З сесії райради

Принято районный бюджет на 2015 год

Каждый раз, перед началом пленарных заседаний сессий районного совета, вопросы, из среды других выносятся на рассмотрение, обсуждаются на комиссии по вопросам бюджета, социально-экономического развития и инвестиций. Ее возглавляет Сергей Костюк. Как мы уже сообщали, принято районный бюджет на 2015 год. Ли учтено в нем, редакция попросила рассказать С. Костюка.

— Бюджет в этом году сформирован на совершенно новой основе. Изменилось бюджетное и налоговое законодаством. В принятых документах децентрализация рассчитана на средний уровень. На областное и районное самоуправление сейчас положено больше полномочий и прав, и закреплены финансы под полномочия. На города областного подчинения есть больше денег, к примеру, бюджет Львова увеличился примерно на 700 милльйонив гривен, это довольно существенная сумма. Наш районный бюджет тоже больше. Но с другой стороны, нам отдают на дофинансирование детские дошкольные учреждения и местные учреждения культуры. Проблема в том, что финансирование изменили, но вся управленческая структура — старая, и сама сеть заведений сформирована старому. Сейчас крупные перекосы в финансировании учреждений культуры и образования, находящихся на балансе местных советов. К примеру: если сравнить расходы на культуру по Волсвинський и Свитазивський местных советах, то последняя имеет в шесть раз больше средств на одного жителя.

Если же брать детские сады, то по некоторым советах разница составляет в три раза. Сокаль и Угнев имеют больше более девяти тысяч гривен на одного ребенка до шестилетнего возраста, и есть сельские советы, которые не дотягивают даже до трех тысяч. К сожалению, эта проблема везде, потому десятки лет не вносились изменения в структуру. И часто решение об открытии какого заведения или наповенння единиц принималось не с точки зрения, сколько там детей или людей, а по принципу: там хорошие люди, давайте откроем. Это несправедливо, и это в течение года надо менять.

Когда формировался бюджет, то все было прозрачно и честно, он не формировался одним человеком. Приглашалось многие, проводили открытые бюджетные слушания, определяли потребности определенных отраслей, но далеко не все они учтены.

Первая причина — в скупости бюджета, хотя он не хуже прошлогоднего, а по деньгам и лучше, а во-вторых — бюджетное законодательство четко закрепляло средства по определенным отраслям. К примеру, взять субвенции на медицину. Она поступает четко и ее можно уменьшить или опрокинуть, и те средства мы должны в соответствии направить. Субвенция на образование поступает на собственное школьное образование, и если посмотреть по деньгам, то вполне хватает. Но не хватает на другие сферы. Мы же не можем взять деньги из субвенции, потому что это целевые средства.

Формирование бюджета, кроме слушаний, проходило через заседание председателей постоянных комиссий районного совета, руководителей фракций, администрации и финансового управления, совместно разрабатывалась единая концепция формирования районного бюджета. Причины не поддерживать бюджет, который выносился на сессию, не было. Врахувалися более-менее все интересы и подходы, их еще в течение года нужно будет менять, но они дают нам жить и работать в начале года.

— А как насчет районных программ?

— Здесь ситуация со средствами хуже, но по специфике, считаю, лучше. Забрали часть программ, которые не давали никакого результата. В настоящее время остались лишь программы действенны. Минус большой в том, что общерайонные программы ложатся на плечи только районного бюджета. То есть местные советы в них участвовать не будут. Хотя результаты программ рассчитаны на жителей местных советов. Ограниченное время формирования бюджета нам не позволял создать что-то новое, поэтому в начале года программы более-менее приняты старому. Единственная новая программа — это «Дороги Сокальщини». Мы еще всех программ не приняли за исключен только на поддержку средств массовой информации и социальных там все же заработная плата людей и помощи, которые нужно выдавать в течение года. Я не говорю, что они совершенны, но есть определенный позитив по сравнению с 2014. О программах поддержки средств массовой информации есть проблема — мы их не дофинансовуе весьма существенно, но будем решать, чтобы добавить средства.

— Не стоит в районе создать свое коммунальное предприятие, которое занималось ремонтом дорог?

— Мы делали приблизительную калькуляцию, чтобы создать коммунальное предприятие. По расчетам, КП, которое бы поддерживало в надлежащем состоянии дороги, должно иметь хотя бы один грейдер, один каток, два трактора, две косилки, два навесные прицепы, которые будут разбрасывать пискосумишi, — это минимум по технике. Производственная база у нас есть. Сумма выходит в пределах три-четыре миллиона гривен. А это для районного бюджета непосильно. Если будут какие-то гранды, программы из Евросоюза, тогда да, можно думать. Некоторые депутаты считают, что не рационально передавать средства, запланированные на ремонт дорог, в областной бюджет. Однако хочу отметить, что программа еще не утверждена на сессии, только рассчитан определенную сумму денег. Поэтому сейчас программа дорабатывается, по контролю за средствами: это должно быть наше присутствие в разработке сметы, в проведении тендера, в подписании актов приема выполненных работ. Но пока еще не знаем, как будет с финансированием ремонта дорог, поскольку через Государственную службу казначейства проходят пока только защищенные статьи. Эта программа, думаю, начнет финансироваться не раньше июня, до этого еще есть время.

— А как с угольной отраслью, которая была основным наполнителем районного бюджета?

— Наш регион полностью зависит от угольной отрасли. К сожалению, у нас в предыдущие годы никаких структурных изменений по разным причинам не делали. Я надеюсь, что эта встреча горняков, которая состоялась в Киеве, и поручения Премьер-министра о создании комиссии по определению проблем угольщиков дадут положительные результаты. Вопрос можно решить двумя путями: дотировать угольные предприятия, это, конечно, худший вариант, потому дотация имеет свойство использоваться не полностью, и лучший вариант — повышение цены на уголь до экономически обоснованных нормативов. И что бы мы ни говорили, ни одна отрасль не может тянуть значительную социальную сферу. Думаю, угольная отрасль будет работать нормально, потому что сейчас «черного золота» в стране не хватает, и та проблема, когда уголь наших шахт не брали электростанции, сегодня исчезла. Его покупают, оно продается.

— Сергей, медицина также требует денег …

— Не будет хватать средств. По сравнению с прошлым годом, их является как бы больше, но они «зьидатимуться» подорожанием энергоносителей. У нас структура отраслей, в том числе и медицинской, далеко не совершенна. Мы финансируем не болел человека, а койко, а это неправильно. Надо менять сам подход к лечению больных, сделать, в первую очередь, акцент на профилактике. Поэтому средства на зарплату в медицине есть, на текущие расходы, энергоносители, транспорт — хватает, а на медикаменты — мало. В решении райононои совета записали, чтобы каждое структурное подразделение — образование, медицина — представили свое видение развития отрасли на последующие годы. Это позволит более справедливо их финансировать.

— Члены бюджетной комиссии формируют вопрос на сессию совместно с финансовым управлением РГА?

— Есть плодотворное сотрудничество с финансовым управлением, решение разрабатываем совместно. Считаю, так оно и должно быть. Тем более, депутаты — это люди, которые представляют определенные территории, поэтому к ним надо прислушиваться. Сотрудничество районного совета и финуправления позволяет сделать более качественный главный документ района, который учитывает те проблемы, которые где-то не всегда видно из кабинета в Сокале.

Разговор записал Василий СОРОЧУК.

 

 

Голос Сокальщини на GoogleNews