В конце июля в Сокале побывала депутат Львовского областного совета, директор департамента образования и науки облгосадминистрации Александра Небожук, которая провела прием граждан, выступила на нарадисеминари председателей и секретарей местных советов, пообщалась с жителями райцентра. Она также ответила и на вопрос корреспондента газеты "Голос соблазнов Буга".
— Госпожа Александра, еще Вы нечасто бывали в Сокале, НЕ популяризировали свою деятельность на страницах районной газеты. Что же изменилось сейчас?
— Это правда. Я реже бываю в Сокале и в селах вокруг него, чем в Великих Мостах. В мой избирательный округ районный центр не входит. Сокаль должен больше внимания депутатов областного совета, чем города Великие Мосты, Белз, Угнев и села. Именно поэтому, как депутат Львовского областного совета, свою работу направила на концентрацию внимания общинам названных городов, сел, общению с ними. Признаюсь, что это происходило не так часто, как бы мне хотелось. Люди в основном приезжали ко мне. Поэтому на протяжении последнего года Сокаль посещала реже. Но, думаю, у нас будет сотрудничество с газетой, на ее страницах рассказывать об основных свои наработки в области образования области и о депутатской деятельности.
— Несколько месяцев назад Вы возглавили департамент образования и науки Львовской облгосадминистрации. Что чувствовали, когда узнали, что Вас назначили на эту должность?
— Если говорить о моем назначении директором департамента образования и науки Львовской облгосадминистрации, то, без сомнения, это было для меня непростым решением. Работа далеко от моего дома, требует много физических усилий и времени, обязывает работать над собой. Конечно, были колебания. Когда размышляла, соглашаться на такую ответственную должность, осознавала, что легко не будет, потому что систему, которую я знаю изнутри, поскольку учительницей, сразу изменить нельзя. Понимала, что любую отрасль, в том числе образование, должен возглавить человек, который увидит подругому, увидит сбоку, увидит изнутри. Сейчас в Украине, в области, в районе руководящие должности должны занимать люди, которые являются профессионалами, которые хорошо понимают приоритетность первоочередных задач, не мыслят стереотипами и готовы к переменам. Поэтому чувствую особенно большую ответственность перед обществом Львовщины. Сегодня я благодарна ВЕЛИКОМОСТОВСКИЙ городском совете за поддержку моих первых шагов в органах местного самоуправления, за опыт работы в жилищно-коммунального хозяйства, Сокальской районной рады за глубокие знания бюджетной системы, а особенно педагогам Сокальщины за профессиональное и методическое совершенствование и содействие во многих моих начинаниях. Весь опыт предыдущих лет сейчас для меня очень весомый. Когда становится нелегко вспоминаю Майдан, наших солдат на фронте, понимаю, что им было и намного труднее.
— Одним из главных условий Революции достоинства была люстрация людей, претендующих на руководящие должности. Госпожа Александра, Вы сначала согласились пройти ее, а потом почему спасовали. Пожалуй, была на то серьезная причина …
— Считаю этот вопрос некорректным, потому что всегда была, есть и буду готова пройти люстрацию. Единственным люстраторов в Украине может быть община, которая люструватиме самостоятельно, или на основе законодательных актов. Поэтому готова ответить на вопросы общины и на страницах вашей газеты тоже.
— Как среди других районов Львовщины выглядят образовательные учреждения Сокальщины?
— Я не проводила комплексного мониторинга каждого района. Поэтому не могу предметно говорить о результатах рейтинга. По многим показателям образовательные достижения Сокальщини являются первыми в области. Посетив школу моего избирательного округа, еще раз убедилась, что очень много в материально-техническую базу учебных заведений вкладывают педагогические коллективы и родители. Но, к сожалению, есть определенные трудности, которые нужно решать. Именно поэтому в этом году продлен конкурс образовательных микро и расширен финансирования. Сокальщина является лидером образовательных проектов области. Это позволит улучшить материально-техническую базу наших школ, реализовать мероприятия по энергосбережению, которые являются первоочередными.
Нам придется сэкономить 530 процентов газа. Поэтому замена окон, ремонт котельных первый и очень нужный шаг. Также мы сможем поддержать дошкольное образование, завершение обустройства внутренних туалетов, образовательные округа, информатизацию учебных заведений, ремонт школьных автобусов.
— Что, по Вашему мнению, нужно в корне изменить в области образования, чтобы она была качественной и доступной?
— За два месяца, что проработала директором департамента, провела немало совещаний, общественное обсуждение тех предложений Министерства образования и науки Украины, которые помогут выработать консолидированную позицию педагогов и интеллигенции Львовщины, которые, по нашему мнению, могут изменить образование в стране в целом, она соответствовала к европейским стандартам. Немало изменений можно внедрять самостоятельно в отдельных регионах, в частности на Львовщине.
Первоначально нужно уменьшить обязательное нагрузки на ученика. Седьмой, а особенно восьмой уроки малоэффективны без обеденного перерыва, без отдыха. Сразу хочу успокоить учителей, волнуются, что уменьшение нагрузки на ученика приведет к уменьшению их педагогической нагрузки. Педагогическая нагрузка учителя не уменьшится, потому что он после пятнадцати часов работать с детьми индивидуально, дифференцированно.
Уменьшение обязательного нагрузки на ученика должна сопровождаться изменениями в Государственный стандарт, в учебные программы и планов, которые сегодня не соответствуют требованиям времени.
Следующим шагом должны быть качественные доступны учебники и методическое обеспечение. Также целесообразно отменить государственную итоговую аттестацию в школах. Будьяка оценка труда учителя, ученика и учебного заведения в целом может проводиться только независимым центром.
Важнейшим, несомненно, в учебном процессе является высокопрофессиональный, социально защищен и мотивирован учитель. Наши перспективные планы касаются повышения статуса и улучшения условий труда педагогов.
Всего наработанные предложения Министерству от педагогов области достаточно практичными, рациональными. Общественное обсуждение их продолжается на образовательном портале Львовщины, который является нашим информационным интернет-ресурсах.
— На направление образовательной деятельности нужно акцентировать больше внимания педагогам?
— Военно-патриотический направление было приоритетным всегда. Ситуация в государстве обязывает каждого Украинская, который является патриотом, активно участвовать в жизни общества. Очевидно: Евромайдан и наши военные стимулируют у детей добавления к событиям в стране. Свою активность молодежь выражает в тренировках, на подготовках. Мы подняли на новый уровень проведения Всеукраинской дитячоюнацькои вийськовоспортивнои патриотической игры Украинского казачества "Сокол" ("Джура"). Отличились здесь школьники Савчинский ООШ (в составе Сокальской команды заняли первое место в игре). Часть команды на Всеукраинских соревнованиях на острове Хортица (г.. Запорожье) защищала честь Львовщины, где заняла первое место в соревновании по стрельбе, и второе в интеллектуальном смаза (КВЕСТ).
Мы проводим инвентаризацию учебных кабинетов по предмету "Защита Отчизны". Это позволит сориентироваться относительно потенциала (макетов оружия, соответствующего оборудования для тренировки) области, позволит пополнить материально-техническую базу. Львовский областной совет, по представлению депутатского корпуса и департамента, приняла решение обратиться в Министерство образования и науки Украины по увеличению часа для преподавания предмета "Защита Отечества".
Программа вийськовопатриотичного воспитания подрастающего поколения станет одним из ключевых аспектов навчальновиховного процесса.
— Госпожа Александра, как глава педагогов области, важные решения уже приняли на новой должности?
— Я приняла уже много решений, которые системно, последовательно обновляют и демократизируют образовательное пространство Львовщины, хотя не каждый педагог это почувствовал мгновенно. Акцентирую внимание на нескольких, по моему мнению, важнейших, кроме уже оговоренных.
Прежде всего это кадровые решения, которые нужно продолжать с целью усовершенствования управленческой структуры, генерации новых идей, реформирования и изменений.
Кроме того, мы увеличили финансирование образовательных областей районов путем прямой субвенции. У нас уже давно средства сосредоточены на областных учреждениях. И сейчас они выглядят намного лучше, чем районные или сельские школы. Поэтому часть осталась в областных учреждениях на специальном образовании, а субвенцию (10532 тысячи гривен) направляем на районы. Это и микропроекты, и дополнительная субвенция на решение важных вопросов.
Отдельно хочу сказать о награждении выпускников ОУЗ золотыми и серебряными медалями после результатов внешнего независимого оценивания. К сожалению, проведенный мониторинг знаний показал, что не все медалисты подтверждают свои знания на ВНО. Это вызывает противоречивые мнения. Можно говорить о необъективное оценивание, о волнении ребенка, не подтвердила уровень своих достижений. Но обидно родителям и детям, когда медаль не подтверждена независимым оцениванием. А ребенок, который не получил медали, получает во время ВНО высокие баллы ?! Это вызывает общественное напряжение, резонанс, ставит под сомнение объективность награждения. Поэтому мы рекомендуем вручать медали выпускникам после внешнего независимого оценивания.
Приглашаю всех, кто испытывает потребность предоставить предложения по реформированию образования, приобщиться к изменениям путем активного сотрудничества. Совместно мы гораздо эффективнее и быстрее достигнем успеха.
— Включены в перечень образовательных долгостроев Пристанского школа и Выявлены дошкольное учреждение?
— Да. Однако чрезвычайно сложно идет финансирование. Надеемся, что будут положительные сдвиги. Если Верховная Рада примет еще один секвестр бюджета, то все капитальные расходы уточнять. Непросто было убедить областную государственную администрацию по первоочередности завершения названных долгостроев. Мы добились этого. Все понимают, что это нужно финансировать, и, к сожалению, ситуация в стране не дает возможности достроить объекты в этом году.
— Возможен сбор родительских средств на отдельный благотворительный счет избежание злоупотреблений?
— Многие школы Львовской области, особенно крупных, где много спонсорских и благотворительных средств, прошли этот этап и имеют официально зарегистрированные счета (граждане на них перечисляют средства, а родители определяют, куда их направлять). Опыт есть, он положительный в заведениях с внебюджетными средствами. При этом обязательна финансовая отчетность. Нужно, чтобы родители для себя определились, как им удобнее работать, выбрали тех людей, которые будут обслуживать счет, выработали механизм наполнения средствами и их использования.
— Какие акценты делаете в своей работе?
— Для меня самое главное в работе обеспечения прозрачности принятия решений по образованию Львовщины. Они должны быть понятными, оговоренными с обществом, вся деятельность департамента (финансовая тоже), должна быть абсолютно открытой и максимально эффективной.
Важно наработки системы принятия решений (как в пределах области, так и на уровне Министерства). К сожалению, в верхах не всегда отдают себе низовое звено, действие решений, принятых сверху, апробацию их на местах. Между департаментом и Министерством должна быть взаемнозворотний связь по принятию решений и эффективности внедрения их на местах. Сейчас нужно максимально сконцентрироваться на выработке качественных законов, которые дадут возможность успешно работать учителю, а ученикам получать качественные услуги. Всетаки от системы законодательства многое зависит. Мы видим, что есть конкретные шаги и вещи, которые можно изменить на уровне государства. Это облегчит работу учителя. Все служащие, департамент должны стать помощниками каждого учителя. Должны быть в кругу вчительученьбатькы направляющей звеном, помощниками, способствовать созданию комфортного и качественного среды для воспитания образованных, конкурентоспособных граждан государства.
По моему мнению, в центре внимания государства должно быть общее среднее образование. Ведь получение необходимых знаний, навыков для участия в жизни общества для экономического успеха зависит от доступа к качественному образованию, уровень которой имеет определяющее влияние на социально-экономические развитие страны.
— С какими проблемами встречаются педагоги Львовщины?
— Основная проблема педагогов Львовщины это низкая заработная плата, а если учесть, что большинство учителей работают с неполной недельной нагрузкой, то финансовая обеспеченность является мизерной. При этом педагоги в основном берут на себя методическое обеспечение, самостоятельно кучу • ют все необходимые канцтовары, литературу, что, конечно, затрудняет навчальновиховного процесс.
Необходимо менять учебные программы, уменьшать обязательное нагрузки на ученика, совершенствовать учебники … К сожалению, большинство из перечисленных мною проблем решаются на центральном уровне. В департаменте начата работа постоянно действующего круглого стола о предоставлении предложений Министерству образования и науки Украины.
— Госпожа Александра, трудно совмещать должность директора департамента образования и науки Львовской ОГА и работу депутата Львовского областного совета?
— Каждый депутат сельского, городского, районного и областного советов, кроме общественных обязанностей, имеет основное место работы. Моя сегодняшняя работа намного благоприятнее для выполнения депутатских задач, чем должность учителя общеобразовательной школы. Потому что могу работать в вечернее время, утренний, а урок нужно провести по расписанию.
— Спасибо за беседу!
Интервью взяла Любовь ПУЗИЧ.