Про освіту

РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОКАЛЬЩИНЫ в 2009-2010 уч. г. и ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ на 2010-2011 учебный год

Анализ основных показателей развития образования Сокальщины за 2009-2010 уч. г. и важнейшие векторы и задачи, которые будут стоять перед всеми педагогами нашего района в 2010-2011 учебном году.

Дошкольное образование

Дошкольное образование сегодня под найприскіпливішою вниманием не только со стороны отдела образования, райдержадмініс-трации, но за последние“пять лет – со стороны общественности, отдельных политических сил, депутатов районного и областного уровней. В целом развитие дошкольного звена в Сокальском районе есть на достаточно высоком уровне.

При подготовке к 2010-2011 н. г. можем констатува-ты, что все задачи программы развития дошкольного образования на 2008-2012 гг., утвержденной распоряжением председателя РГА, предусмотренные на учебный год, выполнены и в течение сентября-октября ожидаем качественных и количественных изменений в сети ДУЗ: открытие 2-ой группы на базе Островского НПК «ОШ i-III ст. – детский сад»; НПК «Школа-детский сад» в селах Завишень и Борятин; двух дополнительных групп на базе УВК «Школа-сад» м. Сокаля с предстоящей реорганизацией в ДОУ. Вполне «пусковыми» в’субъектами еще до конца 2010 года могут быть НПК «Школа-сад» в с. Глухов, с. Лещатов.

Таким образом, охват детей дошкольного возраста осви-той в стационарных учреждениях, как этого требует Конститу-ция Украины и недавние изменения в законодательство об образовании в связи’в связи с переходом на 11-летнюю (в части охвата детей 5-летнего возраста дошкольным образованием), в 2010 году возрастет почти до 50 % от общего количества детей дошкольного возраста.

В то время этот показатель по области составляет 41%. В частности – в городе дошкольным образованием планируем охватить достичь 67% детей, а в общем по района – 41%. Количество учебно-воспитательных комплексов в системе дошкольного образования в 2010-2011 н. г. хотим увеличить до 12.
Однако, существует определенная застереженість по подготовке бюджета 2011 года, потому что в подготовительных документах правительства, а именно в проекте закона о бюджете заложено норматив по осуществлению финансирования НПК из местных бюджетов. Это приведет к снижению качества финансирования и ижди-ня НПК, так как это происходит сегодня с ДУЗ, которые финан-суються с сельского бюджета.

Отдельным очень важной задачей, будет охвата детей 5-летнего возраста дошкольным образованием (различными ее фор-мамы). На протяжении 2009-2010 уч. г. этот показатель в районе достаточно высок и достигает 98%. Наша задача на современ-ном этапе – приложить все усилия, чтобы сделать его абсолютным.

По развитию дошкольного образования, то хочется наголо-сити, что сегодня уже исчезает привычное для работников дошкольного отрасли их чувства неполноценности. Мы приділя-убьем этом звене образования большое внимание, ведь как утверждают специалисты – «сегодня 1 доллар вложенный в дошкольном образовании, завтра принесет прибыли на 7 долларов». На коллегии Министерства образования и областной августовской конференции работников образования отмечалась необходимость обеспечения ДУЗ комп’существующей техникой, доступом к интернету и повышения уровня профессионального мастерства педагогических кадров, что готовы выполнить основное призна-ния дошкольного образования – подготовить ребенка к школе, а к школьной жизни.
Отмечу, что в 2009-2010 уч. г. двадцать один дошкольное учебное заведение удачно начал работу над внедрением приоритетных направлений развития, усовершенствованы методы и формы методической работы с педагогами ДОУ (в контексте существования образовательных округов), проведен мониторинг качества дошкольного образования на уровне района, а по результатам областного мониторинга развития ребенка Сокальщина показала один из лучших показателей в области.

Сеть общеучебных заведений

Сеть ШКОЛ района в 2010-2011 н. г. потерпела как киль-кісних, так и качественных изменений. Многолетняя работа с общинами с. Лешків и с. Тяглив дала возможность провести такие изменения: приостановить учебно-воспитательный процесс в Лешків-риканской ОШ И ст. (обучалось двое учеников) и реорганизовать Тяглівську ОШ i-II вв. в школу И ст. (количество учащихся в школе составляла 17). Благодаря реализации программы «Школьный автобус», а также дополнительно выделенном для Тяглівської школы микроавтобуса, мы сможем обеспе-чить подвоз учащихся к ОУЗ соседних сел.

Кроме этого, хочется отметить, что с целью реали-зации программы профилизации обучения, в этом учебных отчетном году начнут работу школы нового типа: Сокаль-ский НПК «ОШ i-III ст. №2 – лицей»; Сокальский НПК «ОШ i-III ст. №4 – лицей»; Сокальский НПК «ОШ i-III ст. №3 – коллегиум»; Забужский НПК «ОШ i-III ст. – лицей»; Тартаківський НПК «ОШ i-III ст. – лицей».

Это позволит обеспечить качественную составляющую обучения детей, имеющих определенные дарование. Причем, исходя из вышесказанного, акцент делается не только на городском, но и на сельский образовательный округ, уделяя большое вни-гу природно-математическом образовании, как основе развития экономически сильного украинского государства.

Прошедший учебный год подал надежду на стабилизацию демографической ситуации в районе. Разница в количестве учеников по сравнению с 2008-2009 уч. г. составила 322 ребенка. Были прогнозы, что в 2010-2011 н. г. демографическая ситуация стабилизируется. Однако при подготовке к 1 сентября прогнозируемая цифра меньше на 589 учеников по сравнению с прошлым годом (примерно исчезла в районе такая школа, как Жвирківська).
Выглядит более обнадеживающе показатель количества детей, что в этом году впервые сядут за школьные парты (цифра составляет примерно 940 учеников – этот показатель повторяет прошлогодний).

Как и в прошлом году образование района будет базироваться в 5 образовательных округах, работу которых будем направлять на совершенствование учебно-воспитательного процесса, равного доступа к качественному образованию (в том числе инклюзивного и профильной) через внедрение экс-ных учебных заведений и образовательных инноваций в практику работы, прежде всего, опорных школ. С этой целью совместно с руководителями образовательных округов, должны подготовить изменения в штатных расписаний администрации опорных школ и вынести на рассмотрение очередной сессии районного совета.

Здоровье“я школьников

Одним из основных аспектов обеспечения этого направления работы является организация горячего питания детей начальных классов и соответствующих льготных категорий. В течение последних лет решена проблема обес-печения горячим питанием учащихся ШКОЛЫ i-III и i-II ст. При формировании бюджета 2011-го необходимо рассмотреть вопрос по обеспечению горячим питанием учащихся начальных школ с относительно большим количеством детей (Боровской, Бояницької ОШ И ст.).

в этом Году оздоровительную кампанию проводили на уровне пришкольных лагерей на базе опорных школ. По сравнению с прошлым годом сеть пришкольных оздоровительных лагерей оптимизирован. Оздоровительным процессом охвачено 1963 ребенка льготных категорий. Кроме того 66 детей имели возможность оздоровиться за средства районного бюджета в лечебно-оздоровительном комплексе «Ровесник». Таким образом, в 2010 г. оздоровлено 2029 детей, что составляет 19%. Перед нами стоит проблема повышения качественного и количественного показателей оздоровительной кампании лета 2011 г.

Остается нерешенной проблема размещения торговых точек в отношении учреждений образования, поскольку статистика остается прежней: на расстоянии до 100 м – 17 магазинов (из них 16 торгующих табачными и спиртными изделиями); на расстоянии до 250 м – двенадцать, торгующих табачными и спирт-ими изделиями), на расстоянии до 500 м – 11 магазинов, а три из них торгуют табачными и спиртными изделия-мы. К сожалению, внимание со стороны государственных органов по торговле запрещенными и вредными продуктами (чипсами, газированной водой) осталась на уровне лишь законо-давчої запрета и практически проблема не решается.

Вопрос создания условий для физической закалки и физического развития учащихся является актуальным всегда. По инициативе отдельных директоров школ (Мурованська ОШ, Туринковский ОШ) начата работа по укреплению спор-тивной материально-технической базы, а именно заложен фундамент спортзалов. Такое начинание общины и педколлектива заслуживает внимания и будет поддержано отделом образования.

Воспитание

Вопрос воспитания воспитанников и учеников всегда остается-ется одним из основных задач образовательной системы. К сожалению, за последний год значительных уступок, на государственном уровне не произошло, однако виховники района работают над внедрением современных форм и методов воспитания, как гражданского, национально-патриотического, правового и др. направлений воспитания.

В этом году Силецкая, Тартаківська, Стаївська школы успешно заработали как пилотные внедрения Воспитательной программы. Надеемся их опытом воспользуются виховники всех учебных заведений района. В конкурсе на лучшую систему правоосвіт-ности и правовоспитательной работы второе место в области получила работа Сокальского УВК №4. Большим воспитательным мо-ментом и стимулом для развития школ стало присвоение Сокальской гимназии имени академика Олега Романива, а Стаївській ОШ i-III ст. – имени Осипа Лещука. Одним из ин-инструментов совершенствования воспитательного процесса и предоставления внеклассной деятельности научности и целеустремленности, является создание и функционирование школьных музеев. В настоящее время в школах функционирует 21 школьный музей (из них – 2 образцовые, 3 зарегистрированы на уровне области).

Внешкольное образование

Состояние внешкольного образования в количественном отношении не изменился, осталась стабильной и сеть СВ. Среди ней-показатель охвата внешкольным образованием составляет 34,9% (наивысшим он в Сокальском и Великомос-тівському ОО).

Результаты работы внешкольных учебных заведений являются высокими не только на областном, но и на Всеукраинская-ском уровне. Самые значительные из них такие: образцовый ансамбль эстрадного танца «Престиж» Сокальского ДДЮТ (руко-ник Надежда Лютик) получил третье место на международном фес-тивалі детского и юношеского творчества «Яркая крае-на собирает друзей» в г. Ялте; волейболисты ДЮСШ «Соко-ля-ны» в г. Киеве на финальных соревнованиях чемпионата Укра-ины заняли четвертое место. Наибольшей и найприємні-конкретно нови-ной является то, что ученица Ільковицького НПК, судя-ванка Сокальского ДЮСШ Оксана Райта, благодаря тренерской помощи Елены Кретів, стала бронзовым призером моло-діжних олимпийских игр по бегу в Сингапуре, установив рекорд Украины и Европы.

В рейтинге по результатам научно-исследовательских работ высокую позицию занимает Сокальская МАН.

Работа с одаренными детьми

Задача педагогов всех учебных заведений является выявление, поддержка и развитие одаренных детей. На решение этих задач и была направлена работа по выработке районной модели проведения олимпиад, внедрение приоритетных направлений работы школ района. Усилиями многих учителей, руководителей кружков, учащиеся района стали победителями и призерами не только областных, но и всеукраинских творческих конкурсов. Вот только некоторые из них: образцовый ансамбль народного танца «Дивоцвит» Сокальского НПК «ОШ i-III ст. №2 – лицей» (руководитель Оксана Бубела) получил III место на международных международном фестивале детского и юношеского творчества «Шеки-ленд» собирает друзей» (г. Запорожье). На всех творческих конкурсах (III Всеукраинский от-крытый фестиваль-конкурс искусств для детей и юнац-тва «Рождественские кане-кули», областной конкурс изобразительного искусства «Таланты твои, Украина!», десятый област-ной детско-юношеский фестиваль искусств «Трубы обы-тяги» и других) дети становились победителями и призерами.

В рейтинге участия учащихся в творческих конкурсах, опытно-исследовательских работ на историческую, краеведческую, народознавчу тематику наши ученики получили II место в области. Такую же позицию занимает район в экологических конкурсах.

Как результат работы с одаренными детьми ученики школ района заняли II место среди сельских районов по ре-асно результатам областного тура олимпиад: два победители и 18 призеров областного тура (лучшие результаты среди учеников Сокальской гимназии, Великомостовского НПК, Сокальского УВК №3; больше всего побед – с матема-тики, трудового обучения). Ученица Великомостовского НПК Ольга Руда стала призером Всеукраинской олимпиа-ди с истории. Ежегодно имеем высокие результаты участия учащихся в конкурсах знатоков родного языка им. П. Яцика (в этом году – два победителя).

Однако остается низкой участие учащихся школ в интер-активных интеллектуальных конкурсах. Над решением данного вопроса, а также усовершенствованием психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, предоставлением этой работе научности и еще большей результативности, будет направлено работу по реализации новой программы «Одаренные дети 2010-2015», которая сейчас готовится.

Кадровая политика

Учебно-воспитательный процесс в районе обеспечивает 1375 педагогов, из них учителей – специалистов – 512 (32%), учителей II категории – 205 (13,1%), учителей И категории – 577 (36,8), высшей категории – 276 (17,6); 28 педагогов имеют звание «методист», 88 – старший учитель. В•2009 -2010 н. г. прошли аттестацию 286 педагогов.

Примерно 9% учителей являются педагогами пенсионного возраста. Сегодня имеем проблемы в несовершенстве законо законодательству относительно заключения трудовых отношений с такой категорией учителей.

Отдел образования уделяет большое внимание увеличению нав-чального нагрузки на учителя и в среднем этот показатель составляет примерно 14 недельных часов. Это задача, над которым отдел образования будет работать и в дальнейшем.

Относительно профессионального роста педагогических ра-ботников, то в районе есть сформированная модель методической работы, начиная с уровня школы, округа и района. В прошлом учебном году большое внимание уделялось изучению вопросы менеджмента управления инноваций-ной деятельностью учебного заведения; работе творческих групп над учебными программами (за учебный год РМК совместно с педагогами разработали 4 учебные программы для спецкурсов) по совершенствованию форм и методов распространения-ня опыта педагогов (впервые проведено районную спектаклей-ку педагогических публикаций, увеличен публикации педагогов в профессиональной прессе, проведено на базе Волыцкой школы о-выбрать свой семинар методистов химии; учителя стали призерами всеукраинской панорамы творческих уроков, выдали пособия).

Учителя района приняли участие в областном этапе конкурса «Учитель года-2010» в’пяти номинациях, занял-ши три призовые места: первое – Мирослава Думас (Во-лицька ОШ), которая представляла Львовскую область на третьем этапе, призерами стали – учитель правознав-ства Белзької ОШ Любовь Хомин и учитель трудового обучения Сокальской гимназии Роман Кіх. Это традиционное второе место в областном рейтинге.
Молодые талантливые педагоги соревновались в конкурсе мо-лодих педагогов «Надежда» и конкурсе молодых воспитателей ДОУ. Приятно, что воспитатель ДОУ №8 м. Сокаля Наталья Євуш стала призером Всеукраинского конкурса «Педагог-новатор». В этом учебном году перед РМК стоит задача внедрения комплексной программы оценки квалификации учителя, что аттестуется, создание условий для профессионального роста учителей, работающих в профильных классах и воспитателей ДОУ в контексте новых подходов к содержания дошкольного образования.
Мониторинг качества образования

в этом Году ОУЗ района закончило 910 выпускников 11 классов, из них 71 награждены золотой или серебряной медалью. В ТЕСТИРОВАНИИ приняло участие 763 ученики (это составляет 86% вы-пускників). В пробном тестировании приняли участие 683 участники. Учителя района работали инструкторами и старшими инструкторами во время ВНО-2010 г. Черво-нограді, экзаменаторами проверки открытой части задач по украинскому языку и литературе, английскому языку.

Результаты ВНО на сегодня известны. Львовщина в рейтинге областей И занимает место в Украине. К сожалению, абсолютного балла ученики наших школ не получили из ни одного предмета, но показатель крупнейших баллов является достаточно высокий.

Почти все ученики Сокальской гимназии, Сокальского УВК №3 показали результаты выше 165 баллов. Результаты ВНО будут рассмотрены подробнее в каждой школе.

Убеждены в том, что лучшим инструментом контроля за качеством обучения является мониторинг качества знаний. В районе есть опыт проведения такой процедуры. Ее задаче-исправление-ням является не только выявление уровня учебных достижений учеников и оценка объективности оценивания и профессиональных возможностей учителей-предметників, но и работа по повышению уровня обучения на основе результатов исследования.

* * *

Первого сентября прозвенел звонок в 70-ти школах района, начался учебный год в 38 ДУЗ, а впоследствии и еще 6 З начнут свою работу.
Администрации школ совместно с родительскими комитетами должным образом подготовили учебные заведения нового учебного года. Сделано достаточно много, но вместе с тем все мы знаем, сколько проблем остается.

Не могу сегодня промолчать об очень приятное событие: впервые за последние восемь лет с приходом нового председателя РГА изменился подход к проблемам образования района.

Надеемся, что совместными усилиями власти и педагогов, удастся достичь значительно более весомых результатов во всех направлениях развития образования.

ИЗ доклада начальника отдела образования РГА Романа МОНАСТЫРСКОГО         

\"\"

.

Голос Сокальщини на GoogleNews