6 ноября 2011 года исполняется 200 лет со дня рождения неутомимого проповедника украинской национальной идеи, Большого Будителя и Просветителя галицкой Украины, поэта и священника Маркияна Шашкевича. Українціпатріоти уже давно на уровне генной памяти осознали, что судьба посылает нации таких светочей только раз в столетие. Хотелось бы, чтобы двухсотлетний юбилей человека, деятельность которой приближала независимость родного народа, сплоченной семьей отметила вся Украина. Однако радуемся, что по крайней мере на Львовщине 2011й провозглашен годом Маркияна Шашкевича.
Русская мать нас родила,
Русская мать нас повила,
Почему же речь париже в сентябре 1830 года немила?
Почему, нев встидати имеем?
Почему чужую полюбляєм?
Эти до боли тоскливые, наполненные горячей любовью к родному слову патриотические строки прозвучали из уст Маркияна Шашкевича в годы полного упадка и обнищание галицкого украинства. Это было время, когда после раздела Польши западные украинские земли в 1772 году перешли под власть Австрии в состоянии полной экономической и культурной руины. Украинский народ Галичины в основном представляли крестьяне, которые лишь недавно стали свободными от барщины (император Иосиф II снес крепостничество в том же году (1782), когда царица Екатерина утвердила его в Большой Украине). А тогдашняя интеллигенция в быту и в культурных целях послуговувалася чужими польском, немецком языках, еще и непонятной их мешаниной из народных, церковнославянских и польских слов.
Яркой вспышкой в этой темноте национального жизни стал альманах "Русалка Днистровая", выданный в 1837 году в Будапеште (Венгрия) в живом народном языке. Сборник пропагандировала три основные идеи: признание единства украинского народа, разделенного границами различных государств и призыв к ее восстановления; позитивное отношение к общественных движений и прославления народных героев борцов за социальное и национальное освобождение; пропаганда идей собственной государственности и политической независимости. Было очевидным, что "Русалка Днистровая" вышла за пределы культурнопросвітницької деятельности и коснулся проблемы политические. Книга сразу же стала запрещенной, почти весь ее тираж был конфискован (восемьсот экземпляров из тысячи), а авторы Маркиян Шашкевич, Яков Головацкий и Иван Вагилевич имели большие неприятности с властями. Однажды во время допроса один из чиновников Львовского полиции спросил Маркияна: "Как вы посмели воскресить народ, которого уже давно не существует?". И именно тогда, в ответ, Шашкевич прочитал вышеназванную поэзию… Руководителю кружка "Русская троица" в то время исполнилось 26 лет, а его литературная, научная и общественная деятельность уже была обозначена плодотворными событиями для національнокультурного возрождение родной Галичины…
1832 год стал годом рождения знаменитого кружка "Русская троица", который мужественно выступил на защиту родного украинского языка. Основатель кружка Маркиян Шашкевич вместе с Иваном Вагилевичем и Иаковом Головацьким собирали фольклорные образцы галицкого люда, изучали историю Украины, писали литературные произведения. Впоследствии ряды кружковцев пополнили и другие молодые патриоты. 1833 год отметился упорядочением первой рукописной сборника под красноречивым названием "Сын Руси". Эта сборка была проникнута свободолюбивыми идеями, глубоким сочувствием к галицкого люда, желанием улучшить его жизнь. Страстные слова "Ты не неволе сын…" стали мощным толчком волны возрождение украинской национальной идеи и государственности. В 1834 году был подготовлен к печати сборник "Звезда", лейтмотивом которого зазвучал призыв к единению украинцев Галичины и Приднепровья. 12 февраля 1835 года в день 67річчя цесаря Маркиян Шашкевич в помещении семинарии произнес первую публичную речь живой на русском языке. В 1836 году вышла брошюра "Азбука и абецадло", в которой автор решительно выступил против попыток ввести в украинское писательство латинский алфавит. В октябре того же года юноша в соборе Святого Юра произнес проповедь на чистом украинском языке. С него взяли пример, отбросив устаревшую старославянский язык с богослужения, и другие патриотически настроенные священники. В 1836 году Шашкевич упорядочил "Чтение для детей", по страницах которой, по его собственным словам, "ведет детей за ручку от современности к будущему, от их дома в большой мир". Кстати, даже слово "читанка", сегодня такое благозвучное и такое привычное для нас, создал именно он, Будитель духовности Галичины. Все эти события доказывают, что Маркиян Шашкевич первый в Западной Украине понял великую миссию українцяпатріота в условиях Австрийской монархии и показал пригодность украинского языка для культуры, науки и образования.
Такой решительный выступление Поэта, Священника, Гражданина поражает и сегодня. Откуда эта мужество, эта безграничная сила духа, в конце концов, эта самоотверженная любовь к своему обездоленного люда? Немного можно понять, если пройтись по следам Маркіянового жизни… Родился он 6 ноября 1811 года в живописном селе Подлесье Золочевского уезда в семье священника. После окончания начальной школы учился в Львовской и Бережанской гимназиях. С 1829 года юноша слушал философский курс в Львовском университете, а в то же время как будущий слушатель теологии был принят в Львовской духовной семинарии. В 1830 1837 годах Маркиян развернул в Львове активное культурнопросвітницьку и громадськополітичну деятельность. Когда женился и висвятився на священника, получил бедные прихода в Гумниськах, Нестаничах. Знесилював туберкулез, угнетали материальные лишения. Отрадой была поддержка жены Юлии. Заботы о сыне Владимира, который родился в 1839 году, и писательская деятельность скрашивали последние годы писателя. Умер 7 июня 1843 года в тридцятидвохрічному возрасте. Сначала был похоронен в селе Новоселки, а в 1893 году по инициативе "Просвещения" перезахоронен на Лычаковском кладбище во Львове. На могильном памятнике надпись "Маркиян Шашкевич", однако наряду с Маркияном здесь нашли вечный покой и его жена Юлия, и сын Владимир, который, взяв пример с отца, тоже стал писателем и посвятил свое творчество служению народу.
Сегодня нам, украинцам начале XXI века, надо научиться в Маркияна Шашкевича глубокой духовности, понимание народной мудрости, национальной твердости духа, благородства и самоотверженности, научиться жить и действовать так, чтобы никто из наших врагов не забирал у нас государства, языка, истории, литературы, чтобы никто не смел живьем кромсать нашу украинскую душу.
Оксана ТРОШИНА,
учитель украинского языка и литературы
Сокальской гимназии имени Олега Романива.
.