Site icon Голос Сокальщини — новини Сокаля, Шептицького

Председатель районного совета Николай Пасько рассказал, чем жила Сокальщина в 2016-ом

Накануне Нового года председатель районного совета Николай ПАСЬКО на пресс-конференции, которую дал местным СМИ, рассказал, чем жила Сокальщина в 2016-ом, об успешной реализации проектов в общинах, проблемные вопросы, поделился планами на будущее и ответил на вопросы журналистов.

– Каким был для вас 2016ий год?

– Он был нелегким и напряженным, принес немало впечатлений, поскольку произошло очень много встреч и новых знакомств. Пришлось много работать, прежде всего, нужно было консолидировать все политические силы в районном совете, где представлены десять политических сил, которые разные по своему составу, имеют различные программы, цели, общественную позицию вокруг идеи улучшения жизни общества. Считаю, что на уровне района и местных советов не должна преобладать большая политика, а здравый смысл, стремление депутатов служить людям, желание сделать максимально для своих общин. Не смотря на разные политические моменты, удалось консолидировать депутатов. Спасибо за это всему депутатскому корпусу и всем людям, которые перебороли собственные амбиции, и поставили на первый план улучшение жизни общины Сокальщины. Были определенные вопросы, по которым районная рада выразила принципиальную позицию, в том числе относительно процесса объединения общин. Хотя к нам приходят ответы на наши обращения из областной ОГА, отмечает, что районный совет не является субъектом этого процесса. Вроде бы, мы должны быть в стороне, и не можем себе позволить это сделать. Районный совет, депутаты районного совета, местного самоуправления и ассоциация председателей местных советов, обсудив все нюансы в непростой дискуссии, решили отстаивать свою позицию: создать на территории Сокальского района семь объединенных территориальных общин. И мне приятно, потому что наконец достигли общего мнения. Очень гострые дискусии были около перевозки граждан службой такси. Решили запросить фирму с болишм опытом работы в оренде автомобилей. Такая фирма работает очень успешно у Грузии. Стоимость проката авто в Грузии на сайте   позволяет клиенту недорого ездить автомобилем. Это будет конкуренцией для таксистов. Фирма Race не один год работает в Грузии. Отзывы клиентов положительные. Они могут начать свой бизнес на територии нашего района, если создать благоприятные условия.

– В 2016ому во многих районах Львовской области уже сформированы территориальные объединенные общины, и даже состоялись выборы в них. На Сокальщине этого еще не произошло. Почему?

– Перспективные планы не утверждены в Дрогобычском и Сокальском районах. И там, и у нас есть город областного подчинения, поэтому продолжаются дискуссии, которые общины должны быть созданы: большая община с центром в городе областного подчинения, территориальные объединенные общины, приближенные к людям, то есть сельские. Такая дискуссия была в общинах, которые находятся вблизи Львова. Они отказались объединяться с областным центром, а решили создавать свои общины, чтобы большой город не поглотило сельские территории. Это, конечно, дискуссионный вопрос. Моя позиция, которую публично озвучивал и говорил, когда выступал перед общинами, следующая: защищать интересы громад нашего района. Местным жителям нужно самим все хорошо взвесить, просчитать экономическую целесообразность объединения, продумать, какие будут последствия, как будет работать медицина и образовательные учреждения. Учесть нужно некоторые важные моменты. Например, сколько должно заплатить общество за лечение своих жителей в медицинских учреждениях или за обучение детей в школах. Это серьезные вопросы, и общины должны принимать решение самостоятельно.

Объединение территориальных общин является добровольным. Поэтому у нас не возник спор по поводу того, какие же общины должны быть вокруг этих городов. Однако жители сел выразили желание создать собственные общины, идти на определенные риски, готовы брать на себя ответственность.

– Можно надеяться, что 2017-ый год поставит точку в этом вопросе?

– Утверждение перспективного плана в области поставит точку в этом вопросе. Потому что после этого, по представлению областной государственной администрации, депутаты на сессии областного совета его будут утверждать. Далее этот план направляют в Кабмин, к экспертам, которые оценят годится ли он для принятия или нет. В принципе такой документ уже существует. У нас есть утвержденный Кабмином перспективный план объединения пяти территориальных громад. Однако в области хотят, чтобы на Сокальщине было четыре, а местные советы и районные власти – семь. Сейчас продолжается острая дискуссия относительно создания большой Червоноградской общины, которая должна поглотить окружающие сельские советы, или это будут отдельные общины. Хотелось бы, чтобы областной совет все же прислушалась к мнению и пожеланиям жителей, депутатов всех уровней, руководителей района, общественных и политических организаций Сокальщины, и утвердила семь объединенных территориальных общин.

– Накануне, господин председатель, вы вернулись из Республики Польша, где подписали соглашения о сотрудничестве. Расскажите, пожалуйста, конкретнее о международном сотрудничестве Сокальского района с уездами Республики Польша.

– В 2016-ом органы местного самоуправления Сокальщины заключили много договоров о сотрудничестве с гминами и уездами Республики Польша. В частности, 29 декабря подписано очередное соглашение в городе Замость. Этому предшествовала кропотливая работа, которая длилась полгода. Были проведены соответствующие учения для написания проектов по международной программе «ПольщаБілорусьУкраїна», которая позволяет привлечь европейские средства на развитие инфраструктуры наших населенных пунктов.

Во время официальных визитов в Польшу, встречались с давними друзьями – представителями Томашевского и Грубешевском уездов и завязали новые дружеские отношения с другими, которые стали нашими деловыми партнерами в написании международных проектов. Ведь главное условие международных проектов пограничной зоны – это зеркальность: то есть такая же проблема должна быть решена и в Польше, и в Украине. Нам удалось подписать дополнительное соглашение о сотрудничестве с Замойским уездом, с городом Дрогічином Подляшского воеводства, с которыми будем реализовывать проекты в рамках содружества. Мы написали фишки – это рабочее описание проекта. Этот документ называется концепнот, который составляется на английском языке, где содержится краткое описание проекта и бюджет. В течение года Сокальский районный совет подписала семь проектов с партнерами из Польши и Беларуси. Общая их сумма составляет 1600 тысяч евро. Интересным и перспективным является соглашение о приобретение медицинского оборудования для Центральной районной больницы, закупка дорожной техники для ремонта дорог Сокальщины. С Томашивским уездом вели речь о приобретении пожарной машины, о сохранении культурного наследия и деревянных церквей. Планируем обмениваться делегациями в сфере культуры, спорта, туризма и бизнеса. Реализовывать совместные экологические и туристические проекты, проводить обучение, обмен молодежи, много разнообразных интересных мероприятий, которые будут способствовать содружества между двумя народами. Ведь основная идея программы «ПольщаБілорусьУкраїна» – это не только решение инфраструктурных проблем в Польше, Украине и Беларуси, это, в первую очередь, налаживание контактов. На территории района мы принимали несколько раз делегации из Польши, к нам приезжали представители органов местного самоуправления как со всего района, так со Замойского, Томашевского уездов. Также из организации «Долина Буга». Они общались с руководителями органов местного самоуправления Сокальщины, навязывали персональные контакты, договаривались об обмене делегациями, коллективами учреждений культуры и спорта. Это был год прорыва в українопольських отношениях на нашем местном уровне.

– На ваш взгляд, было наиболее значимым для Сокальщины в международном сотрудничестве?

– Заключение семи соглашений о сотрудничестве в различных сферах деятельности, написание совместных проектов, что позволит привлечь дополнительные средства Евросоюза на развитие нашей территории. Однако, по моему мнению, главное то, что мы навязали дружеские связи с соседями по ту сторону границы и стали ближе не только органы местного самоуправления, но и наши жители.
Договорились, что несмотря на результаты конкурса программы «ПольщаБілорусьУкраїна», будем продолжать сотрудничество, обмениваться опытом. Главное для меня – это молодежь. Последний раз были в Замостье, подписали необходимые документы по программе «ПольщаБілорусьУкраїна». Запланировали даты, когда поедут наши коллективы в Польшу на фестивале и договорились о молодежные обмены. Несколько дней наши юноши и девушки будут гостить у них. Это перспектива, дети должны увидеть, как живут их ровесники в успешной европейской стране, которая сделала большие шаги вперед. Те, кто ездит в Польшу, могут увидеть как меняется это государство в лучшую сторону.

– Однако за последний год в лучшую сторону меняются села и города Сокальщины. И это благодаря реализации микропроектов. Разве не так?

– Сокальщина благодаря участию в Программе областного конкурса микропроектов местного развития в Львовской области на 20162020 годы, получила шанс «реанимировать» учреждения социальной инфраструктуры, которые годами требовали ремонта. Из 128 поданных заявок на конкурс победителями стали 82 проекта. Все они реализованы и завершены. Общая стоимость средств, использованных на реализацию микропроектов, составляет 16272 тысячи гривен. Софинансирование из областного бюджета составляет 6497 тыс. грн., из районного – 6964 тыс. грн. Благодаря народному депутату Украины Олегу Мусию, согласно Постановлениям Кабмина (это субвенции государственного бюджета), на объекты социального развития привлечены еще 12,5 миллионов гривен. Все общины, которые написали проекты в 2016 году, получили поддержку и смогли их реализовать. Это большое достижение, которого не было за всю историю района. Сделано во много раз больше, чем в предыдущие годы.
Это впервые Сокальщине удалось реализовать больше проектов в области. Они эффективны и полезны для местных общин. Анализ показывает, что за 11 процентов бюджетных средств общин можно реализовывать проекты, которые помогут восстановить объекты социальной сферы в их населенных пунктах. Еще 39 процентов средств – доля областного бюджета, 42% – районного, 7% – средства громад, один процент – привлечение спонсорских средств. Лучший коэффициент использования бюджетных средств – это для местных общин. Это эффективная вещь. Мы подписали сейчас договоры о международное партнерство «ПольщаУкраїнаБілорусь». Там соотношение аналогичное, то есть 9:1, где 90 процентов – средства Евросоюза, а 10 – средства наших бениціарів. Это средства из районного бюджета. За такую эффективность нужно бороться. Если ты вкладываешь одну долю, а девять долей тебе дают и ты организовываешь на территории общины какой-то проект – это нормальная и эффективная вещь. Так же у нас и по государственном фонде регионального развития, который увеличился в разы. Тоже имеет такое соотношение.

– Сколько и на какие нужды были направлены средства государственной субвенции?

– 12 миллионов 580 тысяч гривен, из них 28 процентов направлено на дороги, 16 процентов – на образование, УВК, школы, 12 процентов – на больницы, амбулатории, Фапы, 18% – Народные дома, 10% – дошкольные учебные заведения, 5% – уличное освещение, 11% – другие объекты.

– Как считаете, нужно ли органам местного самоуправления участвовать в конкурсе микропроектов?

– Да. Это, прежде всего, шанс привлечь деньги на развитие общины и населенного пункта. Микропроекты направлены на улучшение качества социальных и коммунальных услуг для общин в селах и малых городах, в частности, на реабилитацию школ, детских садов, библиотек, фельдшерско акушерских пунктов, медицинских амбулаторий, народных домов, водопроводов, очистных сооружений, дорог, улучшение окружающей среды. Местные жители видят, как в их населенном пункте, в котором пять, а может и десять лет не ремонтировали ни одного социального учреждения, перекрывают крыши, меняют старые окна и двери на новые. Это дает надежду, убеждает, что не все так плохо. У нас есть сельские советы, где в рамках микропроектов отремонтировано до семи объектов.

– Положительный пример, видимо, вдохновил общины к написанию новых проектов. Сколько их поступило на конкурс в областной совет?

– 30 декабря был последний срок представления проектов в областной совет. И общины подают их массово. По состоянию на 29 декабря в области зарегистрировали уже 1000 микропроектов, еще 500 в стадии работы. В прошлом году было зарегистрировано 1600 проектов. Сокальский район – лидер по написанию проектов. Общины поняли, что это эффективная вещь и с энтузиазмом взялись за работу.

– Какой из проектов, на ваш взгляд, был самым успешным, а какой – самым проблемным?

– Считаю, что все проекты были успешными, потому что их реализовали. Много у нас микропроектов были типичными, например, замена окон в образовательном учреждении. В результате от этого на несколько процентов возросла энергоэффективность помещения. Значит, в будущем нужно будет затратить меньше средств на его обогрев. А это очень эффективно, потому что бюджет 2017ого сформирован так, что мы субвенцию из государственного бюджета фактически получим на заработную плату педагогическим работникам, а остальные расходы, в том числе отопление, покрываем из собственного бюджета. Это отличная инвестиция, которая позволит увеличить энергоэффективность помещения и уменьшить расходы по отоплению. Это касается не только школ, но и народных домов, детских дошкольных учреждений.

Наиболее успешными были те микропроекты, которые позволили запустить в эксплуатацию помещения или учреждения, в частности, в районе – Тартаковская и Двірцівська амбулатории. Это существенный прорыв для общин, ведь отремонтировали помещения, которые не использовались и уничтожались, а теперь – служить им. К тому же создаются новые рабочие места.
Для примера приведу Тартаковская НПК, который удалось открыть благодаря успешной реализации проекта. А началось все с того, что сельский председатель Степан Орловский пригласил нас, представителей власти, посетить детский сад в Тартакове, который находился в старом неприспособленном помещении, которое не имело надлежащих условий для пребывания детей. Стены «ел» грибок. Мы помогли им в финансировании проекта, и вскоре совместными усилиями всех, в помещении школы сделали капитальный ремонт и открыли НПК. В настоящее время родители, воспитатели и дети довольны, что имеют хорошие комфортные условия. Если же брать во внимание показатель по привлечению средств на количество населения, то в тартаковская общины на одного человека вышло больше – 1112 гривен. Это – один из лучших показателей в Львовской области. Еще за средства микропроектов сделали реконструкцию уличного освещения в с. Борок, установили детскую игровую площадку в Романовском НПК. Самостоятельно общине это сделать было бы очень трудно.

– Одним из наболевших вопросов является дороги. Почему не удалось реализовать программу «Дороги Сокальщины»?

– Когда был избран на должность председателя районного совета, подчеркивал, что для меня, одним из основных направлений работы является ремонт дорог Сокальщины, которые были в крайне аварийном состоянии. Помню, общины сел Тартакова и Опольское перекрывали дороги, потому что те были непроездными вообще. Жители делали это с отчаяния. Депутаты утвердили программу «Дороги Сокальщины», чтобы максимально вложить средства на ремонт дорог. Районный совет сделала все необходимые шаги, чтобы отремонтировать дороги. Лично ездил в Службу автомобильных дорог в Львовской области, встречался с ее руководством, также и руководителями области по поводу этого вопроса. Доводил до их сведения, что в районном бюджете предусмотрены средства на ремонт дорог, которые принадлежат Службе автодорог в Львовской области, хотя это не есть дороги, которые принадлежат общинам, но тем не менее деньги мы заложили. Их распределили между сельскими советами, которые успешно передали их Службе автомобильных дорог в Львовской области. К сожалению, сейчас существует такая система ремонта. Местные советы не выступают заказчиками работ. Им является Служба автомобильных дорог, которой мы просто передаем деньги. Служба автомобильных дорог провела все необходимые процедуры со своей стороны, а также тендер на их выполнение. Однако подрядчик, который победил, не смог продолжать работ. Считаю, что история расставит все точки над «и», покажет, кто какие действия совершал для того, чтобы дороги были сделаны. К большому сожалению, подрядчик по субъективным причинам отказался работать на территории Сокальщины. Ни один другой подрядчик не хочет идти к нам. Мы пытались найти выход из ситуации: проводили несколько совещаний, на которые приглашали председателей местных советов, администрации района, представителей Службы автомобильных дорог в Львовской области, общественных активистов…

К сожалению, ситуация зашла в тупик. И сейчас подавляющее большинство объектов, на которые были выделены средства из районного бюджета, неосвоенные, а работы не выполнены. Приведу для примера, дороги в селах Варяжской сельского совета. Еще в марте сельсовет подала все необходимые документы для работы, однако до сих пор ничего не сделано. И это позорная ситуация. А наиболее позорным является неосвоенность субвенции из государственного бюджета по двум объектам: это перекресток в сек. Тартаков (дорога Сокальстоянив) и въезд в сек. Переспа (капитальный ремонт). Из-за бездействия органов власти и Службы автомобильных дорог во Львовской области средства не были освоены, а ныне – возвращены в государственный бюджет. К сожалению, эти средства потеряны для Сокальского района.

– Все программы, которые приняты на сессии районного совета этого созыва, реализуемые?

– В 2016-ом было принято ряд важных программ, среди которых программа охраны окружающей среды – дорожная карта для создания национального парка на территории района. Это был бы один из крупных прорывных направлений деятельности Сокальского района, если бы удалось это сделать. Ведь национальный парк открывает много новых возможностей для привлечения средств, создания рекреационных зон. В итоге будет создана дополнительная структура, которая бы финансировалась из государственного бюджета. В этом вопросе мы получили поддержку от ОГА, заверения, что помогут реализовать задуманное. К большому сожалению, программа, в которой заложили средства, нереализованная. Так же как и программа, которая бы позволила приспособить помещение центра предоставления административных услуг, чтобы сделать их доступными для рядовых граждан. А также и программа по закупке жилья детямсиротам, не создан Центр для реабилитации детей-инвалидов… Но это мы попробуем реализовать в 2017ому.

– С какими наболевшими вопросами обращаются граждане?

– Когда пришел на работу, в ящике нашел журнал «приема граждан». Сдул с него пыль и открыл. Там увидел одну запись. Сейчас это мой рабочий документ, в котором зарегистрировано обращение и письма людей. В журнале зарегистрирована 31 лицо, которая пришла ко мне на личный прием, и 93 письменных обращения. Больше всего люди обращаются по вопросам социальной защиты, в решении земельных, бытовых, материальных, юридических вопросов, воины АТО. Последней в 2016 году была на приеме мама военнослужащего Коломаза, который погиб во время прохождения контрактной службы, просила посодействовать в проведении следствия и получении страховки. И хотя есть график приема граждан, но его не придерживаюсь, потому что когда бы кто ни пришел в приемную, когда я на месте, стараюсь принять. Считаю это своим долгом. Община Сокальского района платит председателю районного совета и всем чиновникам зарплату из бюджета района, чтобы те помогали им в решении важных вопросов. Мы же представляем их интересы и должны защищать.

– Год вашей работы на посту председателя районного совета прошел быстро. Чем он запомнился?

– Перед тем пять лет был депутатом районного совета. Знал и видел как работает районная власть. Но не мог знать все нюансы, которые могут возникать в работе, хотя общие принципы работы понимал. Административная работа для меня не новая, потому что был руководителем предприятия. Принимал решения и организационные, и финансовые, знал, как работает бюджетная сфера. Ранее представлял ТРК «Сокаль», а теперь – общество Сокальщини. И это налагает определенные обязательства, требует быть толерантным во всех ситуациях, не поддаваться эмоциям. Приходится быть дипломатом и психологом, стараюсь, но не всегда, возможно, это удается. Нужно находить с людьми общий язык, уметь выслушать, иметь терпение, чтобы просто доступно объяснить что происходит, за что ты несешь ответственность, а за что – нет. Это важный аспект работы представителя власти.

Власть находится на острие всех проблем. Она всегда была во всем виноватой и несла ответственность за все, что происходило на территории, которую представляет. Майдан Достоинства очень изменил людей, они стали открыты и смелы, говорят в глаза, что думают о власти, о том, что она делает. И ты несешь ответственность за все, что сделала центральная власть или местного самоуправления. Считаю, что органы местного самоуправления и власти нуждаются в реформировании, потому что власть, сам аппарат, и это моя субъективная точка зрения, во многих моментах является инертным, не хочет ничего менять. Она не успевает за техническим прогрессом, не может принимать самостоятельных решений. Для бизнеса это означает крах и провал. И если ты не успеешь сделать нужный шаг в нужное время, бизнес будет терпеть убытки и, в конце концов, перестанет существовать. В органах местного самоуправления инертность оправдана лишь тогда, когда сдерживает принятие необдуманных решений. Но в большинстве она не оправдана. Мы видим что происходит в Европе, и понимаем, если не задействуем все механизмы, то в Европе никогда не будем, и не сможем оперативно реагировать. Конец года был очень непростым, потому что пришлось субвенционных средства, которые поступили, оперативно использовать. Для этого нужно было сделать определенные шаги полгода назад, подготовить необходимые документы и организационные мероприятия.

Хочу поблагодарить всему депутатскому корпусу Сокальского районного совета за то, что способствовали запуску в Сокальской ЦРБ альтернативной котельной.

– Существует ли сотрудничество между депутатами, районным советом и главами местного самоуправления?

– Если такого сотрудничества нет, то нам нечего здесь сидеть и получать заработную плату из местного бюджета. Это касается как меня лично, так и глав сельских советов. Хочу поблагодарить всем главам местного самоуправления за совместную работу. Считаю, что работали как единая команда, которая отстаивала интересы избирателей – жителей населенных пунктов, общин, своих сел и городов. Но львиная доля, как в создании, так и в реализации всех проектов, принадлежит главам местного самоуправления. Районный совет могла подсказать, оказать правовую или юридическую помощь, но реализовывали их органы местного самоуправления. Спасибо им за это.
Наша совместная работа по земельных вопросах помогла наполнить средствами районный бюджет. Сейчас все бюджеты фактически выполнены и почти все – перевыполнены. Это очень большой плюс и большая работа органов местного самоуправления. Особенно приятно, что есть общая позиция в создании объединенной территориальной общины. Потому что, несмотря на дискуссии, понимаем, что каждый защищает интересы собственного населенного пункта или сельского совета. Были в этом солидарны, когда все вместе ездили во Львов на защиту собственных интересов. Почувствовали, что мы – единая команда, единый организм. Для нас это очень важно.

– Какие планы на 2017 год?

– С максимальной выгодой вкладывать бюджетные средства в социальные объекты района. Это участие в конкурсе микропроектов Львовского областного совета, и в международном проекте «УкраїнаПольщаБілорусь», будем продолжать международное сотрудничество. И, конечно, создания объединенных территориальных общин. Они могут быть созданы среди бюджетного года и, если это удастся, они будут иметь собственные бюджеты уже со второго полугодия 2017ого. Это внесет существенные изменения как в деятельность Сокальского района, так и тех территориальных общин. Считаю, что эта реформа необходима и дает максимум полномочий на места.

Под нашим пристальным вниманием и в дальнейшем остается состояние дорог на Сокальщине. Депутаты высказали по этому вопросу свою однозначность. Мы учитываем субъективные и объективные обстоятельства, которые не дали выполнить запланированное в 2016 году. К тому же каждый день ставит свои требования, поэтому будем работать, чтобы решить их на благо общины Сокальщины и ее жителей. Ведь под лежачий камень вода не течет. Все зависит от инициативы общин, и в их руках будущее населенных пунктов. Они поняли, что можно хоть немного возродить село и улучшить там жизнь. Нам нужно использовать все возможности, которые будут в украинском государстве и за ее пределами, для привлечения инвестиций в Сокальский район. Для этого должны быть активными не только районная власть, но и власть на местах, которая знает проблемы каждого населенного пункта, что им нужно сделать.

Желаю всем счастливого Нового года, веселого Рождества Христова! Пусть общины станут самодостаточными, а люди – счастливыми и зажиточными и придет мир на украинскую землю.

Разговор записала Любовь ПУЗИЧ.

Exit mobile version