“Здоровый был, Романе!
Получил твое письмо 16.03.88 г. Спасибо. Ты написал весьма интересно и твое письмо мне много напомнил и дал много к мышлению.
Я называю тебя на "Ты" и если ты не сердишься за это, то и меня называй на "Ты". Дело не в том, что мы принадлежим к разным поколений национально-освободительной борьбы и во многих отношениях мы разные люди, дело в том, что мы сидели в одной тюрьме и за одну и ту же мать-Украину. Это больше, чем все остальное, и оно делает нас собратьями. Из письма я вижу, что душа твоя осталась та же, что и была во время нашей жизни во Владимире. Если я не ошибаюсь, тогда ты не просто старый добрый товарищ, а собрат.
Наши лишения мордовские и владимирские это давно прошедшее время, но, к сожалению, положение нашей родины не настолько изменилось к лучшему, чтобы могли думать только о возрождении и не вспоминать о тяжелых пути к нему. Увы, этот путь и теперь еще продолжается и впереди еще очень много трудностей, и того наше братство из прошлого сквозит в настоящее и будущее. Поэтому не забывайте его для будущего!
Говоришь, люди читают теперь и начинают понимать, что нам изначально было понятно. Это хорошо. Это прозрение, выход людей из тумана обмана к истине. Когда они увидят, как их были забаламбулилы, они возненавидят своих забаламбулювачев и дорожить новым мировоззрением, его формировать на основе новых знаний. Но меня здесь волнует один аспект этого процесса, а именно: не пойдет прозрение в русле преимущественно социальном, или общеполитической?
Сколько из прозревших украинский поймут свою национальную сущность? Ведь для того, чтобы понимать национальный сторону всей проблемы сталинского общества, надо уже иметь какую-то минимальную национальное сознание хотя бы на этнографическом уровне, а у нас сегодня миллионы украинский, что является украинцами только по происхождению и месту жительства, а в действительности они homo soveticary ( гомо советикус) люди без чувства рода и племени, без чувства привязанности к национальной культуре.
Конечно, демократизация позволит обращаться к нашим кровных как к своим соплеменникам и разъяснять, во-первых, что Украина как отдельная страна может иметь свои отдельные национальные интересы, а, во-вторых, суть своих национальных интересов. В конце концов это обратит всех к самим себе и не надо ли будет для этого сначала проходить стадию социального прозрения? Если такая стадия окажется необходимым для большинства активной слои нашей нации, мы можем оказаться в хвосте исторического движения.
Поговорка "Лучше поздно, чем никогда" правильная, и хотелось бы видеть Украину не в конце скамьи народов мира в их восхождения вперед, а где-то среди развитых народов. Как это было до проклятого татарского нашествия.
Я согласен с твоим мнением, что постоянные разговоры в глобальном масштабе об атомной войне и всемирную катастрофу внушает людям чувство конца мира, а когда конец света, то почему нам сдерживать себя морально или считаться с давними традициями и обычаями все, мол, можно перед смертью.
Но это только часть объясняет. Значительная вина за современный моральное разложение и полное отречение от от любых национальных и общественных интересов лежит на тех общественных порядках, которые были в советское обществе нормой поведения на протяжении всех семидесяти лет. Как не загнать круг человеческих интересов к узкого домашнего содержания, когда всякая мысль, что не совпадает с мнением правительства, провозглашается враждебной и заканчивается Соловками? Можем завидовать поведении современного молодого поколения, когда его родители и деды прожили всю жизнь в условиях жесточайшей диктатуры и своим жизненным опытом и паралитическим запуганностью (и не безосновательно) только и делали, что отучали своих детей и внуков от малейшего проявления политической дискуссии и деятельности ?!
Впрочем, главное не в том, чтобы найти причину ненормального сана, а в том, чтобы найти выход из него.
Слава Богу, что выход этот не тайна за семью печатями, а по сути дела всем понятный путь противопоставления старом своих моральных принципов, своих идеалов и традиций в целом своим духовным корням всему навязанному силой и чужому. Мне кажется, что проблема не в том, что кто-то не понимает чего-то, а в том, что на всех нас тяготеют старые страхи и мы все еще не видважуемося говорить вслух то, что думаем. Чем больше людей видважуватимуться говорить открыто вслух правду, тем быстрее процесс демократизации приобретать необратимый характер, что означает создание предпосылок достижения нашей цели. Отсюда пусть каждый положит свой кирпичик община построит дом.
А кто женщина? Напиши, Роман, больше о семье. Хорошо, что не пьеш. Не надо давать врагам зацепку, и хотя сами они пьяницы, себе они все прощают, а тебе и малой погрешности не простят.
Моя жизнь также беспокойна.
В начале ссылки здесь обещали предоставить квартиру, если приедет жена, а когда 27.02.88 г. Надежда приехала, они не дали и мы двое суток жили в красном углу общежитии как на вокзале. А потом я нашел комнату с кухней. Это было нежилое помещение, его владелец собирается теплую ремонтировать, а к теплу отпустил нам, пусть Господь ему отблагодарит за доброту.
За то, что я не пошел к труду в силу возраста (61 год) и недомогание и потому, что я пишу много писем, в т. ч. и за границу, начальство не только не позволяет мне ремонтировать одну из многих заброшенных давно уже квартир в старых бараках, но и не дает дров.
Они хотят загнать меня обратно в общежитие, где я уже месяц жил, там легче мной следить. А следить они должны, потому что без этого слежения за мыслями еще не представляют себе жизни. Ну, и черт с ними.
Слава Богу, что мир не без добрых людей. Как в общежитии, так и вне общежития простые люди относятся ко мне благосклонно. Тай украинский здесь много. Сегодня, 26.03.88 г., проводил жену к самолету. Она поехала домой в Чернигов. Немного побудет там тай приедет сюда снова. Ты знаешь ее адрес? Вот она: 250027, Чернигов, ул. Рокоссовского, 41Б, кв. 41. Может придется быть в Чернигове, то заходи. Надежда встретит тебя приветливо. У нас там квартира из спальни и комнате, так что есть где переночевать и не одному, а всей семьей.
Поздравление твоей семьи. Да поможет вам Господь! Будем!
Левко.
26.03.1988 г. Березовка ".
Левко Лукьяненко родился 28 августа 1928 в с. Хриповка Городнянского района Черниговской области. В Советской Армии вступил в ряды КПСС, окончил юридический факультет Московского университета.
В сентябре 1958 года направлен штатным пропагандистом в Радеховский райком партии. Общаясь с людьми на западе Украины, Лукьяненко понял, что цель его жизни это борьба за освобождение Украины от захватчиков. Седьмого ноября 1960 года со Степаном Вибруном и Василием Луцькивим создал Украинский рабоче-крестьянский союз.
Первого января 1961 года арестован, а в мае этого же года приговорен к расстрелу "за идею отрыва УССР от СССР и клевету на теорию марксизма-ленинизма". Верховный Суд СССР заменил смертную казнь на 15 лет заключения: в тюрьмах и лагерях провел 27 лет. Отбывал наказание в лагерях Мордовии вместе с украинскими диссидентами В. Стусом, М. Горынем, М. Руденко, Р. Семенюком …
В 1976 поступил в Украинской хельсинской группы, а в 1988 году заочно избран председателем Украинского хельсинского союза, в 1990 году возглавил созданную на базе УГС Украинскую республиканскую партию.
В 1990 г. избран депутатом Верховной Рады Украины. Автор Акта провозглашения независимости Украины. Две каденции, до 2007 года, его избирали народным депутатом Украины от БЮТ. В 2013, в связи с преклонным возрастом, сложил полномочия председателя УРП. Автор многих статей и книг.
Левко Лукьяненко принадлежат слова "Только тот, кто борется, достоин свободы".