Слава Иисусу Христу!
Прошло 18 лет, как я уехал в Канаду. Первая половина этих лет была очень нелегкой.
Трудно было привыкать к иноязычного среды, других государственных законов и правил общественной жизни, отчужденности и безразличия (один к одному) людей, других вкусов продуктов, космических цен, почти полного отсутствия запахов цветов и растений, диких непроходимых лесов, сравнительно бедной флоры и фауны. Грустно было смотреть в низкое небо над головой без аисты, жаворонка, ласточки, кукушки, соловья, на поля без васильков и красных маков. Трудно ходить по земле, каждый клочок которой является чьей-то частной собственностью, привыкать к холодному и влажному климату, где только 9 месяцев зима, а все остальное лето, лето, лето … Тревожно было растить детей, хранить родной язык, поощрять обучение и оберегать от морального порчи, которое так быстро и прочно опутывает молодежь, растет в изобилии и распущенности.
Пожалуй, до сих пор не привык ко всему. Просто смирился. День за днем, день за днем … и смирился.
Несправедливо было бы все описывать только темными красками. У Канады есть и несколько сильных «плюсов»: здесь четко и безупречно работает государственный аппарат (как швейцарские часы!). Человек, потерявший работу и не имеет средств к существованию, может получать финансовую поддержку, — так называемый «вэлфер». Сумма небольшая, но на эти средства можешь снять скромное жилье и купить продукты. Здесь редко можно слышать о коррупции чиновников. А если что-то такое случается, — виновных лишают должностей и сажают в тюрьмы.
В Канаде не работает система «знакомств или блат». Если ребенок не учится хорошо, то он никогда не получит хорошей профессии, будь ты хоть сыном или дочерью самого министра. Такая же ситуация и с поисками государственной работы (в частных компаниях, то понятно, что владелец в первую очередь старается трудоустроить свою семью). Я немного беспокоился, когда мои дочери закончили университеты и пришло время пошукуваты труд. По привычке поучал их, чтобы расспрашивали между знакомыми, — может кто-то в этом деле поможет, да и сам пробовал что-то узнавать в среде моих прихожан. А дочери только улыбались. «Папа, — говорят мне, — надо зайти в интернет на соответствующие сайты, где разные компании выставляют вакантные места и туда высылать свои аппликации». Я сначала не поверил. Но прошло которых два-три месяца и две дочери раз таким образом нашли работу в соответствии со своими дипломов.
Старшая дочь, Юля (25 лет), пять лет назад вышла замуж за украинский, который родом из Червонограда. Работает по профессии «хюмен ресорсис» (что-то вроде нашего отдела кадров) в государственной компании, которая насчитывает три тысячи работников и занимается детскими учреждениями. В ее университетскую программу входило почти 15 юридических предметов. Эти предметы дочери легко давались, и она их себе понравилось. Теперь решила зарегистрироваться в университет на юридический факультет. Ее приняли, а те предметы, которые она проходила по первой своей профессии, зачислили в курс обучения. Теперь работает и учится. Бог даст, — то года через три будет иметь еще один диплом.
Младшая дочь, Оля (24 года), была более подвержена математических наук. Поэтому выбрала себе профессию «банковское дело». Работники этой отрасли здесь очень нужны, и она не имела проблемы найти работу. Окончила университет и сейчас работает в «Банк де Монреаль», а также продолжает обучение в этой же отрасли с перспективой степени магистерка, чтобы продвигаться по карьерной лестнице.
С детьми, слава Богу, не было никаких забот и надеюсь, что они в жизни найдут выход.
Дети живут отдельно (здесь такая тенденция). Говорят украинские без акцента. Главным языком, которым они учились, является французский, вторым языком — английский. Квебек, в которой мы проживаем, есть в большинстве франкоязычная, хотя юридически официальный статус ее — двуязычие.
Что касается меня, то я живу в небольшом приходском доме в пригороде Монтреаля * (Монтреаль — английский форма звучание названия города, а Монреаль — французский), что называется Вердон, неподалеку (может, за которых 200 м) от великой реки Сан Льоран (Святого Лаврентия ). Есть две небольшие приходы, которые насчитывают почти 90 человек каждая. В воскресенье и праздники служу в обеих церквах, а в будни — Богослужение частного намерен встречаются 23 раза в неделю в той или иной церкви, — по заказу верующих.
Наши прихожане рассеяны по большой территории города далеко друг от друга, поэтому в церкви достаются машинами или автобусами. Вблизи церкви не живет почти никто, хотя в те времена, когда наши храмы строились (60100 лет назад) украинская было гораздо больше, и жили все компактно в этих окрестностях. Большинство прихожан это люди старшего возраста (7090), то браки и крестины — редкость (1 или 2 в год), а похорон происходит 610. Дети и внуки здешних украинской по причине частых смешанных браков слились с местным населением, часть в поисках работы уехала в другие провинции или в отдаленные окрестности Монтреаля. Поэтому их редко можно увидеть в наших церквях. Число прихожан уменьшается с каждым годом. Из Украины прибывают новые эмигранты, но редко кто из них приобщается к церковной жизни. Поэтому перспективы на будущее наших общин выглядят печальными.
Кроме двух церквей, где служу, в Монтреали есть еще три украинской грекокатолической церкви и три православные. Священники и верующие обеих конфессий живут в миризлагоди между собой. Хотя пожилые люди рассказывают, что лет так 5060 назад между ними также были «трения».
Церкви построены таким образом, что на первом этаже (по сути, это подвальный уровень) имеем просторные залы, где собираются наши прихожане по воскресной мессе, готовят кофе и сладкое, организуют различные выставки или лекции. Два раза в год (после Пасхи и Рождества) собираемся на общую праздничную трапезу. Время, силами наших прихожан организуем маленькие концерты.
При приходах существуют церковные Комитеты, которые планируют и осуществляют различные ремонтные и хозяйственные работы, так что священник не имеет с этим никаких хлопот, а занимается только духовными делами.
Еженедельно готовлю церковный бюллетень, в котором подается распорядок богослужений на следующую неделю и разнообразные объявления, поэтому каждый прихожанин, придя в воскресенье в храм, берет себе один экземпляр домой.
Воскресные и праздничные Богослужения у нас отправляют на украинском языке. Службы частного намерения, а также церковные требы — по ситуации. Если в храме присутствуют смешанные семьи, то примерно 50 процентов украинских, а 50 — на английском.
Все прихожане есть зарегистрированные, ежегодно платят членскую вкладку (почти 25 долларов). Каждому выдается пачка конвертов, на которых запечатлен регистрационный номер этого лица и дата воскресенье или праздники. После воскресной сборки пожертвований члены комитета вынимают из конвертов пожертвования, вписывают суммы в финансовой книги, а в конце года выдают каждому вида общей годовой суммы. Эти свидетельства верные приобщают к своим финансовых документов, которые каждый взрослый житель Канады обязан представить к правительственным фискальных служб после завершения финансового года и уплатить государственные налоги. Вида, выданные церковью, снижают суммы этих налоговых начислений.
Надо сказать, что государство внимательно следит за финансовыми доходами каждого гражданина и знает почти все о каждом. Здесь невозможно купить дом или какую-то другую ценную вещь, не имея обоснованных финансовых доходов. Сразу после такой покупки финансовые органы, согласно твоим социальниv номером (все мы здесь понумеровани!) Имеют личные файлы на компьютерах, проверяют, — кто откуда взял деньги на ту или иную покупку (втаювання доходов считается уголовным преступлением и потягивает серьезные наказания ). Говорят, что у них эта проверка занимает каких-то 10-15 минут.
Новоприбывшие эмигранты удивляются тому, что в Канаде, даже если ты купил дом и через некоторое время оплатил полную сумму денег за него, все-таки продолжаешь и дальше платить различные налоги: налог за землю, на которой стоит «как твой дом», школьный налог — на поддержку школы в твоем регионе т. д. Эти налоги ежегодно «накручивают» около 4 тыс. долларов. Да и сами дома теперь стоят недешево, — либо 300 — 500 тысяч (это как минимум!). Элитные же дома оцениваются миллионами. Поэтому большая часть жителей не спешит покупать собственность (даже если и состоянии), а снимает жилье.
Некоторые, ссылаясь на слухи (или на чью-то похвальбу!) Говорит: вот знаю такогото мужчины (например, Петра). Только уехал в Канаду, а уже через два-три года и дом купил, и машину! Так скоро доделался! Но никто не говорит, что тот Петр взял ссуду в банке, а потом всю жизнь до самой смерти (а может, и его дети) будет работать для того, чтобы этот заем покрыть. А если он не будет платить ежемесячную долю этого долга, то банк этот дом назад и отберет.
По эмиграции, то по моим наблюдениям и убеждениями, людям старшего возраста, ителигенции, а также тем, кто достиг в Украину определенного достатка, не советовал бы куда-то уезжать. По поводу того, что им приходится выполнять неквалифицированные «черные» работы, то они получают большой стресс и чувствуют себя очень униженными. Даже в течение долгих лет, с трудом, лицам таких профессий как врач, учитель, журналист, артист не удается подтвердить свои дипломы и устроиться на работу согласно своей профессии. А в провинции Квебек проблема осложняется еще и тем, что здесь надо владеть двумя языками — английским и французским. В крайнем случае один из этих языков можно знать в совершенстве, как в устной речи, так и на письме, а уже вторую — «таксяк», как говорят у нас. В эмиграции легче приживаются молодые люди рабочих профессий: строитель, столяр, водитель, сантехник и т.д. … Правда, приходится очень тяжело работать. Здесь никто просто так денег не платит. Некоторые мои друзья говорят, что если бы они так работали в Украине, как работают в Канаде, были бы не только миллионерами, но и миллиардерами.
Все наши прихожане болеют за судьбу Украины и искренне молятся за ее счастливое будущее. Сокрушаемся ее проблемами и надеемся, что со временем все как-то «перемелется». Моисей вел евреев к «обетованной земле» сорок лет. Возможно, и мы сейчас где-то на «полпути». Настоящие проблемы общества не в политике, не в экономике. Это — производное. Настоящие проблемы — в человеческих головах. Отсюда все и начинается. Рабский дух имеет «выветриться», народ должен почувствовать достоинство и поверить в собственные силы. Тогда начнутся изменения. Вроде все — просто. Но это — процесс роста и на это нужно время. Надо быть терпеливым, но и рук не составлять в унынии.
Что касается меня, то я, как и все мы здесь, скучаю по Украине. Часто вспоминаю детство и годы, прожил в родном крае. Вспоминаю свою Поторицю и Сокаль, бывших коллег по труду в музыкальной школе и своих прихожан церкви св. ап. Петра и Павла, многочисленных приятелей. С высоты прожитых лет и, имея возможность сравнить, могу смело заверить, — наши люди прекрасны! Часто вспоминаю того журавля, которого спрашивали, где лучшая есть земля, и слова: «Журавль отвечает: — лучше родной нет». И тем журавлем себя чувствую.
Надеюсь, что придет день, когда снова вернусь на Родину. До пенсионного возраста уже осталось не так много времени. Мечтаю организовать что-то вроде малой поэтической академии, — пошукуваты способных детей и лелеять из них поэтов. Есть так много чего их научить!
Всем Вам желаю доброго здоровья и богатых Божьих Ласк. Сердцем — с Вами. Особое привет нашим поэтам Сокальщини и всем, кто меня еще помнит.
А кто имел желание написать мне несколько слов через интернет, подаю свой адрес: v.vitt @ hotmail.com
о. Владимир Витт, г. Монреаль (Канада).