Site icon Голос Сокальщини — новини Сокаля, Шептицького

Слово главы УГКЦ

 Дорогие во Христе!

 
Молясь в Вечном городе, у гробов святых апостолов Петра и Павла и мощей святого священномученика Иосафата, в кругу епископов Вселенской Церкви, чтобы вместе со Святейшим Отцом Бенедиктом XVI начать Год веры в Католической Церкви, мыслями и сердцем несусь к Украине, которая накануне очередных выборов с тревогой всматривается в собственное будущее.
 
Приглашаю вас совместно взглянуть на нынешнюю общественную ситуацию в Украине в свете Божьего Слова, чтобы оно развеяло страх и безнадежность, которые так сильно проявляются в жизни многих наших соотечественников. Действительно, страх и безнадежность — это два чувства, которые подпитывают друг друга, тогда как осознание присутствия Господа преодолевает и то и другое. Это хорошо иллюстрирует Евангелие 20-й недели по Сошествия Святого Духа, в котором помещен рассказ о воскрешение умершего отрока, сына вдовы из города Наин.
 
Похоронная процессия, сопровождающая бездыханное тело юноши в гробу, является образом человека и человеческого сообщества, несущие на нарах истории свои непреисполненное надежды, неосуществленные проекты, утраченные надежды. Кажется, никто и ничто не сможет уже изменить этой безвыходной и трагической ситуации.
 
Однако приход Христа коренным все меняет: Иисус видит горе вдовы, бережет над ней и воскрешает юношу. В Иисусе, который побеждает смерть, совершается освобождение человека с фундаментальной неволе, какова присущ всем нам страх перед смертью. Господь спасает всех, «что их страх смерти всю жизнь держал в рабстве» (Евр. 2, 15). Своей всемогущей десницей Он останавливает похоронную процессию уныния и страха, а своим животворным словом призывает умершего к жизни: «Молодой человек, тебе говорю, встань!». Этим Словом Господь обращается к каждому из нас, призывая к обновленного жизни, по воле, которая взывает к нам голосом Церкви и голосом совести.
 
Дорогие во Христе! Каждый раз, как Украина готовится к очередным выборам, Украинская Греко-Католическая Церковь напоминает своим верным, а также людям доброй воли о трех важных вещах: 1. Bиборы — это Божий дар, который мы обязаны уважать путем активного в них участия. 2. Cлид голосовать за тех кандидатов, которые своей деятельностью всего доказали, что заботятся об общем благе. 3. Каждый избиратель имеет моральный долг голосовать честно, то по воле собственной совести.
 
Однако то, что больше недобросовестные политики манипулируют процессом выборов, тем больше призыв Церкви голосовать честно повисает в воздухе, поскольку растет число людей, каким он представляется наивным и утопичным. Слишком много людей, даже осознавая незаконность и аморальность манипуляций, признает лучше подчиниться властному давлению или подвергнуться примитивном подкупа. Почему?
 
Ответ на этот вопрос один: СТРАХ — страх, что за отказ повиноваться манипуляциям тебя выгонят из университета; страх потерять работу; страх перед наказанием, которую могут применить по попустительством властей недостойные и жестокие люди. Такой страх морально ломает человека, поскольку нашептывает ей: «Все эти угрозы реальны, они висят над тобой уже сейчас. Ты маленький человек, никто тебя не защитит — тебе лучше подчиниться ».
 
Таков первый из возможных решений, к которому может прибегнуть человек: дать себя сломать и послушно выполнять то, что от нее требуют. Как она после этого чувствует — зависит от уязвимости ее сердца. Кому-то удается приглушить голос своей совести, но в основном простые люди страдают от такого насилия и испытывают бремя греха.
 
Второй решение — это махнуть на все рукой и не идти голосовать. В таком случае человек вроде и не совершил ничего против своей совести. Но действовала она по собственной совестью?
 
Третий решение — это не дать себя сломать, голосовать согласно своим убеждениям, какими они есть. Такое поведение требует духовной силы, отваги и осознание собственного человеческого достоинства.
 
Впрочем, время выявить героизм психологически легче, когда враг просматривается, а опасность — прогнозируемая. Выявить же героизм перед авторитарной властью сложнее, враг не персонифицированный, а опасность — размыта. Здесь человека пугает скорее представление о том, что может с ней случиться. Пассивность и гражданское дезертирство в этом случае кажутся более безопасными, чем активное сопротивление.
 
Есть ли лекарство от такого страха? Неужели он станет роком нашей истории, перечеркнет будущее наше и наших детей?
 
Самый лекарств от этого липкого чувства — человеческом солидарность. Ведь страх питается тем, что человек чувствует себя одинокой. Он всесилен, если лицо не находит опоры в своей семье, среди друзей и вообще в сообществе.
 
И наоборот, человек, который почувствовал плечо своего единомышленника и осознала его солидарность, удивленно замечает, что страх ее покидает. Более того, на его место приходит роскошное чувство побратимства. Поэтому сплоченные люди умножают свои силы.
 
Еще один счет от страха — голос человеческой совести. Он тихий, но гораздо сильнее, чем кто-либо из нас думает. История Церкви знает многочисленные случаи внезапных обращений и искреннего раскаяния, причиной которых является лишь одно: нестерпимый упрек совести. История человеческой культуры была бы немыслима без этого сияющего преображения человека, за которым стоит решительное преодоление ею собственного страха.
 
А в основе любого преодоления страха победа, которую приобретает в человеке божественное над греховным. Блаженный Иоанн Павел II, накануне третьего тысячелетия, когда многие сновал апокалиптические сценарии, призвал весь мир не бояться и переступить порог надежды! Это означает, что у человека, положившего свою надежду на Господа, страх перед властью или иной земной угрозой уступает место освободительном страховые Божьему.
 
Кто-то скажет: это же явная иллюзия или парадокс. Ведь страх самом деле как будто не исчезает, а просто заменяется на другой. Что же, присмотримся к этим двум чувств ближе.
 
Земной страх парализует человека и лишает ее миру в душе. Человек постоянно находится в тревоге, что умножает страх. Зато «Господень страх — животворный: насыщенный ним — в покое находиться, и беда его не постигнет» (Притч. 19, 23).
 
Когда человек боится, он не сможет защитить даже самого родного ей человека, а потому отказывается любви и других заповедей Божиих. А страх Господень — это готовность выполнять Его заповеди, в частности любить ближнего. И эта любовь делает чудеса, ибо «В любви нет страха, а, наоборот, совершенная любовь изгоняет прочь страх, ибо страх имеет в себе кару, а кто боится, тот несовершенный в любви» (1 Ин. 4, 18).
 
Вот почему это не парадокс и не иллюзия, а наоборот: «начало мудрости — страх Господень» (Пс. 111, 10). Более того, этим путем можно достичь той цели, которой мы как раз и стремимся: «милосердием и правдой покутуеться грех, а страхом Господним уклоняется зло» (Притч. 16, 6).
 
Знаменательно, что евангелист Лука замечает, что все присутствующие во время воскресения юношу Наина «исполнились страхом и прославляли Бога, говоря:« Бог наведался к народу своему »(Лк. 7, 16). Это — удивление и благоговейный страх человека, который только стал свидетелем осуществления Христа: «У людей это невозможно, Богу — все возможно» (Мф. 19, 26).
 
Поэтому обманывает человека Церковь, когда предлагает исполниться страхом Господним, что означает довериться Ему, ощутить Его присутствие у себя и Его всеоживляючу десницу на себе, и поэтому избавиться земного страха и чувство одиночества. Кто доверится этому великому чувству, то перестанет бояться и Духа надеждой.
 
А чтобы ощутить эту спасительную руку на своем плече, вспомним молитву, с которой мы уже обращались к Господу прошлыми годами.
 
Благословение Господне на вас!
 
 СВЯТОСЛАВ
 
Дано в Риме, при соборе Святой Софии, 12 октября 2012 Божьего
 
О СТРАХ ПЕРЕД ВЛАСТЬЮ и страх Господень
 
Слово Главы УГКЦ к тем, кто не решается действовать согласно воле совести
Всечеснишим и преподобным отцам-пастырям поручаем прочитать этот текст на Святой Литургии в воскресенье, 21 октября 2012 Божьего.
 
МОЛИТВА ЗА справедливо и нравственно ЧИСТЫЕ ВЫБОРЫ
 
Милосердный Боже!
Стою перед Тобой в смирении и надежды, составляя на пороге Твоего храма все суеты своей жизни и омывая душу этой молитвой от всякой грязи, чтобы предстать пред Тобою чистым и достойным Твоей любви.
Твои милосердия и любви нужны мне постоянно, но тем более в те решающие минуты моей жизни, когда должен правильно воспользоваться Твоим особым даром — даром ответственности за сделанный мной гражданский выбор.
 
Во время, который «беременеет бесправием и порождает ложь» (Пс. 6, 15), подай мне точку опоры, чтобы не качалась моя душа между добром и злом — и в Маловерие чтобы не тонула в море лжи.
 
Ты, так безошибочно преодолел искушения, пошли способность устоять перед их привлекали-ной силой и научи различать Твой тихий голос в громком стоголосси обмана.
 
Ты, преподносил свою жизнь за нас, грешных, пошли мне мужество пожертвовать моим малым благом, чтобы утвердилось в нашем государстве общее и справедливое благо для всех.
 
Ты, чья душа также «ужасалась и тревожилась» (Мк. 14, 33), приди мне на помощь, когда я с тревогой в сердце отказываться повиноваться злой воле и не допускать, чтобы моим голосом и голо-сом моего ближнего манипулировали в угоду чьим-то корыстным интересам.
 
В момент, когда Ты, Спаситель, бродишь с нагими и бездомными, терпишь муки с больными и несправедливо заключенными, нуждаешься с жаждущими и голодными (ср. Мф. 25, 35-36), дай мне духовную силу исполнить свой долг Тебе и думать не только о себе, но и о тех, с кем ты сегодня переносишь незаслуженную обиду.
 
Ты, засеял Царство Небесное с малого гор-чичного зернышки (ср. Мф. 13, 31), пошли уверенность, что с моего маленького решение, помню-номоченного на правильное решение моих ближних, возрастет благодатное общество, опирающееся на правде, справедливости и морали.
 
Ты, сам испытал чудо Преображения, благослови меня на такой шаг, который поможет тебе совершить чудо преображения всей моей земли. Аминь.
Exit mobile version