
Игра — важный инструмент обучения. Способ терапии, общения, воспитания, доступ к его внутреннему миру ребенка. Мы разобрались, зачем и как нужно играть с детьми, делимся наблюдениями экспертов и конкретными идеями.
Всё начинается с простого: чтобы играть, нужны игрушки. Достаточно пары фигурок или конструктора, чтобы запустить сюжет, в котором ребёнок будет выражать чувства, проверять границы и просто чувствовать себя услышанным. В интернет-магазине детских игрушек ГУЛЬКО есть сотни игровых наборов, фигурок, плюшевых игрушек, с которыми приятно играть и легко придумывать сценарии для совместного времяпровождения.
Что даёт ребёнку игра?
Игра — базовая форма взаимодействия с миром, через которую ребёнок осваивает всё, от эмоций до логики.
Игра как форма эмоциональной разгрузки и терапии
В психотерапии существует понятие плей-терапии — метода, где ребёнок проигрывает травмирующие или волнующие ситуации. Родители вольны использовать его дома:
- Ссора в садике? Постройте вместе двух плюшевых мишек и проиграйте конфликт.
- Боязнь врачей? Устройте «приём у доктора» – ребёнок будет лечить вас.
Важно: не навязывайте сюжет, а аккуратно следуйте за логикой игры.
Игра как ключ к развитию мозга
Свободная игра активирует те зоны мозга, которые отвечают за внимание, планирование, адаптацию и креативность. Причём эта активация происходит только при отсутствии жёстких правил и оценивания. Детям важны «бессмысленные» на первый взгляд игры: воображаемые друзья, вымышленные миры, говорящие игрушки.
Игра как социальный тренажёр
В игре ребёнок учится:
- следовать правилам,
- понимать эмоции других,
- договариваться,
- проигрывать.
Это основа для формирования зрелых социальных навыков. Настольные игры учат принимать поражение и учиться управлять фрустрацией. Прятки и догонялки — тренируют внимание к другим и умение работать в команде.
Игра как зеркало внутренних процессов
Когда ребёнок сам задаёт правила игры — он говорит о наболевшем. Не всегда он сможет рассказать это словами, но через игру — покажет. Ваша задача — быть наблюдателем и партнёром, а не режиссёром.
Вам не хочется играть
Это нормально. Не все взрослые любят играть в ролевые сценки или строить замки. Начните с простого: попробуйте купить игрушки, интересные не только ребёнку, но и вам (www.gulko.com.ua/g110003011-igrushki тут огромный выбор всякого). Кукольный дом, фигурки, машинки на радиоуправлении, настолки. Ребёнку важно не то, что вы делаете, а как: с вниманием или сквозь зубы.
Как играть правильно?
Несколько принципов, которые помогут сделать её полезной и радостной.
- Не командуйте, а следуйте. Когда вы отдаёте инициативу ребёнку, он чувствует себя главным, важным, нужным. Формируется уверенность в себе.
- Не старайтесь извлечь из каждой игры «пользу». Полезность игры не всегда в очевидном навыке — иногда она в вашем внимании и принятии.
Поддерживайте ритуалы. Сюжет, повторяющийся по вечерам, может стать для ребёнка якорем стабильности.
Помогайте с выражением чувств. Ребёнок злится и в игре роняет солдатиков — скажите: «Похоже, им сейчас обидно. А ты тоже злишься?» Это поможет ему соединить поведение и чувства, развивая эмоциональный интеллект.