«Чухраинци, как мы знаем, это странный народ, живший в странной стране« Чукрен », — так начинается юмореска Остапа Вишни. Невольно появляется улыбка, а что же это за страна такая, о которой еще в 30-х годах прошлого столетия писал известный острослов. Что же это за народ такой «чухраинцы», дорогие украинском? Этот странный трактат в сборнике «Украинизуемось!» Остап Вишня опубликовал 1926 года, но и через века проблемы чухраинцив остаются актуальными как никогда. И как же надо любить свой народ и болеть за его судьбу, чтобы так точно посмеяться над ним и с самого себя — украинского-«чухраинца»! Потому как объясняет сам автор, «этот народ всегда чесался». Кстати, слово «чесаться» в переносном смысле означает «что-то медленно делать, колебаться в принятии решения». Как метко! Такое впечатление, что известный юморист писал свое произведение не во времена сталинского режима, а в условиях, и сквозь призму века на 22-м году «независимого» жизни в Украине по сути ничего не изменилось …
«Что вы, люди, нации ..»
«На многие простор от библейской реки Сону до библейской реки Дяну» раскинулась загадочная страна «Чукрен». У реки Дяну протянулись так называемые Курносые горы, а на юге — море с водой синего цвета. В синее это море текла «любимая чухраинцы река Дмитрий». А на юго-западе — вторая крупная река Дситро. Наибольшей бедой того народа (а их «было немало: то более тридцати миллионов!»), Что «преимущественно они и сами не знали, кто они такие суть». «Как спросят было их:« Что вы, люди, нации? »Они, почесавшись, отвечают:« Да кто зна … Живем в Шенгериивци. Православные »… Все было они чешутся и поют. К пению они были большие мастера. Поют было целыми веками! »Соседи их, атлантидяны, спрашивают их:« Вот народ!? А когда они уже за индустриализацию возьмутся? »А чухраинцы поют и поют … «Перестанут, почухаються и снова:
Ты скажи мне пачему, / / По какому случаю, / / один тибе люблю, / / А десяток мучает ».
Все в стране «Чукрен» было как у людей. «И как-то получилось так, что она имела праздновать какое-то очень большое юбилейный праздник, а чухраинцы чешутся себе помаленьку … Соседи сбоку напоминают:« Не пропустите, ребята »А чухраинцы им:« Ничего! Успеем с козами на торг! »И дочухалися к тому, что перед самым праздником тик-так мик, а праздновать не с чем. НЕ подготовились как следует »… Тогда что выкинули чухраинцы? Хитрый был народ! «Год у них было 365 день, так они взяли и приняли:« Так, мол, что год для нас очень короткий, принимаем, что из этого числа год у нас должно быть на тысячу дней. Чтобы не очень, значит, спешили. Обрадовались все очень … »Вот так … С тех пор чухраинцы не спешат!
А чего стоили богатые поля земледельческой страны «Чукрен»! «На полях ее на широких росли неведомые теперь хлеба: кныши, лепешки, лепешки …» Живи и наслажусь! А вот любимой цветком чухраинцив был подсолнечник: «Хорошая, — говорили они, — растение. Как зацветет-зацветет-зацветет. А потом по склонит и стоит перед тобой, как колени … Как будто он — ты, а ты — как господин. Упорно кроткая растение. Хорошая растение ».
«Упорно кроткая растение», как и «упрямая покорность» украинского — не это качество в 30-е годы московского господства подразумевал Остап Вишня?
Пять национальных черт чухраинцив
А теперь о самом главном! «Имели чухраинцы целых аж пять глубоко национальных черт. Эти черты настолько были для них характерны, что, если бы один из них потерялся в мильйоновий толпе себе подобных существ, каждый, кто хоть недолго жил среди чухраинцив, угадает: Это — чухраинець! .. Черты эти, как на ту старинную терминологию, назывались так: 1. Если бы знал? 2. Забыл. 3. Опоздал. 4. Как-то оно будет! 5. Я так и знал ».
Без этих качеств чухраинець ни был чухраинцы. К слову, поговорка с соломой тоже с старочухраинських времен тянется. Когда один такой мужчина стелил дом и вдруг свалился, поднял жене: «Женщина! Женщина! Соломы! Соломы! Соломы! »И как брякнется и говорит:« Не надо! "… И вот после этого и укоренилась глубоко эта черта в чухраинцеву характер. Как только какая загвоздка, сразу: «Если бы знал, где упадешь, — соломки бы подослал». Или строят чухраинцы какую-нибудь постройку общественную. Построили, а она и рухнула. И снова слышать: «Если бы знал, что она упадет, мы бы ее не сюда, а туда строили … И так в каждом случае жизни чухраинского цивилизованного», — делает выводы Остап Вишня.
А еще любили чухраинцы полемизировать. Бывало, наполемизують, то так, что «смотрят — во всех кровь течет … Тогда встали и стонут: «Если бы знал, что друг другу головы попровалюемо, не дрались бы!» «А разве с провалившимися головами культурная жизнь наладишь?» — Рассуждают себе чухраинцы. Вряд ли … И всюду — если бы знать!
Или когда они начинали какую-то работу, и когда кто-то прозорливее замечал, мол, так делаете, «чухраинець обязательно подумает немножко, почешется и не скоро скажет:« Да! Как-то уже будет! И начинает делать … »Как видит, что получилось нехорошо, нарикне:« Я так и знал »-« Что вы знали? »-« Да что так будет »-« Да зачем же вы делали? »-« Если бы же знать … »-« Так вы говорите, что знали? »-« Да я думал, что как-то оно будет »
Что тут скажешь? А в придачу «забыл» и «опоздал» — непременные черты чухраинцив особых объяснений тоже не нуждаются: «Почему вы этого не сделали?» — «И-и-и-ти! Забыл! »Или:« Что же вы не пришли? »-« Да засиделся, посмотрел, смотрю — опоздал! Так яй то … оставил. Как-то, сам подумал, оно будет … »
Истинно странный народ чухраинцы! Читает басню Остапа Вишни и задумчиво улыбаюсь: «Ничего, ничего, ничего. Как-то оно все-таки будет. Тьфу! »
Послесловие
Вот как-то так оно и продолжается уже более двух десятков лет подряд. «Если бы знал кого мы выбирали? Я так и знал »- подобные жалобы из уст простых людей давно стали нормой. «Как-то оно будет», — уверяет другая часть трудового электората. Остальные «чухатиметься» ответить и выберет вариант — «моя хата с краю, я ничего не знаю» … Вжахатись сейчас приходится самим себе! Потому на 22-м году независимости Украины поводов для празднования стало значительно меньше, чем было прежде. Ежегодные торжества по случаю государственного праздника и заверения политиков, во всем виновата олигархическая власть, из года в год не просто ничего интересного, а ничего нового не добавляют в атмосферу празднования. Традиционные приветствия, возложение цветов, «королевский» кортеж, милиция, внутренние войска, а не дай Бог схватки? .. Пустые разговоры о совершеннолетия и достижения молодого государства, кризис «двадцатилетних», попытки искусственно состарить Украине — что ожидать от громких речей чиновников году? В дополнение лозунги вроде «Действуйте» И — многое надиялы?
Но подумаем, наличие Дня Независимости предусматривает определенные критерии. Так, де-юре Украина стала независимой. Однако независимость, как и война, кому мачеха зла, а кому мать родная. Кто сегодня стал по-настоящему тем «независимым счастливчиком»? Сейчас партийные либерал-демократы пытаются уверить, что мы стали независимы от номенклатуры КПСС. А не подавляющее большинство правящей части являются бывшие коммунисты? Разве освободили они народ от самих себя? И если «авось», то для кого — напрашивается вопрос? Не для тех, кто потерял права на государственную собственность, а для тех, у кого этот день является днем независимого строительства дворцов во время народных бедствий, потому что даже в те советские времена многие из партийцев не смог бы решиться на такие масштабные новостройки.
Когда в 1861 году было провозглашено отличие крепостного права, радостная эйфория в народных массах быстро утихла, потому что земля как средства производства принадлежала господам. Поэтому юридически свободный народ до сих пор оставался прикованным к помещичьей земли. После 24 августа 1991 года в Украине тоже начался так называемый процесс отчуждения народной собственности. Разве нет? Теперь эти средства принадлежат не всем из нас. И этих немногих народ выбирает во властные структуры за дешевые подачки. В переносном смысле слова украинский народ теперь тоже стал свободным. Народ, некогда закрепощенный тоталитарным государством, стал свободным от собственного имущества, когда ему принадлежало 91-го. Такое впечатление, что в основе создания нового государства было заложено передел народной собственности и создания новой правящей элиты — «прихватократии». Вот что меня больше всего поражает! А ленинское трактовки фразы «Политика есть концентрированное выражение экономики» не потеряло актуальности и по сей день. Поэтому имеем то, что имеем! С нищеты, порочного круга политических распрей и перераспределения народного имущества придется выбираться самостоятельно. Каким образом? Выбирая СВОИХ! Потому настоящие лидеры не пользуются народным доверием, а собственным примером доказывают личную независимость от беззакония и зла. Ибо, как метко заметил один политик, Украина — это не территория, это ЛЮДИ. Независимость — это своя власть, своя собственность и достоинство. Получив свободу 22 года назад, теперь получаем свободу. И причин, чтобы задуматься, сегодня гораздо больше, чем праздновать.
Думаем, украинское! Думаем, чтобы НЕ БЫЛО оно КАК-ТО «по-чухраинского» и СЛИШКОМ ПОЗДНО … Наконец, сколько можно «чесаться»? ..
Ирина СЛАВЧАНИК.