Святкові події

Состоялся третий Международный фестиваль «Белзька ворота-2012»

Городом трех народов, трех культур называют старинный Белз. Издавна здесь жили украинская, поляки и евреи. Тесно переплелись их культуры, языка, судьбы. Поэтому ежегодно сюда съезжаются гости на фольклорный фестиваль «Белзька брама».

И в этом году, 15 июля, уже утром улицы города оживились: десятки автомобилей припарковувались в центре, среди них и автобусы с польскими номерами, раскладывали свой товар торговцы сувенирами, игрушками, мороженым, сладостями, напитками … В церквях города состоялись праздничные литургии. Мастерклассы проводили мастера народных промыслов.

Международный «круглый стол» на тему «История трех национальных культур тысячелетнего города Белз» открыл директор государственного историко-культурного заповедника Иван Калиш.

Слово было —

Павел КЛИМОВИЧ, коренной белзянин, профессор Львовского национального университета им. И. Франко:

— Существует ошибочное мнение, что жители Белза конца ХIХ — начала ХХ ст. были бездуховные. Но это не так. На самом деле это тяжелый политический, национальный время дал известны имена патриотивнационалистив, врачей, экономистов, людей, которые создавали науку и культуру. Особый вспышка культуры, духовности состоялся в конце ХIХ в., Когда «Просвита» стала центром социально-политических и национального направления. Вот пример. В 1903 г. в селе Жужель состоялось вече к возрождению национального сознания. В 1890 г. появилась «Просвита», которая проводила большую национальнопатриотичну работу. Правда, ее ослабило москвофильство, развитие которого приходится на Первую мировую войну. С 1925 г. «Просвита» попала под влияние УНДО. Господствовал патриотический подъем был духовное развитие. Но потом УНДО начала заигрывать с польскими шовинистами, народ взбунтовался. С 1934 г. большое влияние имела организация украинских националистов. В 193536 гг «Просвита» была полностью под ее влиянием, за национальными идеями пошла старая элита, молодежь. Это был прогресс, большой шаг вперед. «Просветительство» организовывали в каждом селе, там появлялась украинская интеллигенция, самородки, такие как Екатерина Мизюк, которая возглавила Союз украинок. Заработали женские курсы кулинарии, пошив одежды, вышивки … На этих курсах, управляемых Союзом украинок, учили не только готовить, но и проводили чайные вечера, на которых учили сервировать столы. Наши хозяйки — цивилизованные люди и должны это уметь. И они умели. Такие курсы были практически в каждом селе. В Белзе барышни знали этикет, от них не отставали и сельские девушки. В настоящее время «Просвита» проводила фестивали: люди из одного села приглашали молодежь из других, проводили массовые спортивные соревнования, игры, в которых принимали участие сотни девушек в украинских костюмах. Происходили военные спортивные соревнования, во время которых девушки делали маршкидкы с десятикилограммовый мешками песка. Я был свидетелем таких фестивалей. В других селах проводили представления на открытых территориях. Это воспитывало гордость народа за свою культуру. «Просвита» проделала огромную работу. Но в 1939 г., под влиянием польских шовинистов, которые сотрудничали с немцами, ее закрыли. Но вскоре украинские националисты, среди которых был и наш земляк, референт по культуре Николай Сильный, добились его открытия, но уже под названием украинское образовательное общество, сыгравшее большую роль в 40х годах.

Иногда говорят, что русины были неграмотны. Это неправда. Во всех селах работали украинские школы, но с 1922 г., после мирного соглашения между Польшей и Советским Союзом, они набрали несколько иного характера, в них преподавали в основном поляки. В июле 1927 родители и ученики подняли бунт. В 30х годах в большинстве сел работали семиклассная школы. Уровень образования был достаточно высок. В 1914 г. в Белз открыли украинскую гимназию, но ее развития помешала Первая мировая война, а в 1939 — гимназические курсы. Это очень важная веха в истории Белзщины. Некоторые педагоги затем перешли работать в Сокальский гимназию. Уже тогда простые деревенские ребята учились на Западе, а потом возвращались домой учить земляков. Гимназия работала даже в тяжелые военные годы, давая молодежи прекрасное образование. Многие ее выпускники продолжали обучение в вузах, получили научные степени по юриспруденции, химии, филологии и т. д.

Петр Мавка, краевед:

— Белз — один из древнейших городов Украины, здесь хранится немало ценных архитектурных памятников, богата его археологическое наследие. А еще работает государственный историко-культурного заповедник, популяризирует историю нашего города. В местной школе есть музей «Белз и Белзское земля». В нем хранятся старинные вещи, найденные во время археологических раскопок, экспонаты, которые с любовью собирали учителя и ученики. Инициатор создания музея — учитель истории Анна Кизима. Музей расположен в двух комнатах. Первая — експозицийнооглядова. Экспонаты рассказывают о жизни наших предков, от времен палеолита до наших дней. На стендах — старинные орудия труда, обломки горшков, амфор, топор из рога оленя. Привлекает внимание демографический стенд, на котором есть данные о составе населения города в XIX в.: Здесь проживало 2635 евреев, 1018 — поляков и 973 украинской. Собранные материалы рассказывают, как город стали населять все больше украинских. С Белзом связана икона Богородицы, которая сейчас находится в Ченстохове (Польша). В. Скуратовский в книге «Берегиня» пишет, что первым орудием обработки зерна были жернова. Но в музее вам покажут зернотерки — здесь хранится камень, на котором терли зерно, и камень, которым его терли, она была предшественницей жерновов. Многие орудий труда, которые еще недавно были в обиходе, теперь стали музейными экспонатами. Сейчас даже ручную косу вытеснила Электрокосилка, которую население широко использует в быту.

Вызывает удивление количество экспонатов. Часть из них дарят люди, которые понимают важность музейного дела — это Мария Чайка, пп. Остасюк, Ткачук, Дуда, Гаврищак, педагоги и ученики школы. Представители музея путешествуют селами, встречаются со старожилами, некоторые отдают в музей старинные вещи, но есть и такие, что за вышитую сорочку просят сто долларов. Неизвестно какие средства, но и эта рубашка оказалась среди музейных экспонатов.

Музей работает на общественных началах, не имея источников финансирования, благодаря энтузиазму Анны Кизим, учителей, учеников школы, из числа которых готовят лекторов, экскурсоводов. Госпожа Анна ведет научную работу, поддерживает связи с учеными. Музей получил признание, его поддерживает отдел образования РГА. В 2008 г. ему присвоено почетное звание образцового. На Львовщине таких есть только четыре. Анна Михайловна награждена многими грамотами и дипломами. На базе музея проводятся семинары педагогов района, а также экскурсии для учащихся и учителей. Много хороших слов оставили посетители в книге отзывов. Музей продолжает свое благородное дело.

Любовь ХОМИН, учитель истории Белзкого школы:

— Недавно посетила святую землю, узнала много интересного о еврейских традициях, обрядах. Они, в частности, являются индивидуальные, семейные, культурные, моральноетични. Например, еврей не может носить одежду, в котором сплетаются льняные и шерстяные нити. Они очень внимательно изучают основы своей религии, все книги знают буквально наизусть, цитируют их широко. Иудейская религия имеет 613 заповедей, которых нужно придерживаться. 248 — это те, которые позволяют что-то делать, т. с. предписания, и 365 — это запреты, которые начинаются словом «не делай». Тех, кто придерживается всех 613 заповедей, называют праведниками мира. Это звание имеют также люди, которые помогали евреям. Молятся евреи индивидуально и коллективно. Для коллективной молитвы требуется не менее десяти человек от тринадцати лет. Женщины и мужчины молятся отдельно. Синагога разделена на мужскую часть и женскую, и не дай Бог, чтобы женщина зашла на мужскую.

Древняя Палестина была завоевана разными народами — римлянами, сирийцами … В средние века евреи подвергались гонениям со стороны инквизиции, затем пережили трагедию Холокоста. Их традиции помогают сохранить нацию, национальную самобытность. Они, например, имеют запрета в питании, не задумываясь почему так, а не иначе. Например, запрещено варить молоко и мясо вместе, нельзя есть в доме не еврея, или пищу, приготовленную не им. В Торе пишет: отличайте чистое от нечистого. Такая обособленность, собственно, позволяет евреям не ассимилироваться с другими народами, содержать национальные черты характера. Одним из центральных является высокое чувство достоинства, даже превосходства над другими народами. В евреев отсутствует такое понятие как застенчивость. У них есть стремление бороться с роком, непредвиденными обстоятельствами, судьбой. По их убеждению, человек не должен придавать значения мелким проблемам. Тогда она потребует увеличения зарплаты, продвижения по службе, стремиться к более интересной работы. Скромность же ассоциируется со слабостью, неспособностью противостоять ударам судьбы. Важной особенностью является поддержка хозяйствования. Когда в XV в. евреев, которые не приняли христианства, выгоняли из Испании без золота и серебра, многие из них остались изгнанниками, но еврейская община сохранилась, выжила. И таких примеров много. Евреи сравнивают свою нацию с месяцем: он то исчезает, то увеличивается, но есть всегда.

 Выступая в прениях, Павел Климович подчеркнул, что Белз был и остается святым местом для евреев. Но некоторые источники дают ложные данные о том, что в Белз были замучены почти три тысячи евреев. Ни один еврей здесь был расстрелян. Наоборот местные жители помогали им. Он сам, как и другие ученики, делился с ними своими завтраками.

Участники «круглого стола» подчеркивали, что радуются теми наработками, которые есть в Белз. Председатель районного совета Игорь Дацюк, в частности, сказал, что со временем «Белзька ворота» откроется все шире, объединится с праздником в Корчмин, приобретать все большую популярность. Гости из Польши, в частности, войти гмин Белжец, Ульхувек, Крынице Анджей Адамек, Лукаш Клембак, Януш Балабух пожелали, чтобы фестиваль становился массовым, приносил радость жителям города, всем его участникам. Они также выразили надежду, что, несмотря на трагические страницы в истории наших народов, дружба между ними будет крепнуть, развиваться туризм. Директор музея г. Замосць Анджей Урбанский, проводит совместные польськоукраинськи археологические исследования, подарил белзянам книгу «Археология польськоукраинськои Варенжанкы». Представители польских гмин вручили Белзкого городскому голове Владимиру Мусе памятные сувениры.

Далее участники «круглого стола» присоединились к жителям города и этнофестиваль, собственно, начался. Открывая его, ведущая Елена Назарова вспомнила как польское супруги Анна и Анджей Колодзей от чистого сердца угощали присутствующих на фестивале собственноручно сделанной рапсовым маслом, вкусными селедкой, пирожками с капустой, амонячкамы, как жаловались, что всем не хватило. И пригласила гостей фестиваля угоститься борщом с пампушками, которые приготовили повара местной больницы, караваями с маком Галины Днестровской, голубцами школьных поваров.

После такого лирического отступления со сцены звучали выступления руководителей района, гостей. Вот что сказали —

Николай Мисак, председатель Сокальской райгосадминистрации:

— Приятно поздравлять всех с третьим этнофестиваль «Белзька брама2012». Радует, что здесь есть очень много людей. Искренне желаю, чтобы сегодня хороши были выступления, чтобы Любители культуры получили удовольствие, чтобы завязывались новые знакомства, чтобы красивым и плодотворным было общение. Чтобы все получили удовольствие от этого фестиваля. В добрый путь!

Игорь ДАЦЮК, председатель районного совета:

— Очень приятно приветствовать всех на этом празднике трех культур. Более десяти лет назад был инициатором открытия Белзького историко-культурного заповедника. Белз — уникальное тысячелетний город. Оно заслуживает лучшей участи, на развитие. У нас есть много планов по промоций Бэлза как туристического города. Просим и наших польских гостей посещать не только Киев, но и наш древний город Белз, чтобы в замочке, откуда происходит икона Матери Божией Ченстоховской, приезжали наши соседи. Чтобы у нас открывались новые заведения, создавались новые рабочие места. Совместно с польскими друзьями будем работать над тем, чтобы открыть упрощенные таможенные переходы в Белз и Угнова, чтобы «Белзьку ворота» объединить с Корчмин и сделать праздник на территории Белзщины значимым. Чтобы Белз развивался, а белзяны имели возможность открывать свой бизнес.

Владимир Вязивский, депутат Верховной Рады Украины:

— Действительно, нация тем сильна, что она может сочетать в себе многие. Когда нация слабая, как у нашего северного соседа, то она может навязывать свой язык в любом конце своего и соседнего государства. Мы же поздравляем тех, кого судьба исторически забросила сюда. Убежден, что культивируя культуру народов, живших здесь, сможем максимально культивировать культуру нашего народа, сильного государства Украина. Пусть нам в том помогает Бог!

Александра Небожук, депутат Львовского областного совета:

— С праздником, княжеский город Белз! Сегодня такой прекрасный летний день. Поэтому хочу поздравить представителей трех культур, которые слились в единую. Украинская земля всегда прижимала всех, кто на ней работал, кто любил эту землю, всех, кто объединился под этим небом и золотым колосом. Украинская земля всегда уважала все народы, которые пришли на эту землю с миром. Сегодня это ответ тем захожим, которые хотят разделить нас по языковому или какой-то другой признаку. Но мы не делимся. Украинский всегда прижмут тех, кто пришел к нам с любовью и миром. Потому благосостояние там, где царит согласие и мир. На своей украинской земле мы будем строить благосостояние и согласие всех культур, которые объединились под нашим синежовтих флагом и трезубцем.

Роман Швед, депутат областного совета:

— Раз мы собрались, чтобы отметить праздник трех народов, которые здесь жили и работали, совместно отмечали национальные, религиозные, семейные праздники. Будем помнить, что развитие каждой нации в Украине — это святое. Поздравляю вас всех с этим прекрасным праздником!

Владимир Муха, Белзький городской голова:

— Рады приветствовать всех белзян, дорогих гостей. Удачи «Белзский ворот». В течение трех лет мы торжественно ее открывали, здесь царила атмосфера согласия и добра, отзывчивости и любви. С каждым годом к нам приезжает все больше гостей. От всех жителей белзкого земли поздравляю их. Пусть всем везет, пусть только добро будет в наших сердцах. Хорошего досуга и общения всем, всех благ вам.

Роман ОНИШКЕВИЧ, заместитель начальника управления охраны культурного наследия Львовской ОГА:

— От имени облгосадминистрации желаю здоровья, успехов всем жителям княжеского города, его руководителям, гостям. Чтобы вы все были здоровы, чтобы в семьях царил порядок. Желаю вам, чтобы вы чувствовали себя жителями не какого-то маленького городка, а города, которое несет славную историю нашей Украины. Слава Украине!

Иван Калиш, директор государственного историко-культурного заповедника:

— Участники «круглого стола» хотели, чтобы «Белзька ворота» открывалась еще шире, чтобы каждый, кто сюда приезжает, нашел здесь свое место, показал свое искусство, чтобы мы радовались вместе с ними. Хорошо, что мы уже третий имеем возможность встречать всех в нашем городе. Помню во время празднования тысячелетия Бэлза представитель еврейской общины раввин Львова и Западной Украины господин Розенталь сказал: к вам пришли счастливые времена, потому что вы можете разговаривать на украинском языке, и мы начинаем ее изучать, чтобы общаться с вами. Никакие законы о языковых основы, ни то, что сейчас происходит в Киеве и на дальнем Востоке не смогут уничтожить украинский язык — мы не позволим этого. Пусть распространяется певучий украинский язык к востоку и югу, пусть наш город всегда прославляет как украинским, так и культуры, которые здесь существовали.

Василий ПИЛИПЬЮК, лауреат национальной премии Украины им. Т. Шевченко, заслуженный деятель искусств Украины:

— Имея более шестидесяти выставок по всему миру — в мраморных залах Нью-Йорка, Парижа, Канады, Америки, Бразилии, рад, что есть она и в вашем славном городе. Для меня эта земля — ​​как мой родной Покутья. Работая над своей восемьдесят первой книгой, мне чего-то недоставало. И вот встретил молодого человека — вашего мэра, завязалась дружба и уважение. С большой любовью сделал книгу «Земля Франко, кланяюсь тебе», где целый разворот посвящен славному городу Белзу. Сегодня обещаю вам сделать такую ​​же прекрасную книгу, на уровне книг о Львовщине, и о княжеский Белз. Желаю вам любви, всего хорошего, дарю свои две следующие книги. Пусть они будут в этом историческом городе.

Анджей Адамек, войт гмины Белжец:

— Дорогие белзяны, фестиваль, в котором есть удовольствие участвовать, является динамическим. Помню, когда проводился первый, приехали со скромным коллективом и здесь, на этой площади, хорошо забавлялись. Никто не думал, что фестиваль так разовьется. Как говорит само название «Белзька ворота», она должна быть открыта и она открыта, а мы через эти врата привезли вам немного польской культуры. Думаю, каждый из вас найдет для себя какую-то приятную нотку. Спасибо за возможность выступить здесь. С нетерпением ждем, чтобы и вы приехали к нам на праздник обжинок. Такой фестиваль заставляет забыть обо всем плохом, что было, а помнить только хорошее. Веселой забавы всем.

Всем участникам вручили дипломы фестиваля и памятные сувениры.

Фестивальную программу открыли польские фольклорные коллективы «Тишовьянка», «Яровчанка», «Хармония». В их исполнении хорошо прозвучали народные и шуточные песни. Еврейскую культуру представляли фольклорные коллективы из Львова «Любитель» и «Шерим», которые исполнили песни и танцы своего народа. Им горячо аплодировали зрители. Искусство Сокальщини удачно представили фольклорные коллективы из Сокаля, Бэлза, Угнова, Ульвивка, Жужелян, трио «Родничок», сольные номера прозвучали в исполнении Галины Брезовськои, Марьяны Писарук, Софии Дмитров и др.. Зрители искренне аплодировали главе литературномистецького объединение «Оберег» (г. Червоноград) Оксане Карнази, которая прочитала свое стихотворение «Я украинский». Здесь можно было приобрести две ее поэтические сборники.

Звучала веселая музыка, кружились в танце пары молодых и старших. А жители города, семьями, компаниями, подходили и подходили. Некоторые с удовольствием смотрел концерт, а некоторые осматривал выставки. Многие гости останавливались у стола с прекрасной черной керамикой. Глаза влекли хорошей формы чашки, вазы, амфоры … Тут же вертелся гончарный круг и Сергей Ивашков из Червонограда проводил мастеркласс. Помогал желающим изготовить сосуд или тарелку. Видела, как сияли глаза подростка, который держал руками изготовлено чудо из глины. Попросила п. Сергея рассказать о себе. Вот что услышала:

— Керамикой занимаюсь более двадцати лет. Имею частную мастерскую, учеников, среди них брат и сын Назар, нам помогает моя жена.
Летом мы постоянно в дороге — ездим по Украине, знакомя людей с дымит керамикой. Участвуем в фестивалях, всеукраинских и международных, в частности, во Львове, Дрогобыче, Полтаве, Чигирине. Мои работы увидели и в Ченстохове в Польше, была выставка в Швеции, в Стокгольме. Участвовали в фестивале «Страна мечты», «Гончарный круг» и др.. В Чигирине был дважды — в 2006 и 2011 гг, последний раз завоевал Гран.

Керамика является разная, я занимаюсь дымит, или как ее называют в народе, черной. Она присуща нашему региону, а происходит из села Гаверечина Золочевского района. В начале 90х годов группа энтузиастов из семи человек из Червонограда поехала в село, чтобы научиться делать такую ​​керамику в настоящее известного мастера Марьяна Кусевича. В то время в деревне осталось два старых мастера, которые изготавливали дымит керамику. Мы учились у них, а затем в Червонограде начали заниматься этим делом. Сейчас у нас работают более двадцати мастеров — это самый центр на Украине. С моего поколения это Руслан Курило, Тарас Маковский, есть и молодые мастера. Дымит или гаверецька керамика — специфическая, это экологически чистая продукция, в частности сосуд, в котором хозяйки с удовольствием готовят разнообразные вкусные блюда. Выжигаем ее дровами в гончарном горне при температуре 960 градусов без доступа воздуха. Дрова не горят, а дымятся, керамика становится черной.

 Рядом с ним представлял свои керамические изделия Сокальский мастер Богдан ямов. У этого стола также останавливались люди, рассматривали их, покупали. Многих привлекла и фотовыставка уже упомянутого заслуженного деятеля искусств Украины Василия Пилипьюка. Каждая его фотография передает тончайшие нюансы жизни, оттенки красок и настроения. Уверена, что понравились белзянам и гравюры на стекле Михаила Настишина, среди которых особенно выделялись портреты, в частности Папы ИванаПавла II. Господин Михаил закончил Львовскую академию искусств. В Запорожье приехал реставрировать церковь св. ап. Петра и Павла. Это многолетние работа пришлась ему по душе. Любит свое дело, свой опыт передает молодым — ведет кружок в местном профессиональном лицее. Его работы есть и за рубежом. Выставка в Белз — первая, уверена, что мастер подарил удовольствие участникам фестиваля. Многие из них приобрели здесь различные сувениры, изделия, которые повезут домой и которые будут напоминать им о славном городе Белз и «Белзьку браму2012».

… Майдан гудел. Жители города, гости смотрели концерт, осматривали выставки. Чего на них только не было: неповторимые вышивки — женские, мужские, детские сорочки, полотенца, скатерти, сумочки. Свои работы представили Сокальский ДДЮТ, люди с особыми потребностями из реабилитационного центра «Луч надежды», их можно приобрести. Работали заведения общественного питания. Малыши тянула родителей к лотков с игрушками, несла в руках разноцветные воздушные шары. Повсюду царило приподнятое настроение, люди отдыхали, радовались хорошей погоде, увиденному и услышанному.

Своими впечатлениями о Международный фестиваль поделились —

Владимир ЛОЗОВОЙ, житель г. Львов:

— Приехал сюда посмотреть на древний город. Радуюсь, что многие пришли на фестиваль в украинских костюмах, вышитых рубашках. Любуюсь разнообразными узорами, особенно понравилась черная Сокальская вышивка. Удовольствие получил от фотовыставки Василия Пилипюка. Радует, что на праздник приехала такая многочисленная делегация из Польши, фольклорные коллективы. Ведь фольклор — это душа народа.

Надежда Засадный заведующая Народным домом с. Глухов:

— Вместе с коллегой приехала посмотреть на фестиваль, перенять опыт и внедрить его у себя. Впечатления — замечательные. Мой сын Юрий интересуется керамикой. Вот посмотрите, какое сосуд сделал. Повезет домой этот сувенир и некоторые знания по гончарному делу.

Маша и Наташа, ученики местной школы:

— Настроение замечательное. Покатались на карусели, полакомились сладкой ватой и соком, купили сувениры, впереди дискотека. Все классно!

Людмила КОБЕРЕНКО, жительница г. Белз:

— На фестиваль пришел с семьей. Очень понравился: много гостей, хорошие выступления фольклорных коллективов, замечательные развлечения для детей. Считаю, что такие праздники следует проводить чаще, ведь все мы — дети одной земли, пусть и разных наций.

… Вечером состоялись народные забавы, дискотека. В полночь небо над княжеским Белзом озарил праздничный фейерверк. Фестиваль закончился, но Белжская ворота всегда открыты для гостей.

Валентина БЛУДОВА.

Фото автора.

Голос Сокальщини на GoogleNews