Святкові події

Покрова Пресвятой Богородицы — история праздника

Покрова Пресвятої Богородиці - історія святаПокрова Пресвятой Богородицы — история свята14 октября – праздник Покрова Пресвятой Богородицы или, как говорят в народе, Святой Покровы. „Покрова накрывает траву листьями, землю снегом, воду – льдом, а девушек – брачным венцом”. В украинских селах и сегодня придерживаются древней народной традиции справлять свадьбу после Покрова. От Покрова и до начала Филипповки – пора массовых браков в Украине.

Праздник Покрова занимает почетное место среди почтенных праздников на Украине. Что интересно — почитается оно одновременно и христианами и родноверами Украины, только смысл праздника, даже за одинакового названия, совершенно разный.

Праздник Покровы Матери Славы в Колодарі православных родноверов ознаменовывает засыпание Природы, и укрывания Земли на зиму. Действительно, в октябре первые деревья теряют листья, все плоды уже созрели: „Пришла Покрова – на дереве голо”. Седой Яр вступает в свою полную силу в первую пятницу, после девяти дней от осеннего равноденствия и мы чтим Покрова Матери Славы. Это также праздник воинской чести и доблести, на котором защитники Матери-Земли показывают свою ловкость.

Необычная популярность и величие праздника Покрова объясняется очень просто, хотя этого упорно не желают признавать и замечать представители христианства. Корни возникновения праздника восходят к седой многотысячелетней давности и связаны с космическим состоянием природы и, соответственно, особым этапом в жизни человека.

Какие же это особенности?

Общеизвестной признаком Покрова является то, что она покриваєЗемлю или листьями, или снегом.

До Покрова завершался период сватань и приготовления к свадьбам, который начинался после Успения.

К началу октября заканчиваются все важнейшие сельские работы на Земле (в том числе посев озимых) – завершен земледельческий цикл работ. Собранный урожай (достаток) и более-менее свободное время дают возможность для проведения свадеб. Это найблагодатніша пора для свадебных гуляний, начала вечеринок. Отсюда берут свое начало свадебные осенние недели. Этот праздник – покровитель свадеб, начало сезона на сватовство и свадьбы, которые заканчивались за две недели до Филипповского поста. Это уже потом под влиянием христианства оно оформилось в том, что девушки, которые желали вступить в брак именно в этом году, должны были побывать на празднике Покрова в церкви и помолиться: „Святая Покровушка, покрой мне головушку”, „Мать-Покровушка, покрой Мать сыра Землю и меня молодую”, „Святая мать, Покровонько, накрой мою головушку, хоть тряпкой, чтобы не остаться девкой”.

А на Подолье девушки говорили: „Святая мать, Покровонько, завинь мою головушку, или в куске или в портянку – най ся девушкой не мучаю!”

Существовала даже примета: если на Покров снег – будет много свадеб.

Снег дает повод сравнивать снежный покров со свадебным покрывалом, а поскольку в это время сознательно предназначено и праздник Пресвятой Богородицы, то эти сравнения распространяются и на нее.

У многих народов, в том числе и у славян, покрывало (фата) считался очень важным свадебным убранством, вообще служило признаком замужества. По описаниям арабского писателя XII века. свідчиться, что если кому-то нравилась девушка, то он набросал ей на голову покрывало и она должна была стать его женой (точнее, видимо, это было предложение к браку). Да и сейчас мы знаем, что свадебная фата еще широко представлена в свадебном обряде.

Как известно, после бракосочетания девушка была уже молодой женщиной и должна была покрывать голову платком. Наметка – это древний наряд замужних женщин, которое завязывали вокруг головы. Уже после просватання девушке-невесте покрывали голову платком. Для девушек Покрова – самый большой праздник: у молодежи начинался сезон вечерниц, а у хозяев – период свадеб, и девушки охотно участвовали в свадебных обрядодійствах.

В Карпатской Украине до Покрова окончательно возвращались все пастушьи стада с полонин и завершали последнюю путешествие чумаки. Поэтому и говорили: „Пришла Покрова – сиди, чумак, дома”.

Для того, чтобы все члены семьи были здоровыми, на Покров старшая хозяйка брала вышитого рушника, который был над иконой Богородицы, и развешивала его над входной дверью. Под ним становились, как шли к церкви, и произносили:

Пресвятая Покровушка,
Перед твоим кривалом
Головы склоняем.
Просим, Покровушка,
От беды укрыть,
Наше здоровьице
Снова нам обновить.

На Покрову мастера сходились и покрывали крышу вдове или сироте „бы счастье их судьбу от несчастья накрыло…”, что свидетельствует о существовании древнего благородного обычая помогать членам Рода, которые нуждаются в этом.

Покров – это также старинный народный праздник, связанный с культом поминовения Предков и создания новых семей.

На Покров в течение всего дня наблюдали за погодой: если с Юга дул низовой ветер, зима будет теплой, если дул ветер с Севера – холодной, с Запада – снежной. Когда в течение дня ветер меняет направление, то и зима будет неустойчивой. Если на Покров листья с вишен не опали, зима будет теплой, и если снег не выпал, то его не будет и в ноябре.

Интересно, что в народе сохранилось поверье , что у Пресвятой Девы есть опекун Покров, которого просили: „Батеньку Покров, накрой наш дом теплом, а хозяина – добром”.

Праздник Покрова был введен в христианство в 10 веке и имеет под собой то ли легенду, то событие, которое произошло в Царьграде (Константинополе). Город был окружен чужаками (по разным источникам – то могли быть как древние русы (скиты) во главе с князем Аскольдом, так и агаряни (магометане – арабы или турки), и Божья Мать вроде бы покрыла своим омофором горожан, которые молились на всенічній службе в Влахерській церкви.

Это увидел святой Андрей: под церковным сводом появилась Пресвятая Богородица в окружении ангелов, пророков и апостолов и накрыла своим омофором православных христиан. Это было провістям победы. Так и случилось: вскоре поступили воины-защитники и освободили население от нападающих.

То есть христианский праздник Покрова святой Богородицы введенное в Византии в память о чудесном освобождения Константинополя от нападающих. Причем по церковному календарю это обычное себе небольшое святцах, посвященное, практически, незначительном событии.

Византийский патриарх провозгласил (канонизировал) „Праздник Похвалы Богородицы”, которая „помогла византийцам затопить скитов в Босфоре” (еще одно различие — уже само скитов). В пятую субботу великого поста (а это, как известно, весной) греки с акафистом хвалят „Покров” за такое „покровительство”.

Как видим, приведенные источники, а они не единственные, свидетельствуют о весьма туманно, неоднозначно, малозначимого и сравнительно недавнее происхождение праздника. Одновременно видим довольно узкую „специализацию” христианского праздника – спасение от врага.

Очевидно, этот сюжет и послужил тому, что для козаківсвято Покрова был самым большим и значимым праздником. В этот день у казаков происходили выборы нового атамана. Казаки верили, что святая Покрова охраняет их, а Пресвятую Богородицу считали своей заступницей и покровительницей. На Запорожье у казаков была церковь святой Покровы. В казацкой думе о Самийла Кошку поется:

А серебро-золото на три части делили:

Первую часть брали, в церкви накладывали,

На святого Межигорского Спаса,
На Терехтемировський монастырь,
На святую Січовую Покрова давали
Которые давним казацким сокровищем строили,
Чтобы за их, вставая и ложась,
Милосердного Бога молили.

Известный исследователь обычаев украинского народа Олекса Воропай писал, что после разрушения Запорожской Сечи в 1775 году казаки, ушедшие за Дунай на эмиграцию, взяли с собой образ Покрова Пресвятой Богородицы.

Казаки настолько верили в силу Покровы Пресвятой Богородицы и настолько искренне и торжественно отмечали праздник Покрова, что на протяжении веков в Украине оно приобрело еще и казацкого содержания и получило второе название — Казацкая Покрова. С недавних пор праздник Покровы в Украине отмечается еще и как день украинского казачества.

Украинская Повстанческая Армия (УПА), которая появилась во время второй мировой войны на землях Западной Украины как вооруженная сила против гитлеровской и большевистской оккупации родительских земель, тоже выбрала себе праздник Покрова за день Оружия, отдавшись под опеку святой Богородицы. Итак сегодня Покрова – это праздник не только народное и религиозное, но и национальное.

21 февраля 2015 года Президент Украины Петр Порошенко инициировал установление Дня защитника Украины, который празднуется на Покров 14 октября, государственным праздником.

Голос Сокальщини на GoogleNews