Влада працює

Как повлияет реформа децентрализации на общины Сокальщины

Реформа децентрализации является одной из базовых реформ успешного государственного управления, которая «дамокловым мечом» висит над украинским политикумом. Сосредоточение власти и финансов в столице страны привело к централизации управления и отсутствия эффективного местного самоуправления.

Децентрализация заключается в совершенствовании местного самоуправления, путем увеличения полномочий местных советов и передачи в их распоряжение максимума финансовых поступлений. Однако для успешной реализации реформы, нужно нормировать и укрупнить самые низкие звена административно-территориального устройства. Именно изменение границ административно-территориального единиц вызывает наибольший резонанс и порождает непримиримые дискуссии. Однако широкая публика, в силу низкой осведомленности, не понимает, что это изменение – лишь средство для реализации реформы. Укрупнение территориальных единиц является объектом спекуляций и политических игр, которые наполнены научной неосведомленностью и электоральными политическими технологиями. Путем давления из высших властных кабинетов форсируется проведение ли не важнейшей реформы молодого Украинского государства.

Старт реформа децентрализации получила 5 февраля 2015 г. с подписанием Президентом Украины Закона «О добровольном объединении территориальных общин».

Широкое обсуждение реформы не обошло Сокальщину, которая уже на май 2015 г. подготовила Перспективный план, предусматривающий формирование девяти общин (Сокальская, Скоморохивська, Тартаковская, Силецкий, Великомостовская, Белзька, Островская, Забузька и Червоноградская). Однако после отправки плана Львовским областным советом на доработку и путем дискуссий и убеждений Офиса реформ, который отвечает за воплощение децентрализации, удалось достичь согласия с тогдашними районными руководителями на укрупнение предыдущего плана в пять общин (Сокальский, Белзьку, Великомостовская, Силецкий и Червоноградскую).

7 июля 2015 года на сессии областного совета был утвержден проект перспективного плана формирования способных территориальных общин Львовщины, что предлагает объединить 710 советов области в 165 общин. Среди них был утвержден и Перспективный план Сокальского района с пятью общинами. Кабинет министров Украины своим распоряжением от 11 ноября 2015 г. утвердил предложенный Перспективный план области, однако с требованием продолжения работы над предложениями изменений плана и внесение их на рассмотрение Кабмина. Главный исполнительный орган страны считает предлагаемую количество общин Львовщины (165) великоватой и требует сократить их количество.

Утвержден Перспективный план Сокальского района предусматривает формирование пяти территориальных громад Сокальского, Силецкий, Белзским, Великомостівської и Червоноградской.

Предлагаем детально рассмотреть Перспективный план Сокальщины.

Сокальский район насчитывает 109 поселений (101 село, 2 поселка, 6 городов (совместно с н. Червоноград)), 60 из которых должны образовать Сокальский общество, а это больше половины (55%) всех населенных пунктов района. Белзьку общину образуют 30 поселений, которые составляют 28% от общего количества пунктов. Зато в Великомостовскую общину войдет только 12 поселений, а в Силецкий – всего 7! Червоноградская община будет состоять только из одного города Червоноград, в противовес Червоноградский городском совете, которая включает м. Сосновка и пгт. Горняк.

Стоит заметить, что не все населенные пункты будут представлены старостой в исполнительной и депутатами – в законодательной властях общины. Поэтому можем сравнить эффективность работы Сокальской общины, совет которой сформирует около полусотни старост и, скажем, Силецкий общины, где старост будет всего семь. Понятно, что общее решение будет эффективнее достичь в меньших по количеству поселений общинах. Однако уже ведется речь, о том, что староста может обслуживать несколько поселений, а количество старост будет определять громада. Это порождает другую проблему – мелкие населенные пункты не будут иметь своих прямых представителей в органах власти.
Площадь района составляет 1573 км2 (вместе с Червоноградською городским советом – 1591 км2). В соответствии с Перспективным планом образовавшаяся Сокальская территориальная община составит 675,30 км2, а это 42% всей площади крупнейшего по величине район области! В соответствии с Перспективным планом Львовщины, Сокальская община будет самым низовым ее образованием. Не менее впечатляет своей площадью Белзька община – 513,76 км2, что составляет 32,3% района, которая также является одним из крупнейших предлагаемых общин области. Площадь Великомостівської общины составит 249,50 км2 (15,7%), а Силецкий – 134,72 км2 (8,5%). Площадь Червоноградской общины уменьшится до пределов громадоформуючого города и составит 17,8 км2 (1,1%).

В соответствии с «Методикой формирования общин», административный центр должен быть расположен на расстоянии не более 25 км по дорогам с твердым покрытием и учитывать доступность медицинских услуг и обеспечения пожарной безопасности за 30 мин. времени. Расстояние от г. Сокаль до крайнего северного поселения общины – с. Песочное 30 км, до сел Княже и Шарпанцы – около 25 км. Не лучшая ситуация в Белзский общине: расстояние от центра общины до с. Михайловка (Карівська с. г.) 25,6 км, в с. Добрячин – 20 км. Думаю не стоит объяснять, что качество и критическое состояние твердого покрытия дорог района не позволит обеспечить своевременное предоставление жизненно необходимых услуг.

Не хочется верить, что команда реформаторов вооружилась лозунгами бывшей советской власти, которая болела гигантоманией, и площади Сокальской и Белзьської общин является лишь подтверждением этого. Кабинет министров требует сократить количество общин области с 165 до 88, а реализуется это требование Сокальским районом. Предлагаемое количество общин Сокальщины всего пять, а это один из наименьших показателей в области, как уже отмечалось, наибольшего ее района.

Как объяснялось ранее бывшими руководителями района, требование укрупнить общины продвигалась Офисом реформ и основывалась на скандинавском и немецком опыте, которые предусматривают общины от 50 до 70 тыс. населения, в противовес польскому, с общинами от 5 до 10 тыс. Проблема, на самом деле, заключается в том, что ни один нормативно-правовой акт реализации реформы, не предусматривает конкретных требований площади и населения территориальных общин.

Зато повсеместно мы слышим абстрактные «эффективные» и «способны» общины. Дискуссия, которую породила отсутствие четких принципов формирования общин, должна была быть решена в научных и исследовательских институтах, путем анализа административных моделей европейских стран. Ее наработки нужно было четко прописать в «Методике формирования способных территориальных общин», что ускорило бы реализацию реформы и устранило споры и дискуссии, которые ведутся в публичной плоскости.

Использование принципов административно-территориальных реформ скандинавских стран Украиной, должны учитывать их низкую количество и плотность населения, вместе с небольшой площадью этих государств. Зато опыт Германии, следует рассматривать с пониманием преимущества этой страны в количестве и высокой плотности населения со сравнительно совместно большой площадью. Если же сегодняшнее руководство хочет вооружиться опытом Дании, которая достигла укрупнения низовых территориальных единиц до 5070 тыс. чел., то во избежание дискуссий, нынешние районы Львовщины следует переименовать в общины, ведь согласно реформаторской логике «чем больше» – тем «эффективнее» и «состоятельнее». Если же мы моделируем в соответствии с немецким опытом, стоит подумать как увеличить население государства в два раза (прим. – нас. Германии – 81 млн. чел.).

Население новообразованных общин лишь подтверждает диспропорцию между административными образованиями Сокальщины. Общая численность населения района составляет 112,35 тыс. чел. (вместе с н. Сосновка и пгт. Горняк, но без м. Червоноград (67,45 тыс. чел)). Следовательно Сокальская община, вновь поражает своими показателями. Численность ее населения составит 56,15 тыс. чел., а это 50% населения района! Поразительный показатель, учитывая, что составлена она из 59 сельских поселений и одного города. Силецкая община объединит 22,02 тыс. чел. (20%), Белзька община – 20,08 тыс. (18%), Великомостовская – 14,10 тыс. (12%).

Можем подвести итоги, что конфигурации территориальных общин Сокальщины особенно не интересовали авторов административнотерриториального деления нашего района. Более того, не было учтено исторического, географического, природоресурсный факторов.

Перспективный план Сокальщины, не в полной мере учитывает исторический фактор развития района. Предварительные расчеты и наработки предусматривали формирование Тартаковская общины, с центром в одноименном бывшем городе. Формирование такой общины помогло бы ее центра – с. Тартаков привлечь инвестиции для восстановления своей мощи и историко-культурных памятников. Образование Тартаковская общины уравновесило бы конфигурацию Сокальской общины, размер и население которой значительно превышают средние показатели по области. Абсолютно идентичная ситуация с м. Угнев, который имеет потенциал, чтобы стать центром одноименной общины и нормировать конфигурацию Белзької территориальной общины.

По мнению тех, кто отвечает за воплощение реформы, общины должны отталкиваться от тех финансовых и экономических показателей, которые можно рассчитать в зависимости от объема налоговых поступлений. Зато, никаких стратегических прогнозов развития при их формировании не закладывается. Специализация новообразованных общин останется такой же, как и предыдущих советов. Нас годами уверяли, что увеличение численности населения низовых звеньев административного устройства влиє значительные инвестиционные потоки из Европейского Союза и соседней Польши, которые в выборе объектов инвестирования выбирают значительнее по количеству трудового потенциала общества. Так почему же пограничные территории Сокальщины (г. Угнев, сек. Хоробров) не способны создать самодостаточных общин, использовав свое выгодное размещение. Зато формируется лишь одна обширная пограничная община, с центром в г. Белз.

Еще одной необоснованной чертой административно-территориального устройства Сокальщины есть отказ города Червоноград, сформирует самую прибыльную и найзабезпеченішу общину, приобщить к своим пределам окружающие сельские советы. Трускавец, Дрогобыч, Борислав, Новый Раздел, Моршин, будучи сегодня городами областного подчинения укрупняются с близлежащими сельскими советами. Зато успешное шахтерский город, обладая крупнейшими экономическими и финансовыми ресурсами, отказывается делиться своими доходами для развития окружающих территорий. Еще большее недоумение вызывает отнесение прилегающего к Червонограду с. Добрячин к Белзским общины. Только представьте – за благоустройство села, которое страдает от очистных сооружений «Червоноградводоканалу» будет соответствовать м. Белз.

Население села за медицинскими услугами будет ездить десятки километров, будучи размещенным в окрестностях шахтерского города. Проблемы района привилегированное город не интересуют.

Изменение административно-территориального устройства, которая реализуется реформой децентрализации закрепит границы общин на длительный период. Поэтому стоит направить максимальные усилия на устранение проблем и промахов реализации нового устройства Сокальщины.

16 мая во Львовской ОГА состоится обсуждение Перспективного плана Сокольского района представителями областной власти, руководителями Офиса реформ Львовщины, учеными, общественными активистами и Сокальский районными руководителями. Призываем районное руководство прислушаться ко всем замечаниям Перспективного плана и достойно отстоять местные интересы. Общество Сокальщини прежде всего!

Олег ВЕКЛИН, аспирант кафедры экономической и социальной географии Львовского национального университета имени Ивана Франко.

Голос Сокальщини на GoogleNews