30 минут могли преодолеть пожарная команда, скорая помощь, милицейский патруль. Кроме того, в центры способных общин (т.е. ближе к гражданам, живущих вне райцентрах) будут перенесены из районных центров места предоставления ряда важных услуг — административных, социальной помощи через территориальные центры, пожарные, правоохранительные, санитарно-эпидемиологической службы и тому подобное. Поэтому за этими услугами не надо будет, как сегодня, ехать в райцентр.

2. Меньшие населенные пункты, которые потеряют сельский совет, а не будут иметь достойного представительства во вновь общине.

После консолидации общин, села, без собственных сельсоветов, будут представлены в местном совете своими депутатами, а в исполкоме — сельскими старостами. Старосты и депутаты будут осуществлять связь между односельчанами и властью общины и решать различные проблемы его жителей в совете и исполкоме.

Полномочия старосты будут такими:

1) представляет интересы жителей села, поселка в исполнительных органах сельского, поселкового, городского совета;

2) способствует жителям села, поселка в подготовке документов, представляемых в органы местного самоуправления;

3) принимает участие в подготовке проекта бюджета территориальной общины в части финансирования программ, реализуемых на территории соответствующего села, поселка;

4) вносит предложения в исполнительный комитет сельского, поселкового, городского совета по вопросам деятельности на территории соответствующего села, поселка исполнительных органов сельского, поселкового, городского совета, предприятий, учреждений, организаций коммунальной формы собственности и их должностных лиц;

5) осуществляет другие обязанности, определенные Положением о старосту, которое утверждается советом объединенной общины. В Положении определяются права и обязанности старосты, порядок его отчетности, другие вопросы, связанные с деятельностью старости;

6) является членом исполнительного комитета совета объединенной общины по должности.

3. Вновь общинам не хватает средств на обеспечение достойной жизни своих жителей. Поэтому реформа будет выгодна только государству, сэкономит средства на содержании сельских советов.

Государственный бюджет и в дальнейшем будет оказывать финансовую помощь общинам.

Во-первых, из государственного бюджета будет финансироваться медицина и образование.

Во-вторых, в случае недостатка в общины помещений, других элементов инфраструктуры для предоставления всех необходимых услуг им будет предоставляться помощь из государственного бюджета на их приобретение или строительство.

Минимальные требования к необходимой инфраструктуры способной общины являются:

— Помещение для органа местного самоуправления объединенной общины с учетом дополнительных функций управления финансами и коммунальной собственностью, градостроительной деятельностью, образованием, здравоохранением, культурой, социальной защитой и тому подобное;

— Помещение для поликлиники (амбулатории), больницы широкого профиля;

— Помещение для территориального центра социальной защиты;

— Помещение для Центра предоставления административных услуг;

— Отдельное здание для органов правопорядка;

— Помещение для органов государственной власти (пенсионного фонда, центра занятости, казначейства, регистрации актов гражданского состояния и имущественных прав);

— Помещение для пожарной части.

Требования к помещениям образовательных учреждений не закладываются, поскольку в процессе формирования способных общин их сеть не потребует расширения.

В-третьих, объединенные общины получат те же полномочия, что и города областного значения.

Как уже отмечалось, реформа местного самоуправления будет проводиться исключительно на добровольной основе. И свое слово в ней имеют право сказать не только госслужащие всех уровней, политические партии и организации, но и каждый гражданин, которого она коснется. Но говоря его, он должен помнить, что именно территориальная реформа позволила сделать села и города Польши богатыми и самостоятельными и дала старт развитию малого и среднего бизнеса, который за короткий период превратил наших соседей в одну из развитых экономик Европы.

Поэтому чем быстрее мы реализуем эту реформу, тем быстрее ощутим на себе позитивные изменения в нашей стране.

Василий Гнатко, прессекретар Офиса реформ в сфере местного самоуправления.

А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ …

По проектам перспективных планов, представленных районами в Офис реформ, во Львовской области предлагается сформировать 136 территориальных общин. Сейчас на Львовщине 710 городских, сельских и поселковых советов.

По районам: Перемишлянский район — 4 общины, Буский — 3, Городоцкийй — 5, Дрогобычский — 14 Жидачевский — 3, Жовковский — 7, Золочевский — 4, Каменка-Бугский — 4, Николаевский — 4, Пустомытовский — 12 Радеховский — 6, Мостиский — 5, Самборский — 7, Сколевский — 8, Старосамборский — 6, Стрыйский — 10, Турковский — 8, Яворивский — 13 Бродовский — 5, Сокальский — 9 (Белзька, Великомостовская, Забугское, Островская, Силецкая, Скоморохивська , Сокальский, Тартаковская, Червоноградская), а также город Львов.

В эти дни на Сокальщине продолжаются общественные слушания по формированию способных общин.

Голос Сокальщини на GoogleNews