Site icon Голос Сокальщини — новини Сокаля, Шептицького

Спадет пелена с глаз промосковских украинских верующих?

Больше всего торжество, посвященное очередной годовщине Крещения Киевской Руси, прошло в эти летние жаркие дни в столице Украины. Как там говорится в "Символе веры": "Ісповідую одно крещение на отпущение грехов"? И если действительно появилась надежда на объединение и примирение в области Христовой науки, основы которой проповедовал святой Иоанн Златоуст: "Нам известно, что спасение является уделом только Единой Церкви", то, возможно, и удастся отыскать зерно истины и ответить на вопрос: в чем настоящая суть Крестного хода? Но для начала немного истории…

Крещение Украины-Руси чрезвычайно важное событие Киевской Руси. Кстати, христианизация западных окраин русских земель происходила еще до их присоединения Владимиром Великим и до официального крещения Руси-Украины в 988 году. Это было время, когда самые западные территории, заселенные русинскими племенами, входившими в состав великоморавского государства. С 863 года на ее территории вели свою миссионерскую деятельность Кирилл и Мефодий, последний 869го был рукоположен в Риме на архиепископа. Итак, 981 года в состав Киевского государства все западные окраины РусіУкраїни вошли уже как христианские. Этот факт и ускорил решение Владимира Святославовича окрестить всю свою державу, о Москве в то время даже и упоминания не было.

Суровый правитель и воин Владимир, беспощадный в княжеских междоусобицах, в времени Крещения Руси искренне проникся учением Церкви о слове Христа и милосердие. Боясь расплаты за грехи, великий князь решился отменить смертную казнь для разбойников, на уровне государства ввел благотворительность, построил больницы и приюты для стариков. В христианской плоскости миропонимания и нравственного закона начали развиваться судопроизводство, образование и культурные связи с другими христианскими государствами.

Поэтому, каким должно быть празднование этого события, учитывая ее значимость для современности?

Предложенное Москвой чествования Крещения Руси наглядно доказывает, как поверхностно и коварно на государственном уровне решаются проблемы общественной жизни. Кризис законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти давно вышла за рамки противостояния нравственного закона и государственного устройства. И чего стоят такие пафосные торжества, когда Христова вера во всех лучших проявлениях и в общественной, и в политической жизни сводится только к громким речам, крестных походов и пропаганды политики Кремля?

И почему со временем УкраїнаРусь из династических соображений трансформировалась в РусьРосію, на чем в свое время отметил московский патриарх Кирилл, мол, "Россия, тогдашняя Русь, вышла из узких провинциальных рамок и увидела перед собой совершенно иное бытие". Не удивительно ли? В этом ракурсе является очень примечательной фигура святителя Петра Ратенського (на фото), небесного покровителя Москвы, мощи которого покоятся в Успенском соборе, и который осуществлял свою молитвенную деятельность на территории Сокальщины.

"Об этом мало кто знает, говорит директор історикокраєзнавчого музея "Сокальщина" Василий Волошин, Петр Ратенский был художник, писал иконы. Эти его экспонаты находятся сейчас в Московском Успенском соборе Кремля и в Третьяківській галереи. Там, где сегодня находится село Дворцы, Петр Ратенский с благословения духовника удалился в безлюдное место и на берегу. Рати основал монастырь. Есть предположение, что свою фамилию он взял от названия этой реки. Будучи игуменом монастыря, занимался иконописью. Его кисти принадлежит известная в Москве "Богоматерь Петровская", которая ныне находится в Успенском соборе.

На просьбу короля Юрия позднее возглавил Галицкую митрополию, в которую входила Владимирская, Перемышльская, Луцкая, Туровская и Холмская епархии. А 1308 года он был посвящен в митрополита Киевского и всея Руси, но через сложную политическую ситуацию, порабощения и межкняжеские раздоры переехал в Москву. По его благословению в московском Кремле был заложен Успенский собор, где был похоронен 1326 года. Московская православная церковь считает его блаженнейшим и поклоняется мощам святителя Петра". "Первый московский митрополит родом с наших земель?" удивленно переспрашиваю. "Так, говорит Василий Львович, вероятнее всего, что он происходит из нашей великомостівської зоны".

И вряд ли озабочены этими фактами те, кто давно и упорно защищают ими же выдуманную гипотезу "великорусизму Киевской Руси", мол, Украина это всего лишь окраина России. Глазами многих "московских" прислужников история украинского народа начинается только где-то с XIV века, а весь старый период древнерусского письменности и культуры трактуется как неделимое добро "русской літєратури", и не только в этой области.

Идея так называемого Московского "Третьего Рима" в Восточной Европе сегодня выглядит неправдоподобно и, по крайней мере, радует то, что некоторые представители украинских религиозных общин об этом говорят вслух. Но свое дело, надо отдать должное, московские попы делают с особым рвением и не в пользу Украины. Василий Волошин говорит, что его поражает огромный храм в Больших Мостах при дороге на Львов, который был построен на средства Московского патриархата и на сооружение которого было выделено кучу денег. И сегодня эта обитель имеет приход, которая подчинена Московскому патриархату. Спрашиваю господина Василия, а кто дал разрешение на его сооружение и слышу в ответ: "Местная власть дала разрешение, но понимаете, у нас есть закон, что все конфессии равны. А что значит слово "конфессия"? Это означает отношение, принадлежность к какой-либо нации. Ну пусть будет Московский патриархат, но подчинен нашей власти, нашей Украине".

Но разве такое возможно? Чтобы деньги на строительство церквей выделяла Москва, а руководили ею священники украинского патриархата? И как, в конце концов, растолковать украинским промосковски настроенным верующим, что присутствие чужеземной церкви на территории Украины, которая враждебно относится к других украинских конфессий и оправдывая войну на Востоке искусственными ценностями русского мира, по сути, обесценивает Христово вероучению.

Кстати, Успенская КиєвоПечерська Лавра одна из крупнейших православных святынь Украины, тоже принадлежит к Московскому патриархату. И как действующий монастырь УПЦ он был основан еще в 1051 году во времена князя Ярослава Владимировича монахом Антонием как пещерный монастырь, положивший начало русскому монашеству. Тысяча лет прошло с того времени, как коренным образом изменилось призвание монахов и тех, кто считает себя Слугами Божьими. О том, что грекокатоликов зачислен в отступников веры Христовой говорит соответствующая надпись на входе в КиєвоПечерську Лавру. За упокой "иноверцев", что не принадлежали при жизни к вероисповеданию Московского патриархата, в стенах столичной Лавры не принимают просьбы. Но Бог не бывает там, где царят пренебрежение и деньги. Убеждена, человек, который видит истинно человеческое "Я", не сможет повести вверенную ему Богом паству к спасению, и не имеет права быть Слугой Божьим…

Каким мерилом измеряется благодать в церкви или государстве, об этом и хочется спросить всех сторонников "русского мира" и участников Крестного хода Московского патриархата. Возможны ли в стране, которая исповедует христианские ценности, такие экономические, политические злоупотребления? А тот факт, что Россия до сих пор поставляет оружие на Донбасс и навязывает Украине капитуляции в виде "минских договоренностей", заставляет задуматься над ценностями, пропагандируемыми во время Крестного хода.

Портреты Путина и "батюшки" царя, которые можно было увидеть в пешей колонне паломников, наталкивают на грустные выводы: мир какой ценой?

Бог нам в помощь!

Ирина СЛАВЧАНИК.

Exit mobile version