Жителям села Тудорковичи со времени его существования, а первое письменное упоминание о нем датируется 1452 годом, пришлось пережить не одно лихолетье — междоусобные войны, монголотатарськи набеги, познать многих поработителей … Но они были твердые духом, и, каждый раз после военного лихолетья восстанавливали село. И при всем хранили свою веру, язык, обычаи и обряды. Главной опорой украинской общины была истинная вера в единого Бога, а ее оплотом на селе стала церковь, которая в Тудорковичи была еще в 1617 веках, к которой приходили и в радости, чтобы жениться или окрестить ребенка, и в горе, чтобы провести в последний путь покойника. Свои сожаления и разочарования верующие доверяли священникам, а взамен черпали в церкви надежду, веру в будущее и любовь к ближнему. По 560-летия со времени основания села, тудорковичаны стали свидетелями многих событий и различных режимов. В 1772 году произошло разделение Польши и Белзское воеводство, к которому принадлежало и село Тудорковичи, присоединили к Австрии. Из архивных документов Варяжского деканата узнаем, что в с. Тудорковичи в 1830 году насчитывалось 689 грекокатоликов, священником тогда был о. Иван Лучкевич, а в 1879 году, когда в приходе служил Лев Ковшевич, уже насчитывалось 732 верующих. В 1882 году местные жители построили деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. С 1909 года в церкви начал отправлять в. Роман Осмак, к которому тянулись люди. В 1915 году во время Первой Мировой войны церковь сгорела. Святые Литургии правили в плебании — это левая сторона нынешней школы. Верующие люди не хотели оставаться без храма, потому что село без церкви, как семья без матери. И в середине тридцатых годов прошлого века начали строительство кирпичной церкви. В 1937 году, благодаря труду и жертвенности людей, в ней начались богослужения. Старожилы вспоминают, что тудоркивчаны продавали морги поля и скот, а заработанные деньги жертвовали на строительство церкви. Немало помог в строительстве выходец села, директор Сокольского «Украинбанк» Владимир Кохан. Крестьяне лошадьми возили кирпич с Городиловицькои кирпичные. Больше всего ее привез Феодосий Кулак. В 1939 году в селе было 1040 грекокатоликов и свыше сотни римокатоликив. С этого времени и до 1946 года в селе был священником о. Петр Гардибала.
Церковь — наша святыня, наш оберег
В 1946 г. состоялось принудительное выселение украинских из села. К 1951 году здесь были только поляки.
Когда двинулись границу и Забужского земли отошли к СССР, село начали заселять переселенцами. Советская власть запретила открывать церковь, сделав из нее колхозный склад. С 1953 года стали возвращаться жители. Религия была под запретом, и власть притесняла верующих. Но люди тянулись к храму и ходили в церкви у села Правда (ныне Хоробрив) и Литовеж, что на Волыни, святить куличи, крестить детей. Хоронили умерших со священником о. Петром Свистуном из с. Правда.
Когда наступила «горбачевская оттепель» жители села активно взялись за возрождение церкви. Помогали, кто чем мог. Покупали строительные материалы за свой счет, платили мастерам, художникам, сами работали на стройке. Поэтому в 1989 году после перерыва, который длился более 40 лет, в церкви начались богослужения. В 1991 году произошло еще одно событие. После многолетнего запрета грекокатоличекая церковь вышла из подполья. И жители села дружно принялись ее восстанавливать. Активными в возрожденные церкви были Михаил Зверь, Феодосий Фелюшко, Иван Юрчук, Владимир Киба, Екатерина Киба, Богдан Кашуба, Мирон Кравчук, Емельян Саблотаж, Богдан Руцкий. Эти люди уже отошли в вечность. Способствовали восстановлению храма также Мария Вавринюк, Мария Сикиндюк, Арина Бобко, Иванна Боярчук, Екатерина Шеремета, Наталья Лоза, Василий Мудрецький, Ярослав Кравчук, Елизавета Робак, Мирослав Воробей, Ярослава Гаврилов, Юлия Соловей, Ярослава Семенчук, Стефания Данилов. И сейчас много делают для церкви церковный комитет, сестрицы и церковный хор. Благодарности заслужили все жители села, от мала до велика, которые заботятся, чтобы у церкви было убрано, а внутри уютно и красиво. Ведь их храм — это украшение, оберег, гордость села. Многие из них дают пожертвования помогают ремонтировать храм, или же своими молитвами вымаливают у Господа милости и благословения для села и общины. Это Тудорковицький сельский голова Иван Черниевский, директор местной школы Владимир Гуменюк, Мария Равлинко, Феврония Ких, Евгений Бобко, Михаил Парень, Мария Сантарем, Иван Робак, Евгения Робак, София Воробей, Владимир Трембач, Ольга Леськив, Ярослав Шелемей, Ирина Черниевского, Любовь Мищук, Стефания Опульська, Роман Трембач и многие другие.
Жители села заботятся о своей святыню. И сейчас ремонтируют, поддерживают храм в надлежащем состоянии. Уже более 20 лет в церкви отправляют св. Литургии и религиозные обряды. По рассказам старожилов известно, что за время существования церкви было восемь настоятелей. Это — Иван Банах, Василий Шира, Степан Фульмас, Орест Рубель, Степан Бурко, Игорь Ковба. Они проводили большую работу по духовного и национального возрождения сел Тудорковичи, Войславичи, Старгород. В 1994 году у церкви тудоркивчаны установили памятник выдающемуся выходцу села, священнику, композитору Виктору мат, который родился в 1852 г.
С 2002 года священником в Тудорковичи является о. Степан Дилай. Сейчас он также пастырь сел Войславичи и Старгород, проводит духовную и просветительскую работу, активно участвует в жизни церковной общины и всех культурнопросвитницьких мероприятиях национальнопатриотичного направления, которые происходят в нашей стране. Вместе с общиной он отмечает юбилейные и памятные даты, ежегодно чтит память жертв мировых войн, тоталитарных режимов.
Юбилей села в этом году совпал с 75риччям восстановления храма и 10риччям священства о. Степана дела. Поэтому это стало неординарным праздником для всей грекокатолической общины, которая 11 ноября пришла отдать долг своему пастырям. В воскресенье возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Тудорковичи было многолюдно. Торжества добавил и приезд Архиерея СокальськоЖовкивськои епархии о. Михаила Колтуна. Владыку встретили прихожане, с хоругвями и теплым добрым словом от детворы, вручили каравай. А потом о. Степан пригласил всех в храм на архиерейскую службу, вместе с владыкой служили десять священников, диакон, пиддиякон, семинаристы.
Во время «просительной» ектении протодиакон произнес молитвы за дитейсирит, а в конце Богослужения отецьдекан Петр Зверь помолился, чтобы Господь благословил всех сирот и детей, лишенных родительской опеки.
Перед архиерейской Литургией владыка Михаил Колтун уделил поддиаконы семинаристу Ивану Венгрин, жителю с. Опильский.
В проповеди архипастырь говорил о роли отдельных лиц, таких как о. Маркиян Шашкевич, ведь его «пыл стал для Украины значимым», о Патриарха Иосифа и его многолетние страдания, о царского узника Митрополита Андрея Шептицкого, — которые своими личными стараниями сохранили идентичность нашей Церкви и народа. «Возможно, кто-то скажет: что может зависеть от одного человека? Очень много! — Подчеркнул владыка Михаил Колтун. — От каждого из Вас зависит очень многое. Так, как когда-то судьба Церкви зависела от каждого, например, наших мученикивепископив, которых агитировали на службу режиму, но ни один не поддался. Благодаря этому наша Церковь существует сейчас и развивается ».
Особый подъем святой Литургии предоставил ангельское пение сестер Ордена Пресвятой Семьи из г. Львова, которые уже почти пятнадцать лет сотрудничают с нашей приходом.
Приветствуя о. Степана дела с десятой годовщиной священства, епископ Михаил наградил священника наперсным крестом золотого цвета и поблагодарил за работу в Крестовом винограднике. Поэтому приходская молодежь составила своем священнику поэтические поздравления, а Светлана Хома посвятила 75ричному юбилея церкви стихотворные строки.
Получили грамоты от владыки за материальную помощь церквям в с. Тудорковичи и с. Войславичи директора ООО «Агрофирма им. Б. Хмельницкого »и ПАФ« Войславичи »Владимир Шмигельский и Игорь Сметана.
Почетными гостями на празднике депутат Верховной Рады Степан Курпиль и его помощник, председатель районной организации партии «Батькивщина» Олег Кожушко. Владыка поздравил народного избранника с победой на выборах, а отец Степан поблагодарил за материальную помощь церкви. После Святой Литургии владыка благословил всех присутствующих в церкви и призвал к взаимной любви, к сожительству в Боге, к практикования христианских добродетелей и ценностей.
Светлана ХОМА, учитель христианской этики Тудорковицькои школы.
Владимир ОПУЛЬСЬКИЙ, учитель Войславицькои школы.