Site icon Голос Сокальщини — новини Сокаля, Шептицького

Денис Осмиловський предлагает ввести общественный контроль за выборами

За избирательной кампании каждого рядового гражданина Украины волнует вопрос честности и прозрачности как самой кампании, так и избирательного процесса. Готова к честному выбора украинское сообщество, которая не один раз была обманутой за свой непринципиальный подход к избрания депутата, мы решили пообщаться с кандидатом в депутаты Верховной Рады по 124 избирательному округу юристом Денисом ОСМИЛОВСЬКИМ. Вот какая у нас получился разговор.

— Здравствуйте, Денис Васильевич. Ваши впечатления от избирательной кампании?

— Конечно, одним словом ответить на Ваш вопрос невозможно, потому что ближе к выборам, кампания становится яростнее, сложнее, интенсивной. В информационном пространстве появляется все больше информации, а агитаторы со своей рекламой уже успели всем изрядно надоесть. К тому же эта избирательная кампания проводится в сложных экономических условиях и фактическом ведении войны на востоке. Люди сейчас взволнованы вопросом, что будет дальше со страной и каждым из нас, поэтому избыток политической агитации их только раздражает. Во время встреч люди справедливо говорят, что лучше бы политики тратили деньги не на рекламу, а направили их в зону АТО в поддержку наших воинов. И они правы. Не знаю на что надеются некоторые участники избирательной гонки, заклеив своими фотографиями все деревья в округе или поставив дорогие билборды. На этих выборах, в отличие от предыдущих, дорогая реклама не работает.

— А как Вы себя рекламируете?

— Я считаю, что лучшей рекламой является хорошее имя и добрые дела не только накануне выборов, а в течение длительного периода времени. В округе меня уже знают по мою предыдущую работу и деятельность основанной мной общественной организации «Наш Дом — Сокальщина». Это и есть мой основной ресурс. Если же говорить о нашей агитационную деятельность, то мы с единомышленниками, пожалуй, провели одну из самых экономных избирательных кампаний не только в округе, но и в Украине. В своей предвыборной кампании мы основной акцент сделали не на рекламе, а на встречах с людьми и общении с журналистами. Избиратели, очевидно, обратили внимание, что у меня нет ни билбордов, ни плакатов на деревьях.

— Допускаете ли Вы варианты нарушений выборов со стороны участников избирательного процесса?

— А вообще были у нас когда выборы без нарушений? Наше общество еще не пропитано до конца лозунгом Майдана «Нет — фальсификации» Не называя фамилий, обращу внимание, что даже предвыборная агитация во многих кандидатов сформирована с попытками обмануть избирателя. Мониторинговые организации, такие как «Опора», «Комитет избирателей Украины» заявляют, что интенсивность подкупа избирателей и применения административного ресурса со стороны кандидатов и партий на этих выборах меньше, чем на выборах 2012, но зафиксированы факты свидетельствуют о готовности значительной части кандидатов побеждать незаконно. Учитывая то, что избирательное законодательство так и не претерпело всех важных изменений, которые требовали эксперты и журналисты, избиратели должны ответственно относиться к собственному голосу и в случае необходимости активно его защищать в суде.

— А есть ли правовые механизмы недопущения фальсификации выборов?

— Если бы фальсификаторов после каждых выборов привлекали к уголовной ответственности, то желающих было бы меньше. Ранее законодательство в этой сфере было несовершенным и привлечь фальсификаторов к ответственности было практически невозможно. На сегодня имеем подписанный на прошлой неделе Президентом Украины Закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно усиления ответственности за нарушение избирательных прав граждан».

Согласно Закону №1703VII, если кандидат пытается подкупить избирателя, ему грозит ограничение свободы на срок до 3х лет. Усилена ответственность и для членов избирательных комиссий и наблюдателей. Если они оказывают препятствие свободному волеизъявлению или фальсифицируют выборы, то им грозит лишение свободы на срок от 2 до 3 лет, а за подделку избирательных документов, похищение или сокрытие избирательного ящика с бюллетенями или протокола о подсчете голосов избирателей — от 5 до 7 лет. За использование чиновником админресурса предусматривается, в частности, лишение свободы на срок от 3 до 7 лет.

Не обошел закон и ответственности избирателей. Ведь продавать свой голос такой же преступление, как и покупать его. Наказание для избирателей не так строги, как для чиновников, но тоже существенные, чтобы предостеречь их участвовать в избирательных махинациях за 200 гривен или подарок. К примеру, если избирателя поймали на продаже собственного голоса, ему грозит штраф от 1700 до 5100 гривен или исправительные работы на срок до 2х лет, или ограничение свободы на тот же срок.

Однако должны понимать, что в наших реалиях строгие законы очень часто смягчаются необязательностью их выполнения, поэтому очень важно наладить общественный контроль за ходом голосования, подсчетом голосов в УИК и работой ОИК. Ведь многие кандидаты еще сейчас пользуются методами, «неважно, как голосуют, важно как считают». Как известно из предыдущих выборов, основные фальсификации происходят во время подсчета голосов в УИК и подменой избирательных протоколов с мокрыми печатями при их перевозке в ОИК. Поэтому совет для наблюдателей: очень внимательно следить за работой избирательных комиссий и за тем, как будет происходить подсчет голосов. Было бы хорошо, если бы общественность после завершения голосования в воскресенье 26 октября в 20.00 провела под стенами ОИК акцию «Мы за честные выборы». Общественный контроль и угроза уголовной ответственности будет лучшей предостережением для каждого, кто будет пытаться исказить результаты выборов.

— А как Вы оцениваете принятие ЗУ «Об очистке власти»?

— Принятие этого закона является первым серьезным шагом в борьбе с коррупцией.

— До этого закона есть много претензий как со стороны тех, кто подпадает под его действие, так и его сторонников?

— Конечно, этот закон несовершенен, и он нуждается в доработке. Но есть учитывать, что идеальных законов нет. Положительное в нем то, что это закон прямого действия. Если чиновник при режиме Януковича больше года работал на высших руководящих должностях или фабриковал дела против «майдановцев» во время Революции Достоинства, вопрос с ним должно быть закрыто увольнением и лишением права занимать руководящие государственные должности в течение десяти лет.

— Думаете, что такой строгий закон будет выполняться?

— Каждый закон должен выполняться. На то он и закон. Однако, я не исключаю, что многие постараются его обойти. Мы уже сейчас видим, что в ряде городских и областных государственных администраций, например таких как Харьковская ОГА, чиновники заявляют, что в них никто не попадает под люстрацию. Кто же тогда будет отвечать за преступления предыдущего режима? Считаю, чтобы этот закон выполнялся, необходим контроль общественности, которая и должна быть справедливым люстраторов, но законным путем. Мы сейчас являемся свидетелями, как во многих населенных пунктах общественные активисты выражают справедливые обвинения в сторону коррумпированных чиновников и добиваются их освобождения.

— Все мы видели, что в парламенте, который доживает свои последние дни, есть силы, которые все делали, чтобы не допустить принятия люстрационного закона. Теперь, когда закон уже подписан Президентом, они все делать для того, чтобы сделать его недейственным или даже отменить. Есть такая угроза?

— Угроза есть. Она тяготеть над нами, если в новом парламенте окажется много людей прошлого режима, которые сейчас перекрасились и пытаются попасть в парламент. Ведь под действие люстрационного закона попадают чиновники высшего ранга, а на депутатов Верховной Рады он не распространяется.

— В финальной версии документа от люстрационной проверки лиц, занимающих выборные должности, отказались. И поэтому никто не будет проверять, например, соответствие стиля жизни народных депутатов официальным доходам.

— Мы должны понимать, что закон и так по своей сути является революционным и уже то, что его приняли и подписали, является весомым сдвигом в борьбе с коррупцией. Если бы в нем осталась норма о выборных должностей, то оппоненты этого закона апеллировали бы в Конституционный суд. Тогда, возможно, этот закон был отклонен. Люстрация выборных лиц должна идти на уровне избирателя.

Здесь граждане несут такую ​​же ответственность, как и власть. Если кандидат не сможет выполнить обещаний и обманывает избирателей, то не нужно за него голосовать. Это и будет своеобразная люстрация. Именно так и происходит в европейских странах.

— Чего Вы хотите людям накануне выборов?

— Прежде всего — крепкого здоровья и веры в то, что все будет хорошо, как поет наш Вакарчук. Главное — быть ответственным перед собой и обществом, помнить, что новоизбранная Верховная Рада — это лицо государства, воплощение всех чаяний народа, тогда выбор будет правильным и у нас с Вами будет будущее.

Беседовала Ольга ФЕДОРИШИНА.

Exit mobile version