Site icon Голос Сокальщини — новини Сокаля, Шептицького

Что предусматривает децентрализация?

Почти два года в нашем государстве продолжается реформа децентрализации. По словам реформаторов, это единственный путь к превращению Украины в экономическую успешную и привлекательную для инвесторов. Хотя у многих людей есть боязнисть, и остается также вопрос о том, станет сильным местное самоуправление. Поэтому "Голос з-над Бугу" попросил ответить на несколько вопросов председателя комиссии Сокальского районного совета по вопросам евроинтеграции, взаимодействия с местными советами, децентрализации, регламента, депутатской этики, законности и взаимодействия с средствами массовой информации Виктора убежища (на фото).

— Что такое децентрализация?

— Для жителей Сокальщини слово "децентрализация" довольно раздражающее. По моему мнению, причиной этого является недостаточно структурирована информационная и разъяснительная работа. Поэтому и получилось, что в наших общинах слово "децентрализация" равнозначно противном советском срочные "коллективизация". Кроме того, на поприще экономической неблагополучия в целом в государстве трудно проводить любые реформы.

Недостаточно проработан и окончательный механизм проведения децентрализационных реформ со стороны государственной власти. А это также создает больше вопросов чем ответов.

— И все же, в противовес всему сказанному выше, хочу подчеркнуть, что я уверен в необходимости реформирования системы управления в Украине. Я имел возможность посетить многие европейские страны и, в той или иной степени, ознакомиться с их методами управления и несколько изучить их путь реформ, и могу сказать, что ни в Польше, ни в Германии, ни в Словении реформы не были легкими.

— Так какие коренные изменения несет запланирована украинский децентрализация?

Наиболее существенные изменения это изменения в административно-территориальном устройстве и бюджетотворенни.

— По АТО то границы и количество областей не менять, но области называться регионами, а вот районы скорее всего будут немного другими. Базовой же единицей станет объединенная община. Кстати, по последним сообщениям Львовского офиса реформ, они наработали вместо 37 местных советов Сокальского района и трех, подчиненных Червонограда, пять объединенных общин: Великомостовская, Белзька, Червоноградская (Силецкая + Червоноградская), Сокальский и Тартаковская (отделена от Сокальской ).

По бюджету то будет несколько источников поступлений в местный бюджет. Это собственные налоги. В частности, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), 60% от него оставаться на местах. Как и 25% экологического налога, 5% акцизного, 100% единого налога, 100% налога на прибыль предприятий и финучреждений коммунальной собственности, земельный налог, 100% налога на недвижимость, местные налоги и сборы и средства, полученные за предоставление административных услуг. Также в местный бюджет будут поступать деньги от государства напрямую. Ранее они поступали в области, района или города областного значения, а уже потом в меньшие населенные пункты. Общинам государство будет предоставлять дотации и субвенции на образование и медицину. Если денег общине хватит, государство будет компенсировать только 80% недостачи. Зато 50% сверхприбыли оставаться на местах.

Кроме того, объединенные общины имеют право создавать собственные органы управления по вопросам образования, медицины, архитектуры, земельный отдел, а также свои органы правопорядка муниципальную стражу.

А как же с нынешними центрами местных советов?

— Создав объединенную территориальную общину и не став ее центром, населенные пункты теряют собственный совет. Она будет существовать только в административном центре общины. Пробел представительства, которая возникла в центральных населенных пунктах, решили заполнить должности сельского старосты.

Его выбирать в селах, где проживает более 50 человек. Староста как должностное лицо относиться к исполкома совета объединенной общины и будет иметь те же функции, что имела сельсовет. Первыми собственного старосту в Украине выбрали 17 января 2016-го жители села Ирдынь, что вблизи Черкасс.

— Каким образом, господин Виктор, будет происходить взаимодействие государства и вновь общин?

— Как Вы уже знаете, местные государственные администрации должны исчезнуть, вместо них планируют ввести институт префектов. По представлению Кабмина назначать и увольнять префектов Президент. Префект имеет право приостанавливать действие решений местного самоуправления, если они не соответствуют Конституции или законам Украины, и сразу обращаться по этому поводу в суд.

Однако префекты будут лишены права, сегодня имеют главы местных государственных администраций, вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, распределять средства.

— Изменит децентрализация систему образования и медицины?

— Изменение. 20 января 2016-го Кабинет Министров принял постановление, в котором изменил порядок создания образовательных округов и определил, как Функциониро рые общеобразовательные учебные заведения в условиях децентрализации. В частности предусмотрели создание опорных шкилхабив с интернетом, оснащенными классами химии, физики, географии, высокой зарплатой учителям, с директором, избранным на основании конкурса. Организация и оснащение опорных школ финансироваться как из государственного бюджета, так и из местных бюджетов, с возможностью привлечения грантовых средств. Такая школы должно быть по крайней мере одна в области, другие будут дочерними.

Вообще вопросами образования и здравоохранения заниматься подразделения исполнительного комитета совета, то есть иерархия "министерствообластьрайонсело" исчезнет, и финансирования и изменения в этих сферах будут обусловлены исключительно реалиями общества.

— Зачем менять Конституцию, чтобы проводить децентрализацию?

— Действующая Конституция закрепляет за местными государственными администрациями, то есть представителями центральной власти, обязанность распоряжаться средствами местных бюджетов. Эту функцию в пределах децентрализации передают исполнительным комитетам местных советов, то есть тем депутатам, которых избрали на месте и тут же и работают.

В конце концов, реформа предусматривает внедрение института префектов вместо голов местных ОГА и РГА. А этой должности в действующей Конституции также нет.

Есть и другой момент, который нужно учесть. Согласно реформе децентрализации, все территориальные общины должны стать состоятельными, то есть иметь возможность самостоятельно зарабатывать и распоряжаться средствами, которые поступают в местный бюджет, обеспечивать надлежащий уровень услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства.

— Тогда подытожим. Нужна все же децентрализация?

— Ситуация в системе местного самоуправления в течение последних лет характеризуется как стабильная стагнация. С момента принятия Закона "О местном самоуправлении в Украине» в 1997 году реальное местное самоуправление фактически сформировалось на уровне городов областного значения, где оно имеет не только определенные Законом полномочия, но и определенные финансовые, организационные и кадровые ресурсы. В остальных административно-территориальных единиц, где действуют органы местного самоуправления, их реальные возможности продолжают оставаться весьма ограниченными, исходя из целого ряда объективных и субъективных причин: от несовершенства конституционно-правового регулирования и неадекватности территориальной основы местного самоуправления в психологической и профессиональной неготовности значительного количества должностных лиц местного самоуправления и депутатов местных советов к деятельности в органах местного самоуправления. Усиление политической составляющей в деятельности органов местного самоуправления, перманентные конфликты между местными советами и головами местных государственных администраций, в которые вовлекаются местные элиты, также не способствуют развитию местного самоуправления.

Сегодня функционирования местного самоуправления не направлено на реализацию его главного предназначения создание и поддержание благоприятного жизненной среды, необходимой для всестороннего развития человека, его самореализации, защиты его прав, предоставления жителям территориальных общин качественных и доступных публичных услуг на основе устойчивого развития дееспособной общины. Итак, сегодня, как никогда ранее, остро стоит вопрос о проведении широкой, системной реформы местного самоуправления, фактически должен стать заключительным аккордом административной реформы и позволит создать в Украине эффективную, европейскую модель местного самоуправления в соответствии с ратифицированной Украиной Европейской хартии местного самоуправления.

Беседовал Василий Сорочук.

 

Exit mobile version