Влада працює

Продажа земли — это право граждан

В обществе продолжаются дискуссии относительно целесообразности многолетнего моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения гражданами. Отечественный опыт внедрения разнообразных запретов оставим без комментариев, а мировой опыт доказывает, что регулировать рынок земель намного эффективнее, чем загонять его «в тень».

Завершается процесс подготовки законодательства до фактического открытия рынка сельскохозяйственных земель. По поручению Президента Украины Минагрополитики и Госземагентство разработали проекты Законов Украины «О рынке земель», «О государственном земельном кадастре», других необходимых законодательных актов для полноценного существования этого уникального рынка бесценного ресурса любой страны мира – земли.

Земельная реформа в Украине дала возможность каждому члену сельскохозяйственного предприятия и пенсионеру из их числа получить собственный земельный надел. Крестьяне длительное время были лишены самого главного права – права распоряжаться своей собственностью. К сожалению, многие из них уже умерли, так и не воспользовавшись экономическими преимуществами владения землей.

Однако каждый собственник земельного участка должен иметь право на собственное усмотрение распоряжаться своей землей. Для этого и внедрялась земельная реформа. Поэтому только землевладельцу решать: или продавать землю, или сдавать ее в аренду или же собственноручно обрабатывать.

в Целом принятие законопроекта «О рынке земель» будет способствовать росту арендной платы, четко очертит круг приобретателей земельных участков с/х назначения, это исключительно: граждане Украины, фермерские хозяйства, государство и органы местного самоуправления. Иностранцы будут иметь право только арендовать земли сельскохозяйственного назначения у граждан Украины.

Владелец земельного участка сможет самостоятельно хозяйствовать на ней, сдавать ее в аренду, продать, подарить, передать по наследству, предоставить в залог банку для получения кредита и т.д. Но спешить с продажей земельного участка вряд ли стоит, потому что с развитием рынка земли ее стоимость, а также размер арендной платы стремительно и будут постоянно расти.

Не менее важной составляющей введения рынка земель с/х назначения является принятие Закона Украины «О Государственном земельном кадастре».

19 мая 2011 года этот законопроект, внесенный народными депутатами Украины. Бевзенко,•Г. Ткачом, Г. Лук’янчуком принят за основу в первом чтении.

Государственный земельный кадастр играет особую роль в реформировании земельных отношений, как информационная база для эффективного управления земельными ресурсами, ведения системы регистрации, землеустройства, поддержки налоговой и инновационной политики государства, становления и развития рынка земли, обоснования размеров платы за землю.

Государственный земельный кадастр – единая государственная автоматизированная геоинформационная система документированных сведений о земельных участках, расположенных в пределах Украины, их целевое назначение, ограничения в использовании земельных участков, а также данные о количественную и качественную характеристики земель, их оценку, о распределение земель между владельцами и пользователями.

Законопроектом впервые определен исчерпывающий перечень документации из землеустройства и оценки земель, которая является основанием для внесения данных Государственного земельного кадастра.

Устанавливается общий срок внесения сведений об земли и земельные участки до Государственного земельного кадастра – четырнадцать дней со дня представления необходимых документов. Следует отметить, что сегодня, в связи с неурегулированностью этого вопроса на законодательном уровне, указанная процедура может длиться годами.

Предлагается изменить сущность и четко определить процедуру осуществления государственной регистрации земельного участка. Если сейчас государственная регистрация земельного участка проводится во время каждой трансакции с земельным участком и включает процедуру выдачи государственных актов или регистрации договоров аренды, то законопроектом эта процедура сведена лишь к присвоения земельному участку кадастрового номера при ее формировании.

В отличие от существующей редакции Земельного кодекса Украины, законопроектом предусмотрено, что государственная регистрация сложившейся («новой») земельного участка должно осуществляться до предоставления ее в собственность или пользование органами государственной власти и органами местного самоуправления. При этом кадастровый номер земельного участка должен в обязательном порядке указываться в решении о такое предоставление. Следует отметить, что сегодня в таких решениях в большинстве случаев земельный участок не идентифицирована и из текста решений вообще невозможно узнать о ее местонахождении (часто указываются только размер, район, населенный пункт). Предполагается, что земельные участки, право собственности (пользования) которыми возникло до 2004 года, считаются сформированными независимо от присвоение кадастрового номера.
Законопроектом предусматривается внедрение положения об открытости данных Государственного земельного кадастра в сети Интернет с режимом отрытого доступа за исключением сведений, свободное распространение которых запрещено законом (это, прежде всего, информация о собственников и пользователей земельных участков). Практика многих стран показывает, что для реализации прав, интересов физических и юридических лиц, внесение инвестиций в экономику страны существенное значение имеет прозрачность информации о земельные участки. Закрытость такой информации в нынешних условиях является одной из основных причин коррупции в земельной сфере.

Предполагается, что проект Закона Украины «О государственном земельном кадастре» будет принято и введено в действие летом 2011 года и в большей части положений вступит в силу с 1 января 2012 года.

Степан ШЕВЧУК,
и. о. начальника управления Госкомзема в Сокальском районе.

.

Голос Сокальщини на GoogleNews