Про освіту

В Сокальским педагогов есть чему поучиться

В рамках Всеукраинской эстафеты «Новые горизонты украинской школы» на Сокальщине побывали представители Харьковской делегации: заместитель начальника главного управления образования и науки Харьковской облгосадминистрации Александр Курбатов, а также главный специалист Министерства образования и науки Украины Юрий Вергун. Их сопровождал в наш район начальник Главного управления образования и науки Львовской ОГА Михаил Брегин. Обмен опытом «круглого стола» произошел в помещении отдела образования, в котором принимали участие главы райгосадминистрации и районного совета Николай Мисак и Игорь Дацюк и, конечно, педагоги – начальник отдела образования Сокальской РГА Роман Монастырский, заведующий райметодкабінетом Галина Гібляк и главный специалист отдела образования Леся Ковалишин. Прежде всего, Михаил Брегин обозначил цель приезда на Сокальщину такой уважаемой делегации: «Ознакомиться с опытом работы наработками, которые есть, и затем Министерство образования систематизирует их, чтобы передать другим регионам. А в Сокальском районе в образовании есть хорошие традиции, которые успешно развиваются. Достижения сокальским педагогов могут быть примером работы для других регионов».

Главы района обменялись по этому поводу мыслями.

Николай МИСАК, председатель Сокальского РГА:

– На протяжении определенного времени Сокальский район системно выполняет бюджет и это дает нам возможность полностью финансировать защищенные статьи тем учреждениям, которые финансируются из местного бюджета. Имеем определенные средства, чтобы укреплять материально-техническую базу образования, медицины, культуры… Почти восемь миллионов гривен имели свободных остаточных средств, часть уже распределили, другую распределим на следующей сессии районного совета. И хотя работаю только год, но без похвалы хочу отметить, что сокальская образование находится на должном уровне. Все свои усилия направляем на то, чтобы работать над укреплением матеріальнотехнічної базы. Проблема, над которой сейчас работаем именно в образовательных учреждениях – это установление внутренних туалетов, ибо лишь в 60 процентах школ они есть. Мы хотим за два года ее решить. И должен констатировать и то, что в нашем районе между ветвями власти – райгосадминистрацией и районным советом – противостояний нет, работаем вместе, сообща, объездили территорию Сокальщины, собираем информацию, будем ее систематизировать и на сессии районного совета окончательно определим куда направить свободные остатки.

И еще работаем над тем, чтобы полугодовой бюджет был выполнен, тогда снова будем иметь дополнительные средства, которые сможем направить на развитие матеріальнотехнічної базы образования, медицины, культуры и других отраслей.

Игорь ДАЦЮК, председатель Сокальского районного совета:

– Образовании в нашем районе уделяется значительное внимание. И сегодня одной из приоритетных задач является ее финансирование, чтобы улучшить матеріальнотехнічний состояние: это замена окон в классах начальной школы, установление санузлов. Сохранена сеть детских дошкольных учреждений, их в районе насчитывается сорок три. Еще создаем в некоторых садиках дополнительные группы. Наши педагоги пользуются авторитетом среди сокальской общины,14 педагогов – депутаты районного совета, и представлены в каждой фракции. И все они отвергают любые политические амбиции, когда речь идет о выделении средств на нужды школ и дошкольных заведений. Здесь есть понимание ситуации и, в первую очередь, внимание уделяется детям.

Роман МОНАСТЫРСКИЙ, начальниик отдела образования Сокальской РГА:

– в Течение последних восьми лет у нас ни одна контрольная цифра не нарушалась. В этом году на образование добавили к нашему бюджета еще свыше миллиона гривен для решения проблем. Чувствуем существенную поддержку со стороны районной власти, и, следовательно, есть определенные достижения. За последние пять лет мы проводили политику реорганизации, у нас с’явилось много заведений нового типа. В частности, двадцать восемь – это школы IIII степеней, из них семь школ нового типа – это гимназия, лицеи, коллегиум, то есть навчальновиховні комплексы. Пытаемся привлечь к навчальновиховного процесса дошкольников, если возможно – создаем навчальновиховні комплексы школусад. Это все стационарные дошкольные учреждения, не практикуем создание краткосрочных групп. 98 процентов детей пятилетнего возраста охвачены дошкольным воспитанием. Вместе с тем мы проводим и оптимизацию сети. В прошлом году приостановили учебный процесс в одной начальной школе, и снизили одну школу на степень. В этом году с согласия общества и решение сессии сельского совета приостанавливаем учебновоспитательный процесс еще в одной школе, где учится только трое детей.

Но не закрываем их, надеюсь, что вскоре эти образовательные учреждения снова заработают, потому что демографическая ситуация улучшается.

В районе функционирует 114 образовательных учреждений. В 2002 году принимали участие в первом проекте относительно образовательных округов – українськонідерландському под названием «Матра», сначала нарабатывали теоретическую часть. Затем стартовали в проекте Всемирного банка «Равный доступ к качественному образованию».

Образовательные округа официально начали работать с 2007 года. Сначала был один экспериментальный. А через год, увидев результаты, по всему району образовали семь образовательных округов. Процесс очень непростой, надо было убеждать людей, показывать преимущества. Изучив ситуацию, остановились на пяти образовательных округах. В отношении них, у нас работает еще одна программа «Школьный автобус», учащихся школ довозит 21 автобус, но, чтобы полностью ее выполнить, нужно еще два. Сегодня 87 процентов школьников района доезжают до учебных заведений именно «Школьниками».

В каждом округе, в зависимости от географии, есть разное количество автобусов. С тех 21 – шесть мы купили за свой бюджет, одиннадцать – по программе Всемирного банка, а остальные – это стимулирование со стороны Главного управления образования. В каждом округе формируется своя методическая работа. На загальнорайонні совещания собираемся два раза в год – августовскую и итоговую. А все промежуточные собрания происходят в пределах округа. Избирается глава округа, заместитель и в каждом из них есть окружная медикопедагогічна консультация, куда входит практический психолог, социальный педагог, логопед. Школисателіти должны себя прорекламировать, показать, какие они оказывают услуги. Рейтинг Сокальского района относительно успешности в обучении среди сельских районов стабильно занимает второе место, у нас есть много победителей областных и Всеукраинских олимпиад. Нам необходимо достичь того уровня, чтобы быть хорошим учителем, то было бы выгодно как морально, так и материально.

После разговора и обзора диаграмм и таблиц в стенах Сокальского отдела образования, гостей пригласили посетить старейший учебное заведение Сокаля – Сокальскую гимназию имени Олега Романива. Как только открыв дверь, представители делегации попали в настоящий храм науки. Их поразила сама атмосфера, которая царила в этом заведении: поведение детей, которые вежливо здоровались в коридорах, вели себя вежливо и культурно, были одеты в гимназические форму. Гостей приветствовала директор гимназии Любовь Омеляш. Сначала встреча состоялась в учительской, где гостям многое было в диковинку, они с увлечением рассматривали инкрустированную шкаф, которая сохранилась еще с австрийских времен, а потом внимательно слушали рассказ Любви Омеляш про историю, современность, перспективы этого учебного заведения. А здесь, что прошлое, что современное – все достойное внимания. Потому что из стен этого учебного заведения вышло много украинских патриотов, ученых даже с мировым именем и просто умных, воспитанных людей. Гости осмотрели гимназию. А там, что не кабинет – то своеобразный мінімузей или же современно оборудованное, компьютеризированное помещение, в котором комфортно учиться детям.

Далее наша дорога пролегла в одно из отдаленных от райцентра сел – Глухов. Увиденным были удивлены все. Примерно два года назад мне довелось быть в этом селе и видела разрушенные стены недостроенного здания, где внутри росли кусты и деревца. А здесь – современное помещение. Снаружи обложен тротуарной плиткой, внутри завершаются строительные работы. Санузлы предназначенные для самых маленьких, комфортная кухня, спальни, игровые комнаты, пластиковые окна и двери. Строительные работы проводятся по современной технологии и соответствующими качественными материалами. Возле церкви такой учебновоспитательный заведение выглядел очень хорошо, незадолго здесь зазвучит детский смех, песенка, наша родная речь.

Когда мы вышли из этого помещения, я обратилась к представителю министерства Юрия Вергуна, чтобы он поделился своими впечатлениями:

– Какие тут могут быть другие впечатления, кроме положительных. Это же для наших детей строится такое хорошее помещение и в таком небольшом Глухове. Или же как профессионально организована работа навчальновиховних комплексов. Достижения учеников на олимпиадах и такой высокий уровень сдачи ВНО говорят сами за себя. Как пример, мы видели Сокальскую гимназию, в которой учащиеся получают глубокие знания, свидетельством этого – призовые места на олимпиадах, и как эта более чем столетняя школа современно оборудована. Такую работу отдела образования при поддержке районной и местной власти и инициативы общины надо только приветствовать. Из увиденного могу сделать вывод, что опыт педагогов Сокальщины стоит того, чтобы с ним ознакомились и переняли другие педагогические коллективы Украины.

Оксана ПРОЦ.

 \"На

\"На

\"На

\"На

\"На

\"На

\"На

\"На

\"На

\"На

\"На

\"На

\"На

\"На

Фото автора.

.

Голос Сокальщини на GoogleNews