Site icon Голос Сокальщини — новини Сокаля, Шептицького

Прошлое двух сел сквозь призму воспоминаний старожилов

вид на Мошків, Шмитків - тепер село Гута

вид на Мошків, Шмитків - тепер село Гута

В 12 километрах от Сокаля среди холмов и старинного леса скрылось живописное село Гута, которое состоит из двух частей. Северная, до 1951 г.. Мошков, по количеству дворов была больше южной части, которая называлась Шмитке. Пожилые крестьяне до сих пор употребляют старые наименования. Об этих села вспоминал в XVII в. немецкий исследователь Сакхен. Первое упоминание о Мошков в исторических материалах, собранных краеведом Ярославом Кнышом, принадлежит до 1449 года, а село Шмитке еще древнее, первое упоминание о нем датируется одна тысяча четыреста двадцать три годом. Об этом можно прочитать в книге Теофила Кострубы «Белз и Белзька земля». Согласно преданию, село Мошков так называлось потому, что первым поселенцем был крестьянин Мошко, а по другой легенде здесь была болотистая местность, где водилось много мошкары.

Однако сейчас от прошлого остались только два выселки Шмитке и хутор Домики. Местные жители называют эту местность маленьким Парижем, потому что она разбросана на пригорке, откуда открывается красивый вид. А внизу, между Шмитковом и Свечение, есть цепочка прудов. Над ними величественно возвышаются старинные раскидистые деревья ценных пород и двухэтажный старая мельница. Его построил в XIX веке граф Зиберг Плятер из Литвы. Прошло немало времени. И бывшие строители были предусмотрительны и оставили на сооружении окончания. Ее можно увидеть над окном 2-го этажа со стороны пруда. От дороги на стене большими буквами прочитаете: «PAULINA. MLYN GOSPODARCZY w Szmitkowie». Это здание (на снимке внизу) паи, как имущество бывшего колхоза, и сейчас в нем живет семья. Окна заменили на пластиковые, часть замуровали. Территорию перед входом загородили. Уже мало что напоминает старинную мельницу …

Из архивных источников, которые собирала бывший директор школы Ольга Стасевич узнаем, что 1649 крестьяне напали на имение господина Поляновского, требуя увеличения заработной платы и условий труда. К сожалению, о тех давних временах осталось очень мало документов. В 1748 госпожа Роза, с Липски, организовала строительство церкви в родительском имении в Шмитке.

1882 шмиткивська церковь (на снимке вверху) была отреставрирована, и занимались этой реставрацией мастера Василий Топоривский (поляк), Войцях Миллер (немец), Семен Олейник, Семен Ваврук и Семен Чаус (Украинцы). Тогда дьяком был Иосиф Гурак. Особенностью церкви в Шмитке было то, что ее высокий восьмерик нави венчала Шоломова баня с фонарем и манивкою. В 1901 ом церковь была обновлена и заново перекрыто за средства священника Мосиевича, господ Станислава и Зиновии Поляновский, жителей села Федора Кохальського, Романа Олийныка, Степана Ваврук и Афанасия водонос. Тогда церкви принадлежало 28 моргов поля. Село Мошков мало 595 моргов поля, 70 моргов лук и огородов, 36 моргов пастбищ.

В 1897 г.. В Шмитке была организована «Просвита», при ней действовали общество «Сельский хозяин», касса «пожитков» (касса помощи), в которой было 1670 злотых. Позже ячейки «Просвиты» были основаны в Савкины и Мошкове. В последнем функционировало общество «Луг». Это были национальносвидоми села.

История этих населенных пунктов тесно переплетена с жизнью семьи графа Полянского. На пригорке над ставками стоит стороживка бывшего барского дворца, как единственный свидетель из позапрошлого века. О тех временах сохранились воспоминания старожилов, которые записала и любезно поделилась ими заведующий народного дома с. Гута Галина Гофрик. В частности, госпожа Галине старожилка Екатерина Дячишин (ныне уже покойная) рассказывала: «Еще до советской власти, у кладбища был семейный склеп. Перед кладбищем стоял крест, который построил за собственные средства господин Герус, он был в то время в селе войтом. У креста священник всегда на Троицу перед обходом полей отправлял Мессу «. Крест восстановили только через 50 лет. У пруда сохранилась старинная колодец, где три раза в год отправляли Литургию: на Троицу, на Иордан, и еще раз летом. На последнюю собиралось очень много людей, в вышитых рубашках, пели украинские песни. На этот праздник после службы у колодца все шли к фигуре Матери Божьей, где также священник отправлял Службу Божью.

У пруда стояла еще одна фигура, которую поставил кто-то из обладателей Гуты и назвал Яном. Не так давно местные жители ее восстановили.

По словам госпожи Екатерины, Мошков и Шмитке принадлежали господину Поляновский. Однажды он тяжело заболел. А в это время при сельской захоронци в Мошкове работала бедная девушка. Господин Поляновский полюбил ее и сказал, что если она его выходит, то женится на ней. Господин выздоровел и забрал девушку в покое. Вскоре имение досталось господину графу: крестьяне называли его грабье.

Граф имел трех братьев и сестру. Один жил в имении в Савкины, второй в Острове. Сестра господина жила у него, потому что была замужем. Когда господин с госпожой умерли, то их похоронили в том же склепе, где и господ Поляновский. Хозяином поместья стал сын господина Ян, или, как его в селе называли, Ясьо. Ясьо имел четверых детей двое сыновей и две дочери. Он был очень добрый и набожный. Когда поляки проводили акцию против украинского населения, господин Ясьо не пустил их в деревню. Сказал, что в его селе люди все честные, работящие, и не позволил над ними издеваться. С согласия господина крестьяне проводили так называемые чайные вечера, где после тяжелой работы, собирались молодые и старые, чтобы попеть украинские песни, потанцевать, просто поговорить. Господин также приходил на эти вечера, потому что хоть и был поляком, очень любил украинскую песню и музыку.

Господин Ясьо был добрым и его жена, которую он привез из России, тоже. Екатерина Дячишин вспомнила случай: когда ее отец поссорился с господином, то господин Ясьо сам пришел к ним домой, чтобы извиниться его. Вот такой был господин. Старожилка вспомнила, что когда умер старый господин граф, отец Яся, то все село ходило на парастас. А потом ездили на Литургию в Сокаль в монастырь, где хорошо играл орган.

Жительница села Анна Кохальська (ныне уже покойная), вспоминая о прошлом, рассказывала, что там, где кузница, была часовня. Сюда крестьяне ходили на службы. Господин дал материал для строительства хоров, где должны были выступать певцы.

Еще, как говорила старожилка, в Гуте когда была захоронки (что-то вроде современного медпункта). Там работали сестрицы, которые лечили (только травами) больных со всей деревни. Захоронки существовала барским счет. Сестрицам еще помогал монастырь, где тогда при нем была больница. Эта больница была центром, а по селам его отделения функционировали захоронки. В селе Шмитке работало две мельницы: Семенов и Поповский. Старушка также рассказала, что при Польше в доме, где живет семья Пастернаков, была полиция, тогда говорили полицейский постерунок. Ее обязанностью было охранять хозяина, выведывать, или никто не задумывает ничего против него и власти. В этом доме до сих пор сохранились подвалы, где мучили людей, которые в чем-то провинились. Особенно часто туда попадала молодежь.

Жительница села Стефания Олейник (ныне уже покойная), рассказывала, что когда-то за Гутой был небольшой хутор. Назывался он Семены. Было там два или три дома и добротный барский водяная мельница. «Моя бабушка прожила девяносто восемь лет и рассказывала, что господин хотел, чтобы из каждого дома крестьянин работал у него три дня в неделю. Господин хорошо платил, но тех, кто не хотел работать, наказывал. Барщина для крестьян была не такой уж и легкой. Однажды люди срезали дуба, посадили верхушкой в землю, а вверху на корню сделали крест и сказали, как дуб примется, то барщина пропадет. Так оно и произошло. Дуб принялся, а через некоторое время барщину отменили «, рассказывала старушка Галине Гофрик.

В Шмитке и Мошкове установили кресты по случаю отмены барщины 3 мая 1848 года (по старому стилю). О чем свидетельствуют надписи на них.

Стефания Олейник помнила и господина Полянского, который построил в селе капличкугробницю. Люди не очень хотели той часовни, потому что господин был поляком. Они боялись, что он захочет строить костел.

Барские палаты стояли там, где ток. Рос замечательный сад, огороженный забором, а вокруг него зеленая живая изгородь. Возле дворца были теплицы, где круглый год цвели цветы. Где-то в 1916 году, когда Австрия воевала с Россией, в село пришли солдаты, которые разрушили все барские имения. В 1917 году вновь вернулись поляки, и господа начали восстанавливать свой дом.
Господин Плятер, который владел тогда деревней, семь лет восстанавливал разрушенный особняк. Той дороге, ведущей в магазин, когда ездил только господин. Там была большая красивая ворота, а по обе стороны пути росли розы. Местные жители работали на господина, который платил хорошо: женщины получали в месяц ковш (центнер) зерна и деньги, а мужчины в год имели 12 корцив зерна, 6 возов дров и 360 злотых. К тому времени в Шмитке было 375 грекокатоликов, 71 римокатолики и 14 евреев. С третьего тома «Надбужанщины» узнаем, что в конце XVIII века в Шмитке насчитывалось 100 дворов, в Мошкове 110, в Савкины 81, Савчинська церковь имела 33 морги поля.

Старожилы говорят, что в Шмитке в 1935-1936 гг. Была почта, которая стояла за мельницей. До этого она работала в Мошкове. Под лесом расположилась двухклассная школа, которую построили в 1817 году. В ней училась 221 ребенок с Мошкова и Шмиткова. Обучение проводилось на украинском языке. Позже открыли классных школы в Савкины и Мошкове. В первой преподавали на украинском языке, а во второй польской.

По воспоминаниям Софии Олейник, граф Ян Плятер был хорошим человеком. Она вспомнила, что когда он приехал в село с молодой женой, то мастера, восстанавливали дворец, и девушки спели им «Многая лета». Поэтому господин пригласил всех на громкий пир. Ежегодно после жатвы господин Ян организовал субботник. Девушки плели венки из ржи, винчувалы ними господина и госпожи. Он угощал крестьян пивом и водкой. Играла музыка, были песни и танцы. Весело и хорошо жилось им тогда господина Яна. Бывало, девушки, пропалывая свеклу, целыми днями пели на поле. В Шмитке была материнская грекокатоличекая церковь. Здесь, в плебании, жил священник декан Иван Худик. К шмиткивськои церковь к обедне приезжали люди из окрестных сел: Савчина, Бояничи, Гатович. Крестьяне были очень набожны, когда зазвонил колокол, оставляли работу и спешили в церковь. Здесь были такие колокола, когда они звонили, то слышали аж в Сокале. Но когда в селе стояли немцы, те куда-то пропали.

Местные жители гордятся своим селом, охотно рассказывают о его истории и показывают старинные памятники архитектуры. В частности, деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Это была тризрубна одноэтажная церковь, построенная в 1755 на средства помещика Фомы Поляновского из дерева. В 1950 году она закрыта, развалилась в 1987 году. А в 1992 году была заново отстроена. Рядом на высоком постаменте поставили фигуру Богородицы, близ которой сохранилась каменная триаркова колокольня. К западу от церкви, на краю стремительного склона, стоит каменная надгробная часовня в неоготическом стиле, которая видна со всех сторон. Господин Полянский выбрал для нее специфическое место, для этого частично под основание часовни сделал насыпь. Со стороны церкви возле часовни проходит каменная стена.

От заката является кирпичная подпорная стенка насыпи. Часовня высокая, накрытая еще старой жестью, ориентированная алтарем с севера на юг. В него нет дверей, над входом большое окно-розетка, над которым надпись: «CIENIOM RODZINY» (то есть, «Теням семьи») (на снимке в центре). В интерьере алтарная часть несколько выше, ее стены «расписаны» руками сельских мальчишек. Внешне, с юга, открытый вход в алтарную часть, где когда-то были похоронены Станислав ПлатерЗиберг и его жена Мария с Чарторыйских. Жители села рассказали, что недавно сюда наведывались потомки графа, которые живут за рубежом. Это подтвердил и Савчинский сельский председатель Василий Калька: «Он приехал из Франции. Походил, посмотрел вокруг и попросил выдать ему справку, что в нашем селе действительно когда-то проживала семья Зиберга Плятер и было имение. Сельский совет не может этого показать, поэтому мы направили его в архив во Львов. Позже получил от него письмо, в котором он благодарил за то, что смог получить от Польской республики возмещения за имение прадеда «, рассказал председатель.

… Мошков и Шмитке находились по прежней линией Керзона и, как в десятках других сел этих территорий, их население подлежало переселению. Как это происходило, поделилась воспоминаниями жительница Савчина София Лукьяновна Чавс, которой в этом году исполнилось 100 лет: «Вывозили нас на Пасхальные праздники. Все жители села тогда были в церкви, когда вышли, то увидели, что горят дома. В пламени й была и наша. Людей, в чем они были, посадили на подводы и автомашины и увезли на железнодорожную станцию. Там запихнули в поезд, который ехал в неизвестном направлении. Пассажиров высадили под открытым небом в лесу на произвол судьбы. Вскоре подъехал военный поезд. Крестьяне перекрыли ему движение и он остановился. Вышел начальник поезда в военном, расспросил кто они, что здесь делают. Переселенцы все ему рассказали. Вскоре нас забрали и отвезли в Тернопольскую область, Збаражский район, где мы жили по двитры семьи в одном доме. Мужчина незадолго нашел пустую польскую дом в с. Розваряны Глинянского района, куда мы переехали «.

Через 8 лет семья Чавсив вернулась в родное село, то застали ужасную картину: оно было сожжено, а на месте сельских домов стояли временные «домики». Местных жителей было мало, сюда населили людей из горных районов. Некоторые из них не смог здесь прижиться и при случае вернулся в родные края. Сейчас в Гуте проживают также потомки тех людей, которые были переселены из Самборщины. В 1951 году село Мошков было объединено с Шмитковом и переименован в Гуту. Церковь, которая уцелела после войны (первое упоминание о ней в 1578), была закрыта в 1950 и в 1987 году развалилась. В 1992 году в Гуте начали строить новую Крещатый одноэтажная церковь по проекту С. Крупчука. Первый камень был заложен 18 июля 1992. Построили ее в 1995 году. А посвятили 28 июля 1996. На строительство церкви средства собирала вся община. Первый настоятель правил 5 лет. С 2001 г. и по настоящее время местным священником является Иван Макар. В 2007 году. Было куплено и посвящен новый колокол церкви в Гуте. Средства на него дал Михаил Печать. Колокол был назван «Денис» в честь внука М. печати. Впоследствии по инициативе церковного комитета и сельских активистов от церкви Покрова Пресвятой Богородицы построили Крестный путь, который отправляют в веснянолитни месяца каждое первое воскресенье. Одна из стаций на месте музея-убежища воинов УПА, которая открыта 14 октября 2007 года, и у мемориального креста памяти героев УПА. Здесь стояли насмерть одиннадцать украинских повстанцев во главе с роевым «Дубрава». Среди них жители Шмиткова, Савчина и Мошкова. Двое из повстанцев выжили …

Без прошлого нет будущего.

На долю жителей Шмиткова, Мошкова и Савчина выпало много испытаний, но они выстояли, вернулись, отстроили свои деревни. Несмотря на все лишения, боль потерь, сохранили веру, украинские обычаи и традиции, пытаются детям и внукам рассказывать об истории сел Гута и Савчин, прививать им любовь к родному краю.

Веселым было когда наше село, певческим, говорит заведующий Народного дома села Гута Галина Гофрик. Пока не было читальни, люди собирались в какой-доме, пели украинские песни, танцевали, шутили … Перед Пасхальными праздниками все вместе убирали сельские улицы, а на Иордан впитывали колодец, где святили воду. И красивое было весной, когда зацветали сады и село, что купался в белом пахучем море.

Немало интересных замыслов, как села Свечение и Гута сделать привлекательными для туристов, имеют Савчинский сельский председатель Василий Калька и землеустроитель сельского совета Василий Панченко. В частности, они хотят изложить некоторые сельские дороги брусчаткой из кирпича, как это было господина. Однако общине для реализации планов и идей нужны меценаты.

Богатая и интересная история наших сел и городов. И обидно, когда, живя в одном городе или селе с рождения, мы не имеем никакого представления о том, что происходило здесь каких-то 100 лет назад, не говоря уже о более давних временах. Ведь без прошлого, как говорили мудрецы, нет будущего. Так какие мы патриоты края, когда не знаем истории своего села?

Любовь ПУЗИЧ.

Фото автора.

 

Exit mobile version