Site icon Голос Сокальщини — новини Сокаля, Шептицького

Через грех мы теряем Божью ласку

Счастье, наверное, человеческая категория. Но в чем оно? Помните, завещал нам Христос: "Будьте, как дети!". Возможно, счастье детства и заключается в том, что не знает границы добра и зла, не судит и не оскверняет злыми мыслями мир и Бога. Оно просто живет, смотрит в мир и воспринимает его таким, какой он есть, без оговорок и протеста. Малыши всегда мыла, но и мы, взрослые, дети Божии. Поэтому, когда отходим от заповедей Божиих, но одновременно каемся, доверяем Богу Господь и нам прощает и забывает, как той ребенку. Сегодня мы переживаем особый период в нашей жизни время покаяния, Великий пост. Время, когда человек остается наедине с миром и Богом. И не о счастье она должна заботиться, а о чистоте и доброте души. Чтобы душа, уж не простудилась, когда перестанет любить. Чтобы не заболела, когда мы грешим и не каемся. Поэтому так важно человеку, который чувствует свою греховность о Боге, выбросить свой грех с души. Продолжаем наш разговор с о. Андреем Дутчак, священником сокальского кафедрального собора святых апостолов Петра и Павла.

— Слава Иисусу Христу! Так в чем заключается суть покаяния? Почему так важно исповедоваться у церкви перед священником, потому что можно помолиться и дома, искренне раскаявшись в своих грехах?

— Тема покаяния болезненна для каждого из нас. Ибо таким образом проявляем свои недостатки. Конечно, нам приятнее говорить о хорошем в нашей жизни и о том, что хорошего мы постигли. А почему перед священником надо исповедоваться? Читая Новый Завет, мы находим ответ на этот вопрос. Сам Христос имел власть и отпускал грехи желающим покаяться. Перед совершением какого-то чуда или оздоровление Христос всегда говорил: "прощаются тебе грехи твои". И потом Он творил оздоровления. Те же слова Христос сказал Петру: "Дам тебе ключи от Царства Небесного, что Ты свяжешь на земле будет связано на небе, а сними на земле будет решен то на небе". Уже спустя Своего воскресения, Христос снова предоставил апостолам власть отпускать грехи: "Примите Духа Святого Кому простите грехи, простятся им, кому же задержите задержатся". И эта, так называемая делегация власти пришла из поколения в поколение до сегодняшних дней к епископам, которые делегируют эту власть священникам. Подчеркиваю, мы не исповедуемся священнику. Он является тем лицом, на которую Бог возложил определенные обязанности, дает разрешение для отпуска грехов. Он со стороны церкви является обязанным соблюдать тайны исповеди и в случае ее разглашения будет наказан. Священник не ищет что-то интересное в разговоре с человеком, который кается, а заинтересован, чтобы как можно лучше настроить ее для покаяния и выявление истинного сожаления грехами. Чтобы такая исповедь была нужной и полезной для определенного лица.

— А что такое грех с точки зрения церкви? Думаю, верующим иногда непросто определяться с трудом греха. Поэтому, наверное, многие медлит с мыслью о том, что пора к исповеди. Мол, нет у меня больших грехов. Кто должен определять тяжесть греха? Например, продавец, обвесят бабушку на несколько гривен или чиновник, присвоивший миллиона гривен из государственного бюджета.

— Прежде, чем говорить о величине греха, надо поговорить о самом грехе. Это, прежде всего, образа Бога. Когда мы переступаем через эти Божьи предписания и делаем нашему Создателю больно своим поступком, словом или даже мыслью. О тяжесть греха надо говорить в плане совести. Ведь именно оно говорит о тяжести нашего поступка. Это и относительно приведенных Вами примеров и вообще человеческой жизни. Кто сделает аборт и считает, что это нормально, потому что условия существования не позволяют родить еще одну жизнь. А кто-то может убить другого человека и не испытывает угрызений совести. Анализ своей совести должен делать каждый по тяжести своих грехов перед Богом.

— В теологическом аспекте совесть есть голосом Бога. Как эту совесть можно пробудить в таких людях, у которых нет никакого желания каяться в своих грехах? С чего начинать этот экзамен совести?

— Согласитесь, мы же не можем кого-то заставить прийти к Богу. Это уже будет неискренне. Принуждение это всегда лукавство и фальшь. Каждый из нас должен почувствовать, что он что-то сделал в этой жизни не так. Он должен почувствовать это сердцем. Как мы можем к этому побудить? Хорошим делом, добрым отношением, разговором с человеком, который, возможно, ожидает от нас поддержки, совета. Даже улыбки, которая дает добро и надежду на то, что в этом мире есть небезразличные люди. А искренняя исповедь это личное дело каждого. Ее можно мерить или даже весить тем, почувствовали мы облегчение в своем сердце. Для постижения этого Святая Церковь делает все возможное и создает все условия, чтобы мы могли прийти, исповедаться, получить Божье благословение и возможность приступить к Святому Причастию. Первое условие это испытание совести. Нужно подумать, что я хочу от этой исповеди. Вспомнить все те недобрые поступки, которые совершили предыдущей исповеди и сегодня. Осознав весь этот груз проблем, стараемся понять, в чем мы хотим извиниться Бога. Можно свои грехи на листе записать. Следующий шаг, который должны сделать пробудить в сердце совершенный сожалению, мы этими поступками или словами обидели Бога. Почувствовав в душе этот крик, боль за наши поступки, идем к священнику и обнаруживаем в Святой Исповеди все то, что вспомнили. Очень важно быть в этот момент искренним и правдивая, потому скрыв грех из страха или стыда, мы совершаем святотатство. Такая исповедь не имеет никакой ценности, является еще одним тяжелым грехом. Поэтому в этот момент надо пытаться преодолеть свои человеческие эмоции и рассказать священнику о своих грехах. Священник не та личность, которая осуждает нас и наши поступки, наоборот, радуется, когда видит человек искренне исповедуется и проявляет свои грехи. Именно священник является посредником между той человеком, который кается, и Богом, дает прощение этих грехов. Если мы заглянем в историю, как раньше исповедовались, то увидим, что когда-то исповедь была публичной. Верующие выходили и говорили свои проступки перед сообществом. Епитимью они несли тоже перед всем миром.

— Безусловно, в этом плане был большой морализаторский аспект, ибо человек боялась делать грех, иначе ей бы пришлось за него отвечать перед обществом. Тем более, когда были законы, согласно которым, пропустив без уважительных причин три богослужения, человека отлучали на время от Церкви. Это был большой позор для всего рода. Поскольку в те времена именно Святая Церковь прописывала нравственные законы для граждан. Не пойти на Литургию означало самовольно отречься от общества, в котором ты живешь.

— Вы правы. В те времена Церковь это могла себе позволить. Сейчас все делается для того, чтобы теснее сохранить людей в своей опеке. Но как хорош отец, умеет приласкать, но при необходимости и отругать. Такое сейчас позицию занимает церковь. Эта позиция оказывает милосердием Бог не тот, Который наказывает, а тот, что ждет нашего покаяния. Бог, милосердный Бог, который олицетворяет Любовь.

— Нужно ли платить за Святую Исповедь?

— Нет, это дело не нуждается в финансовой благодарности. В нашем храме такое практикуется, но не по принуждению, это добровольное пожертвование. Это не значит, если • вы что-то не пожертвуете, то не получаете разрешение или запрет к Святому Причастию. Прежде всего, это пожертвование, а не оплата за исповедь как уделения Божьего благословения за получение разрешения. Подчеркиваю, это добровольное пожертвование прихожанина, который пришел на исповедь в храм.

— Как часто нужно исповедоваться?

— Не думаю, что здесь имеет место некий график. Мы должны чувствовать это бремя души и ответственность перед Богом, нам дал все то, что имеем сейчас. Прежде жизни, возможность существовать. И когда мы Бога оскорбляем, то должны извиняться. Мы же заботимся о чистоте нашего тела и нашей одежды, то же должны заботиться о душе.

Но если долго не исповедоваться, грехи забываются. И то, что является грехом, со временем становится нормой в понимании автора греха. А потом многие приступают к исповеди с мыслью, что не имеют больших грехов …

Почему-то многие считают, что большой грех убийство или воровство. Но тяжесть греха дело личное. Иногда этот тяжкий грех в том, что мы пропустили Литургию без уважительной причины. Опять же факт греха, другое дело большой или малый. Но мы таким поступком оскорбили Бога. Желание часто исповедоваться этот вопрос человеческой совести. Церковь также не одобряет, когда человек очень часто с тех или иных проблем идет к исповеди. Потому теряется ценность, то благоговейный страх, когда мы приступаем к Великой Тайны. Исповедь это событие по графику, это зов души. Кто-то чувствует это чаще, ничего не поделаешь. Кто-то чувствует позже и, слава Богу, что приходит это желание покаяния.

По моему мнению, страх Божий, побуждающий нас к покаянию, имеет двоякую природу. Страх, когда мы, чувствуя тяжесть грехов в душе, боимся быть наказаны Богом и идем к исповеди. Другой страх совершенный сожалению, потому что мы своими недостойными поступками обиду нашего Небесного Отца.

Думаю, оба страхи взаимосвязаны, поскольку побуждают нас к хорошему. Но должен быть, прежде всего, тот страх, что Бога обидели, потому что переступили грехом через Личность Бога. Во времена поста мы переживаем страшные терпения Христа на Крестном пути, на кресте, а наши грехи являются тем фактором, придающие ему терпения. Людям, которые впервые приступают к исповеди, прежде всего, желаю смелости, потому что иногда именно страх мешает прийти и исполнить эту обязанность перед Богом.

Стыд тоже играет не последнюю роль. Например, против шестой и девятой заповеди Божьи Не прелюбодействуй и не пожелай жены ближнего твоего. С голубых экранов сейчас пропагандируют сексуальные отношения без обязательств, а затем многие вновь семейных пар живут на веру. Обществу навязывают мысль о том, что секс полезен для здоровья. Многие другие непристойных развлечений, ворует наше время, истощает разум и душу. Противостоять очень трудно … Стыдно об этих грехах говорить на исповеди.

Надо всегда помнить, что через грех мы теряем Божью милость и свое благословение для себя. Через грех мы отлучены от Бога. И этот стыд является следствием греха. Возможно, мы этот грех совершили через искушение дьявола, который дает нам возможность для этого. Иногда этот стыд от нечистого, чтобы мы этот грех не обнаруживали на исповеди. Надо себя пересилить, заставить, выявить его, ибо Бог есть Тот, Который прощает.

— Можно, не исповедуясь, приступать к Святому Причастию?

— Церковь учит и позволяет принимать Святое Причастие без исповеди, но опять же при определенных условиях. Можно причащаться без исповеди в течение месяца, когда мы не испытываем тяжелого греха. Потому Святое Причастие имеет силу этот повседневный грех уничтожать. Другое дело, когда чувствуем его тяжесть, и хватает этого сожаления совершенным грехом. Нужно идти к исповеди, чтобы пробудить совершенный сожалению, получить разрешение приступить к Святому Причастию. Надо понимать, что причастие не что-то заурядное в нашей жизни, это Бог, это тело, Его кровь, которую мы принимаем. Поэтому приступать к этому Таинству нужно с большой набожностью, уважением и благодарностью. Тогда можно принимать причастие как можно чаще. Но дважды в день причащаться нельзя. Злоупотреблять тоже нельзя, потому теряется Его ценность и стремление принять Христа в свое сердце.

— Имеет ли право священник не дать разрешение человеку, который кается?

— Есть ряд грехов, проблем, по которым священник не имеет право дать разрешение. Например, другому священнику, который обнаружил тайну исповеди. Не имеет права дать разрешение своему сообщнику по греха нечистоты. И очень актуальная тема на сегодня священник не имеет права дать разрешение лицам, которые живут без брака на веру. Такие лица находятся в постоянном случае к греху. Священник не имеет права давать такому лицу разрешения.
 

Спасибо Вам за беседу! Бог Вам в помощь!

***

Напоследок предлагаю поразмышлять о шестой и девятую Заповеди Божьи, грехи нечистоты, как проявление злой похоти тела. Св. Иоанн Златоуст недаром отмечал: "Похоть тела огонь, то огонь неугасимый и постоянный. Это пес бешеный и февраль. И хоть ты тысячу раз его отгонял, он тысячи раз нападает и не отступает. Страшное пламя угля, но пламя ‘я похоти еще страшнее. В той войне мы никогда не имеем перемирия ". И это факт, неотвратимый по своей природе! Зато по Божьему плану супружеской состояние имеет другую святое: рожать и воспитывать детей для человеческого рода. Вот почему Бог вложил в сердце мужчины и женщины взаимное влечение и обязанности супружеской повинности. И всякое желание вне брака искать удовлетворения плотской похоти является большим грехом, что калечит Божьи планы. Думаю, многие из современной молодежи сейчас даже не задумывается об этом и не раскаивается в легкомысленных отношениях, а семью считает чем-то формальным. Помню, как недавно мой знакомый с восторгом поделился своей радостью, мол, у него скоро родится ребенок. Мой встречный вопрос "Ты женился?", Он воспринял с удивлением: "А зачем?", И начал оправдываться. Махнув рукой, я ушла. Почему-то сразу подумалось о том, как придется каждому из нас стать на Страшном Суде и отвечать за все грехи. Хотели бы мы сделать этот суд Не страшно? Или, возможно, и не живем для Страшного Суда. Это, пожалуй, НАС и погубит …

Ирина СЛАВЧАНИК.

Exit mobile version