Згадаємо, як це було

Загрусти, трембита, что галицкая сила от Збруча по Славуту трупом поле покрыла …

Это строфы из стихотворения певца стрелковой Голгофы Романа Купчинского. Тот еще один шаг к нашей независимости сделали стрелки УГА, защищая молодую Западно — Украинскую Народную Республику. А сколько их погибло, сколько крови пролито… Еще и поныне люди находят могилы своих родных, которые более девяти десятилетий были безымянными…

В этом году на фестивале «Белзская ворота» мне выпала возможность познакомиться с коренным белзянином Романом Лиськевичем. Сейчас он и его семья живут в Немирове, но господин Роман ежегодно приезжает в свой родной город. Изучает историю своего рода, углубляется в пласты национального прошлого, ведь оккупанты всех времен, прежде всего, грабили у украинского народа историческую память. Дедушка Романа Лиськевича — Петр был стрелком Украинской Галицкой Армии, воином 9 Белзькой бригады. Именно он и его собратья с оружием в руках защищали молодую Западно — Украинскую Народную Республику. И погибли. Долгое время никто подробно не знал, где могила Петра Лиськевича.

Недавно дочь Романа Лиськевича, Мария, прислала нам фотографии с места захоронения своего прадедушки и сообщила: «Петр Лиськевич, стрелок Украинской Галицкой Армии пал на Винниччине в так называемом «четырехугольнике смерти» (Винница — Вапнярка — Бар — Жмеринка). Украинская Галицкая Армия в количестве 50000 человек, без поставок оружия и продуктов, противостояла трем вражеским армиям: с запада (1918-1919 гг) — польский (90000 человек), с севера — красная московская (90000 человек), с юга — белая армия генерала Деникина (250000 человек). Эти армии, враги между собой, временно примирились с целью уничтожить Украинскую Галицкую Армию и Украинское государство, но сделать это оружием не смогли. Поэтому сделали искусственно эпидемии тифа и УГА была уничтожена. Среди стрелков — и Петр Лиськевич, который похоронен в общей большой могиле возле города Бар. Могилу нашли местные школьники из патриотической организации «Пласт» и предоставили эти фотографии». Роман Лиськевич побывал на могиле своего дедушки, познакомился с местными пластунами и их руководителем Михаилом Пиддубчишином. Очень доволен той встречей и знакомством с юными украинскими патриотами и их наставниками.

А младший брат Петра Лиськевича, папа уважаемого человека в Сокале, врача Дарьи Лиськевич, был сечевым стрелком. Более того, уже в послевоенное время он занимался могилами стрелков УГА и сечевых стрельцов, возглавлял общество «Охоронa стрелецких могил», которое даже собирало средства на установку надгробных памятников. Что-то удалось сделать. Но потом пришли наши «освободители» и почти на всех украинских кладбищах могилы защитников ЗУНР сравняли с землей. Так, как у нас в Сокале. Когда-то, еще ребенком, проходя вместе с папой нашим старым кладбищем мимо могилы воинов польской армии, он показывал рукой чуть дальше и рассказывал, что там были захоронения стрелков УГА. От тех могил и следа не осталось. Только в сентябре 1989 года, благодаря членам Хельсинского союза, Общества украинского языка имени Тараса Шевченко и старожилам — сокальчане построен общий Стрелковое могилу, на которой установили высокий крест, а уже более чем за десять лет — построили величественный памятник.

Но вернемся к Бару. Еще один человек, имя которого тесно связано с Сокалем и Сокальщина, в те времена побывала в Бари и тоже заболела тифом, но выздоровела и вернулась домой. Это священник о. Мирослав Рипецкий. Кстати, я вместе со многими сокальчане побывала на его могиле в селе Лески. Вот некоторые воспоминания о нем.

«Весной 1919 поехал в. Рипецкий к Станислава, где стринувся с о. Николаем ежи, полевым духовником УГА, что тогда занимался Организация духовной опеки для украинских воинов. Он поощрил в. Рипецкий, чтобы обнял пастырскую работу в тренинге 1 — го Корпуса УГА. По Пасхальных Праздниках в. Рипецкий стал военным духовником подготовки 1 — го корпуса в Камни Струмиловий, давал изложения по истории Украины сначала в Камни Струмиловий, а после и в Буске. В Буске встречался в. Рипецкий с о. Михаилом Якубовым с Стрептова, ставший полевым духовником УГА и умер 17 сентября 1919 в Бари на восточно — украинских землях. В начале августа 1919 назначен о. Рипецкий полевым духовником десятой бригады 1 — го корпуса УГА. С этой бригадой провел славный поход против большевистских войск от взятия города Винницы, через Калиновку, Казатин, Бердичев, Брусилов, Ходарков над реку Ирпень, недалеко Киева. В октябре 1919 года именован в. Рипецкий полевым духовником Главного Штаба УГА в Виннице. Здесь он имел возможность видеться со своим другом из львовской духовной семинарии о. Василием Пелех. Они уложили устав допомогового общества «Украинский самаритянского Помощ». На цели -ва «Украинский самаритянского Помощ» сложил значительную грошoву сумму директор «Украинского Банка» в Виннице Бартко, и передал много книг для стрелкового библиотеки, о. Рипецкий задумывал начать. Его намерения однако не сбывшихся, потому что в октябре 1919 года заболел тифом и оказался в лечебнице 1 — го корпуса УГА под Винницей, в которой лежало более 200 больных стрелков и старшин. Ими бережно заботился сотник — врач Билозир. Мирослав Рипецкий, когда выздоровел, вернулся в Винницу. 24 декабря 1919 Начальная Команда УГА оставила Винницу и уехала в Крижополя круг Вапнярки, на пути Жмеринка — Одесса. На Рождественские Праздники в. Рипецкий был в Крыжополе и в церкви при железнодорожной станции отправил Богослужение. Перед Богоявлением священник уехал с частями Начальной Команды на немецкие поселения в Одесской округе. Здесь в селе Штрасбург познакомился с немецким местным католическим священником и на его просьбу отправил в воскресенье распеваемой Литургию. После разгрома деникинцев в. Рипецкий приехал в город Балты, где был двор Начальной Команды и поселился в доброжелательного купца, имел торговые связи с Румынией. Тогда большевики начали ликвидировать старшин УГА и высылать их «на склад» в Бирзуле. Священник решил добраться в родные стороны через Румынию. В начале апреля 1920 выбрался в. Рипецкий к Слободки, чтобы здесь среди знакомых граждан перевести Пасхальные Праздники. На станции в Слободке примистилася в вагонах железнодорожная сотня УГА,

в. Рипецкий отправил богослужение в Страстную Неделю и во время Пасхальных Праздников. На Пасху 11 апреля 1920 местное гражданство звеличало память стрелков УГА, погибших за свободу Украины, или умерли от тифа. Состоялся праздничный поход с процессией на местное кладбище, где в. Рипецкий посвятил дубовый крест и сказал праздничную проповедь. После поход с песней «Христос Воскресе» перешел на все стрелковые могилы и задержался у могилы о. полевого духовника Стефана Петрушевича, бывшего декана и священника в Холо, умершего тифом в Слободке в железнодорожном вагоне. По Пасхальных праздниках в. Рипецкий ехал через Бессарабию и Буковину в Галичину со своим дьяком и стрелком из Подволочиск. Всю наличность и стоящие вещи он отдал в Камни над Днестром за перевозку до Бессарабской села, в котором находился представитель польского правительства. Через уездный город вильце, где румынский староста провел следствие, направили его в Черновцы. Здесь заночевали в тюрьме и на второй день выехали в Галиции. В Станиславе пробыли недельный карантин. Никто не ожидал возвращения домой. Некоторое старшина распространил ложные вести, что он умер от тифа и на его похоронах возле Винницы отдано почетный залп. Когда о. Мирослав приехал в Сокаля, где жила его жена и семья, приветствовали его как будто " воскресшего из мертвых "«.

… Прошло столько лет, а украинское находят захоронения своих родных стрелков УГА, воинов УПА. По каплям собирают истории своего рода, а значит, Украина. А некоторые и до сих пор не знает, где могила отца, брата или сестры. Помолимся за них. Зажгите свечу скорби и памяти.

Оксана ПРОЦ.
Фото из домашнего архива семьи Романа Лиськевича.

Голос Сокальщини на GoogleNews