Site icon Голос Сокальщини — новини Сокаля, Шептицького

Сейчас село Княже на Сокальщине приходит в упадок

… По обе стороны дороги Сокаль-Княже стоят нарядные домики с ухоженными двор "ямы. Между ними бросались в глаза заброшенные дома, осиротевших без хозяев. Князь — центральная усадьба сельского совета, об "объединяет три села — Княже, Шпиколоси, фусов, находится в тридцати километрах от Горохова, столько же до Радехова и Сокаля.

В центре села — двухэтажное здание. Здесь находятся врачебная амбулатория семейной медицины, филиал «Ощадбанка» и сельский совет. Зайдя внутрь, застала секретаря Княживськои сельского совета Любовь графин, который сосредоточенно работала над документами.

Узнав о цели моего приезда, она удивленно спросила:

— Чем сегодня живет село? Своими повседневными заботами: крестьяне держат подсобное хозяйство, потому что живут за счет сданного молока и м "мяса и выращенного урожая с поля. Содержать скот — труд не из легких и затратный, потому что нужны корма и концкорма. Ведь, как говорится, у коровы молоко — на языке. Сейчас сильно упала цена на этот продукт, в то время, как стоимость молочных продуктов в магазинах продолжает расти.

Поэтому в последнее время у населения сократилось количество крупного рогатого скота. Сейчас на подворьях крестьян насчитывается 484 головы КРС, из них 327 коров, что на 45 меньше, чем в прошлом. Правда, у наших селах молодые хозяева, которые держат по четыре коровы. Это Вера и Василий Сухнацкий, по три — на дворе Андрея Сагайдака, Марии Дзюбинский. Уменьшилось и другой живности, в частности свиней, лошадей, зато увеличилось с 13 до 33 коз и овец, а также птицы.

Смысл жизни сегодняшнего крестьянина — это заботы в поле и по хозяйству. Поэтому почти в каждом дворе княживчан — коровы, свиньи, гуси, куры. Княживський сельский председатель Галина Левус тоже от коровы не отказывается, поскольку «как это жить в деревне и не пить домашнего молока?».

— В селе необходимо иметь хозяйку, — добавляет Владимир Завишенець из с. Фусов, который как раз пришел в сельсовет за справкой. — Если не держишь коровы, птицы, то нет молока, яиц, "мяса. А что тогда есть?

Господин Владимир держит корову-кормилицу. Молоко не продает заготовителям, поскольку считает, что это невыгодно. «Лучше соберем сметану, собьем масло, отварим сыр. И дети будут, есть. Это натуральное и полезное для здоровья "я", — говорит крестьянин.

Земельный пай В. Завишенець. отдал в аренду ООО «Западный Буг», ибо говорит, что земли конем должным образом не обработаешь. В трех селах 130 крестьян вышли со своими паями и создали индивидуальное крестьянское хозяйство. В их собственности 140 гектаров земли. Хорошо работают и фермеры Андрей Корней и Виталий Джурак. Вокруг сел вся земля обработана. Об этом позаботились арендаторы — Радеховский сахарный завод и ООО «ПервьятичиАгроком».

Мужчина с грустью говорит, что ныне село упадок, и никто ничего из этого не делает. Скоро доехать до села будет сложно, потому что дорога вся в выбоинах. Его поддерживают многие жители и Княжеского.

— Было когда-то хорошим наше село Княже, — утверждает коренной житель села Николай Братунь. — Люди очень трудолюбивые, сначала работали в колхозе «Россия», старшее поколение хозяев в селе, а молодежь — уехала на заработки или учится в Луцке и Львове. Многие трудолюбивых рук теперь без работы.

Спрашиваю, действительно крестьяне стали полноправными собственниками земли? С "выяснилось, что не все так просто. Не все работают на земле, не имеют техники, а у многих уже и годы не те, как вот у моего собеседника Николая Братуня. Мужчина отработал в хозяйстве «Россия» водителем 40 лет. Свой земельный пай отдал сначала в аренду фермерскому хозяйству «Хлебороб», а теперь — ООО «Западный Буг». Он удивляется, мол, зачем было разваливать такую ​​сильную хозяйку. Теперь людям негде деться. Хорошо, что их поколение уже дожило до пенсии, и «карабкается», как может. Хуже тем, кому осталось работать еще трипьять лет до выхода на заслуженный отдых.

— Крестьяне терпеливы, — философски сказал Братунь. — Сколько уже всякого выпало на долю наших отцов и дедов: коллективизация, война, нелегкие послевоенные годы. И вспомнил, как когда-то люди бедно жили, практически бедствовали. В 1956 1957 годах в Княже (а тогда оно относилось к Гороховского района), направили на должность председателя поднимать колхоз Степана Федоровича Водянчука, бывшего военного — полковника разведки, который должен твердый характер. Он в 1959 провел электричество и радио. Люди жили в землянках или полуразрушенных зданиях. С. Водянчук взялся восстанавливать село. Заработала пилорама, и вскоре "появилась новая улица. Крестьяне тогда трудились на трудодни, а только потом стали получать рубли. Значительно легче стало работать в колхозе, когда "появилась техника. Однако опять новое испытание — реформирование АПК. И все, что было создано трудом многих поколений крестьян, пошла под откос. От бывшей фермы, где была не одна сотня скота и свиней, остались пустые помещения.

Жители села добрым словом вспоминают предпоследнего председателя колхоза Ивана Куцина, который был хорошим хозяином, вкладывал деньги в дороги и технику. Сейчас тракторный стан разорен. Зато в селе Княже уже есть 33 собственных трактора и один комбайн «Нива» в Шпиколоси. От бывшего колхоза комитет достались только грейдер без гусениц и грузовик. И это благодаря сельскому председателю Галине Левус. Автомобиль переоборудован под ритуальные услуги.

— Как будет т.д., то село вымрет, — заключает мой собеседник.

— Неужели все так плохо? — Допытываюсь у пожилого мужчины.

— Нет, — говорит Николай. — В наших селах есть газ, водопровод, асфальтированные дороги по деревне и на кладбище. Это также благодаря Ивану Куцин. Есть магазины, мельница, но не хватает нам Телемастерская, мастерские по ремон обувь, а когда у нас был быткомбинат. Не помешала бы и мастерская по ремонту тракторов.

Вот так живут местные жители, пытаясь найти кладку между прошлым и настоящим. Некоторые пробовал адаптироваться в условиях рыночной экономики. К сожалению, не у всех это получилось. Многие разочаровались, но все-таки не теряют надежду, что когда-то их село снова расцветет.

— Сегодня власть не понимает, чем должно жить село. Такое впечатление, будто политики не имеют никакого представления о сельские населенные пункты и сельхозпроизводителей, — говорит Николай Братунь. — Да и откуда им знать. Ведь годы никто из высокопоставленных начальников к нам не приезжал. А хорошо бы, чтобы приехали, взяли резиновые сапоги и прошлись по улицам Княжеского, Фусова или Шпиколоси, пообщались с людьми, посмотрели вокруг. И поняли, благодаря кому живет село. А пока нам надеяться не на кого, кроме себя.

Любовь ПУЗИЧ.

Exit mobile version