Еще 16 ноября 2005 г. начал свою деятельность Разрешительный центр. За эти годы его работа совершенствовалась, испытывала определенные изменений, сопровождалась принятием дополнительных законодательных актов. О Сокальский разрешительный центр, который находится в помещении райгосадминистрации, наш разговор с государственным администратором Ириной РУДЕНКО.
– Расскажите, пожалуйста, в первую очередь, какие функции выполняет Разрешительный центр в Сокальском районе?
– Разрешительный центр – это рабочий орган Сокальской РГА, в котором представители местных разрешительных органов и государственный администратор действуют по принципу организационного единства относительно выдачи документов разрешительного характера сб’субъектам хозяйственной деятельности (предпринимателям). Основная функция Разрешительного центра – это обеспечение выдачи документов разрешительного характера по принципу «единого окна». Разрешительные документы оформляют местные разрешительные органы, но выдает их государственный администратор, который ведет реестр их выдачи.
– За которыми разрешительными документами обращаются в Разрешительный центр предприниматели?
– Разрешительные документы – это решение, вывод, разрешения, согласования, свидетельство или другой, которые разрешительный орган обязан’обязан выдать сб’субъекту хозяйствования в случае предоставления ему права на осуществление определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности. Предприниматели обращаются по заключению государственной санитарноэпидемиологической экспертизы, фитосанитарными сертификатами, декларациями о готовности об’объекта к эксплуатации, сертификатами качества и другими документами разрешительного характера. Для примера, если предпринимателю необходим карантинный сертификат, ему не нужно обращаться в Сокальский пункт по карантину растений, а в Разрешительный центр за необходимой информацией или консультацией, по перечню документов для получения этого сертификата. Собрав необходимые документы, он заполняет заявление на его получение и это все оставляет государственном администратору, который сообщит предпринимателя в указанный срок о выдаче данного сертификата. Государственный администратор в свою очередь формирует дело, регистрирует заявление и передает все документы (в том числе заявление) государственному инспектору Сокальского пункта карантина растений. Он оформляет карантинный сертификат – документ разрешительного характера и передает государственному администратору. Необходимо всегда проверять или полный перечень документов, необходимых для получения документа разрешительного характера, достоверны ли там сведения. Это основные основания для отказа в выдаче документа разрешительного характера. Если их нет, то в установленный законом срок выдается документ разрешительного характера (срок их выдачи составляет 10 рабочих дней, если иное не установлено законом). Срок выдачи карантинного сертификата – ”пять дней. Предприниматель сдал документы на получение сертификата государственном администратору и через п”пять дней придет в Разрешительный центр, чтобы их забрать.
– Значит, теперь сб’субъектам хозяйствования за разрешительными документами надо обращаться только в Разрешительный центр?
– Так, с 1 января вступил в силу Закон «Об изменениях в Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», где указано, что с 1 января 2012ого все документы разрешительного характера, оформленные региональными и местными разрешительными органами, выдаются исключительно через государственного администратора в разрешительном центре. Отдельным законом обусловили перечень документов, их количество увеличилось до 143 пунктов. В Разрешительном центре Сокальского райгосадминистрации выдают документы разрешительного характера, которые оформляют местные разрешительные органы, то есть в районе. Но есть еще документы, которые выдают в Львове или даже в Киеве. Тогда сб’объект хозяйствования обращается к областных разрешительных центров.
– То получается, что предпринимателю в некоторых случаях надо ехать в Киев аж трижды?
– Нет, только два раза. Чтобы сдать документы для получения документа разрешительного характера, заполнить заявление и через указанный срок получить для его получения. Всю необходимую информацию можно найти в Интернете. Каждый разрешительный центр на территории Украины подает в сеть Интернет информацию о своей деятельности, о перечне документов разрешительного характера, которые выдает в Разрешительном центре государственный администра•тор. Также предоставляют консультации по телефону. Можно еще и заказным письмом направлять заявление и прилагаемые документы к ней с описью вложения, при этом подпись заявителя (физического лица – предпринимателя) и уполномоченного лица удостоверяется нотариально. Государственный администратор обязан’обязан помочь сб’субъекту хозяйствования, предоставить наиболее полную информацию, даже и по телефону. Но если консультацию можно получить по телефону, то заявление человек должен написать собственноручно и лично забрать разрешительные документы. За этим ведется особый контроль.
– Как часто проверяют работу Разрешительного центра?
– Мою работу уже в первый месяц года проверяли: сколько заявлений получено, документов собрано, как проходит процедура, соблюдаются ли сроки выдачи разрешительных документов. Если есть какие существенные нарушения требований законодательства по вопросам выдачи документов разрешительного характера, то на должностных лиц, в том числе и на государственного администратора накладываются штрафные санкции – от 30 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан.
– Со сколькими разрешительными органами сотрудничает Сокальский разрешительный центр?
– С начала года с нами уже сотрудничает 12 местных разрешительных органов. Это те учреждения, которые имеют отношение к хозяйственной деятельности: санэпидстанция управления агропромышленного развития, управления ветеринарной медицины, отдел регионального развития градостроительства и архитектуры, инспекция держактбудконтролю, пожарная служба, ГАИ, государственная инспекция по карантину растений, управления Госкомзема в Сокальском районе, Сокальский район электросетей, Львовская государственная хлебная инспекция.
В нашем деле многое зависит от людей, их коммуникабельности, желание сотрудничать и помочь. Потому что есть документы, которые можно получить в настроен срок. Мы ускоряем этот процесс, чтобы человек долго не ждала. Однако некоторые выводы выдают в течение десятитридцяти дней. Например, управление ветеринарной медицины делает эксплуатационное разрешение оператора мощностей (о’объектов), которые занимаются производством пищевых продуктов, подконтрольных государственной службе ветеринарной медицины, и для агропродовольственных рынков, срок, в течение которого выдается разрешение составляет 30 рабочих дней. Разрешительные органы сотрудничают, работаем на принципах взаимопонимания, друг другу помогаем.
– Ирина Васильевна, можете ли на примере проиллюстрировать работу Разрешительного центра?
– Представитель Киевской фирмы обратился в наш разрешительный центр по сертификату качества зерна и продуктов переработки. Это предприятие закупает зерно на Сокальском элеваторе и переправляет его за границу или по Украине. Доверенное лицо подала подтверждающие документы и весь пакет документов, которые нужны для того, чтобы получить сертификат качества зерна и продуктов его переработки. Я обратилась к Львовской государственной хлебной инспекции, передала им в соответствии заявление и документы, которые к ней прилагаются, на оформление сертификата качества. Предпринимателю нужно было два сертификаты на два вагона зерна, они платные, их стоимость примерно 400 грн. Эти сертификаты оформили за два дня и сразу их получил предприниматель.
– Значит, есть сертификаты платные и бесплатные…
– Да, об этом сообщает каждый разрешительный орган. Размер тарифов для выдачи документов разрешительного характера утверждает Кабинет Министров Украины. Их стоимость может достигать от 50 грн. и больше. Сейчас предприниматели довольно активно сотрудничают с нами. В январе обратилось 20 сб’субъектов, а за прошлый год Разрешительный центр в Сокальском районе издал 58 разрешений. Мы стараемся идти навстречу людям, которые обращаются, даем консультации. Уже выдали такие разрешения: фитосанитарный сертификат, декларацию о готовности об’объекта к эксплуатации, вывод на действующий об’объект лицензию на медицинскую практику, декларация соответствия объекта’объекта по вопросам пожарной безопасности. Как возникает потребность, то раз в неделю заседает комиссия из представителей разрешительных органов и роз’объясняет вопросы, которые интересуют предпринимателей.
– Благодарю за беседу.
Беседу вела Оксана ПРОЦ.
.