Site icon Голос Сокальщини — новини Сокаля, Шептицького

Талантливая художница, поэтесса и незаурядный человек Анна Шурма

По случаю урочище события 90-летие талантливой художницы, поэтессы и незаурядного человека Анны Шурмы, работники Национального музея во Львове имени Андрея Шептицкого посетили юбиляра, чтобы составить ей свои сердечные поздравления. Сегодня эта волнующая встреча с госпожой Анной и ее мужем господином Ярославом упоминается нам особенно приятными впечатлениями и волнением.

На праздновании художнице подарили новый фотоапарат, который купили на каталоге . На страницах магазина вы можете сделать покупку товара он-лайн. Также интернет-магазин предлагает скидки на товары и доставку.

Художница сидит в вышитой Сокальской рубашке. Ласковая, улыбчивая и полна переживаний, навеянные воспоминаниями. Дом как-то по особому уютный, согревает теплом и покоем … На стенах малярные работы художницы, вышивка. Дом супругов настоящий образец украинского традиционного жилья.

В нашем разговоре госпожа Анна часто вспоминает родной Цеблив, где она родилась 12 октября 1924 года в интеллигентной семье Михаила и Марии. Здесь прошло его детство. Цеблив, первое историческое упоминание которого датируется 1575-м годом, имеет давнюю историю. Благодаря настойчивой просветительской работе учителей, священников в конце XIX начале XX в. село развивалось в национальносвидомому русле. Весомый вклад в духовное развитие села была работа сестер Ордена св. Иосафата Обручника. Сестры учили детей катехизиса, ухаживали за церковью, занимались больными.

Активными участниками культурной жизни Цеблова были родители художницы, с кого маленькая Анечка брала пример во всем. Отец долгое время возглавлял Общество "Просвита". Мать, артистично одаренная личность, охотно вышивала, плела гердани, писала замечательные сокальские писанки. А еще была секретарем цебливського "Союза украинок" и вместе с мужем участвовала в деятельности местного драматического кружка. Семья художницы имела средства и дала детям хорошее образование.

После окончания цебливськои сельской школы в 1939 году Анна Шурма поступает в частную чотирикласовои украинской гимназии в Белз. Здесь проучилась лишь два года и была вынуждена прервать обучение в связи с началом Второй мировой войны и немецкой оккупации края. Продолжить занятия смогла в торговой школе г.. Бэлза (1941-1943 гг.), С украинским языком преподавания. Впоследствии пришлось переехать в Сокаль, где поступила в Государственной Торговой профессиональной школы (1943).

С этим городом художницу связала много светлых воспоминаний, которые навсегда остались в его сердце: "Одно из лучших городов нашего края, город моей юности", говорит п. Анна. Именно здесь она встретилась с будущим мужем, именно здесь появились ее первые стихи.

Учась в Государственной Торговой школе, в 1944 году, Анна Шурма, по ЕЕ патриотически настроенные товарищи, вступила в ОУН. Организация направляет ее на военный и санитарный выходки (1945-1946 гг.). Во время проведения одной из карательных операций НКВД, вместе с другими девушками, арестовали и Анну Шурма.

На долю художницы выпало и немало иных событий, которые запечатлелись в ее памяти на долгие годы. Мастер в своем рассказе часто повторяет: "Что мы пережили, я удивляюсь, что я еще живу …". "Но Бог дает, как надо жить", успокаивает женщину п. Ярослав.

Наиболее трагическим потрясением своей молодости, которое Анне Шурме, как и многим семьям пришлось с болью пережить, стала депортация Украинская с территории Польши в 1946 году, во время так называемой операции "Висла". Все, что осталось за тем пройденным барьером, на ее маленькой родине Цеблив, автор с трепетом в будущем изобразит в своих искренних работах многочисленных живописных рассказах о праздниках и буднях ее односельчан.

Семья художницы была переселена в Тернопольскую область, но впоследствии, отыскав квартиры на окраине города Львова, переехала туда. Во Львове молодая Анна может воплотить свою мечту профессионально учиться живописи. Художница 1950 вступает в художественное училище им. И. Труша сразу на второй курс, но ей не удалось завершить обучение. Женившись в 1952 году, Анна едет за своим мужем в Сибирь, куда он получил направление. "Там, в Сибири, перед моими глазами предстал вполне незнакомый мне жестокий, холодный мир", вспоминает Анна Шурма. Этим воспоминаниям она посвящает стихотворение "Воспоминание из сибирской тайги".

Вернуться к любимому делу живописи Анна Шурма смогла в зрелом возрасте, когда дети подросли и создали свои семьи. В 1980-х гг. Художница плодотворно работает: рисует живописные и графические композиции, пишет поэзию. Вдохновением для нее воспоминания детства и юности, образы родителей, сцены из традиционных народных обрядов, участником которых была и сама художница.

Искусство Анны Шурмы это свежий и чистый взгляд на мир, искренняя наивность и фольклорная красочность, радость от познания окружающего мира. Художница работает в двух направлениях в области "наивного" живописи и с неменьшим успехом пишет поэзию. Тесным и неотъемлемым в многогранном творчестве художницы связь с культурой народа и его искусством. А бесспорными составляющими души народной живописи является древние мировые ценности: красота, добро, мир, любовь, семья, дом, работа. Именно они и составляют тематическое ядро творчества художественного мира Анны Шурмы.

С детства Анна, унаследовала артистические дарования ее матери, хорошо вышивала, узором, плела гердани. Но больше всего художница любила рисовать свою землю, знакомые пейзажи, бескрайние просторы полей и зеленых лугов, а особенно любила изображать небо: "В облаках видела разные чудеса: цветы, горы, замки, войско. Любила в детстве одиночество, бродила высокими травами и вела разговор с птицами, жуками, бабочками ".

За свою долгую жизнь Анна Шурма создала более трехсот произведений: акварелей, рисунков и масличных полотен. Первые ее композиции, которые были созданы в период обучения в училище им. И. Труша в 195152 гг. Это преимущественно графические произведения. Через тридцать лет, сформировав и осмыслив дорогие ей ценности, художница выплескивает свои эмоции в живописных полотнах. Анна рисует масляными красками, пробует себя в разных жанрах: пейзажах, портретах, натюрмортах. Создает композиции на бытовую и обрядовую тематику.

Почти за десять лет творческих поисков художница настолько уверенно утвердила себя в художественных студиях, что решилась на свою первую персональную выставку в Львовском историческом музее (1989 гг.). С Национальным музеем во Львове им. Андрея Шептицкого во художницы сложились особые творческие отношения. Первая выставка Анны Шурмы совместно с Анной Шабатурой состоялась в музее в 1995 году. Для нее это была настоящая событие. Как говорит сам автор: "Это была большая честь вынести на суд зрителей свои работы". В следующий раз ее живописные произведения выставлялись в стенах НМЛ 2007 года в рамках проекта "Рождество во Львове". Идея выставки прозвучало в словах художницы: "Молодой смене Украины посвящаю эти мои произведения, в которых я стремился зафиксировать древние гуманные традиции моего народа". В 2000 году Анна Шурма подарила в коллекцию Национального музея во Львове 32 живописные работы.

Почти все сюжеты в ее произведениях это события детства и юности, которые происходили на Сокальщине, в родном Цеблив. "Это село, его люди на всю жизнь согрели меня своей любовью" вспоминает п. Шурма. Автор с особым уважением и глубокой привязанностью изображает картины быта и труда в украинском селе. В результате появилась серия работ на бытовую тематику: "Жатва", "Несу жнецам воду", "Обжинки", "Сенокос" ",," Завтрак косарей "," Свеза сена "," Сбор и обработка льна "," Трепание и чесания конопли "," Побелка полотна ", в которых воспеты красота и богатство украинской земли, ее талантливый, трудолюбивый народ.

Особого внимания заслуживают произведения художницы обрядовой тематики, где Анна Шурма умело демонстрирует знакомство с народными обычаями, обрядами и традициями Сокальщини. Серию этих композиций мастер назвала "Свадебные обряды в Цеблив". Этим полотнам художницы присущи таинственность и торжественность. Шурма строит многофигурные композиции, персонажи которых погружены в действа подготовки невест к браку. В работе "Розплетины" художница изображает интерьер крестьянской дома: на стенах образы, семейные портреты, увенчанные рушниками.Ж и ковры, под стенами скамьи, на которых сидят девушки и женщины; на переднем плане, на стуле молодая, которой расплетают косу. Все изображаемые одеты в народные костюмы. Автор точно фиксирует Украинский традиционный наряд и богатство народной вышивки Сокальского региона. К этой группе полотен принадлежат также произведения: "Молодые просят благословения", "Молодые едут в брак", "Идут приданое".

Интересная серия работ о Пасхальные праздники, в которых п. Анна с ностальгией обращается к счастливых минут юности. Автор строит многолюдные композиции изображает общину села во дворе церкви. Яркая, сочная весенняя зелень празднично звучит в сочетании с белым цветом народной одежды девушек и детей. Мастер также демонстрирует обизнананисть с сакральной архитектурой родного края. Это прослеживается в красочных композициях: "Пасха", "горелки", "На Троицу".

Художница от природы наделена талантом интуитивного ощущения цвета. Какой-то невероятно теплый колорит присутствует во всех ее произведениях. Они будто излучают внутреннее золотистое тепло. Особенно это прочитывается в пейзажных композициях Анны Шурмы, в ее сценах крестьянского труда в поле. В своей живописной палитре автор использует все оттенки желтого и зеленого цветов, что делает ее работы жизнерадостными и светлыми. Еще одной характерной чертой этих полотен есть ощущение художницей пространственности, глубины и перспективы.

Творчество Т. Г. Шевченко, которой Анна увлекалась еще с молодых лет, находит отклик в работах художницы. II волнует поэзия гения, сила пророческих слов Кобзаря. Под действием этих слов автор создает композицию "За оврагом овраг" по одноименному произведению Тараса Григорьевича. В этой работе присутствует эстетика символизма тревожные думы казака художница пыталась передать с помощью экспрессивных облаков.

Не обошли тонкой натуры и нашли отклик в творчестве художницы и важные исторические события. Композиция "Чернобыльская мадонна", стала реакцией Г. Шурмы на крупнейшую техногенную катастрофу XX в. Провозглашение же Украиной независимости вызывает столь сильное эмоциональный художницы, уже на следующий день она берется за выполнение символического полотна "Свободная Украина". В этой картине автор касается важнейших страниц истории Украины.

Среди произведений наивной живописи Анны Шурмы есть и ряд натюрмортов и несколько пейзажей львовского пригорода. Реализует себя художница и в портретном жанре. Госпожа Анна портретирует близких и дорогих ей людей бабушка Екатерина, деда Филиппа, мать и мужа. К этой группе работ также относятся автопортрет и портрет заслуженной артистки Украины Нины Матвиенко.

В течение жизни художница и поэтесса чувствовала мощное понимание и поддержку своих родных в творчестве. Больше всего ей в этом помогали мама и муж, который хоть и был по специальности инженером, но имел большое чувство к искусству, сам вырезал по дереву, прекрасно пел баритоном. "Мужа моего я считаю настоящим и драгоценными даром для меня от Бога. Он на протяжении моего жизненного пути такой верный и добрый для меня друг и значительную роль играет в моей жизни и творчества", говорит художница. Мужу, господину Ярославу, Анна Шурма посвятила и проникновенные стихи:

I нам с глаз лилась все время любовь,
Как воды хрустальные горных рек …
Весы перевесили жизни!
И судьба соединила нас навек.

В течение нашей встречи п. Анна часто спрашивает себя: "За что Бог подарил мне столько лет?" Может, чтобы несмотря ни создать и показать людям свои замечательные теплые, искренние полотна, которые бесспорно принадлежат к богатому наследию народного искусства Украины. Ведь только народные эстетические идеалы способны открыть нам окно в мир истинных ценностей, которые формируют чувство прекрасного, возвращают нас к забытым обрядов, образов, традиций. В этом нам всегда будет помогать самобытное творчество талантливой художницы, поэтессы и просто замечательного человека Анны Шурмы.

Ирина Матковска, младший научный сотрудник Национального музея во Львове.

 

 

Exit mobile version