И это не только вопрос выполнения одного из основных обязательств Украины перед Советом Европы, но и насущная и очевидная социальная потребность.
Прокуратура всегда имела особый статус в системе органов государственной власти Украины. Огромные полномочия в сфере уголовного преследования, возможность вмешательства в бизнес деятельность и в судебные процессы между частными лицами, а также большой арсенал видов давления на судебную власть -это последствия развития прокурорской системы с конца 1990-х годов.
Реформа прокуратуры — это самое важное обязательство Украины, которое было взято нашим государством при вступлении в Совет Европы еще в 1995 году. С тех пор Парламентская Ассамблея Совета Европы, другие европейские институты и чиновники не уставали напоминать украинской власти о необходимости реформирования прокуратуры. Задача реформы — создать демократическое, профессиональную и самоуправляемой систему органов прокуратуры, в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами и ведущими европейскими стандартами прав человека.
Коротко остановимся на основных новациях законопроекта.
1. Прокуратура лишается функции общего надзора.
Ранее это позволяло прокурорам вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий и физических лиц. Эта функция будет выполняться прокуратурой лишь в форме представительства в суде интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц, или в форме судебного представительства интересов государства в случае, если защита этих интересов не осуществляет, или ненадлежащим образом осуществляет орган государственной власти, орган местного самоуправления.
Это означает, что прокуроры сосредоточатся на поддержании обвинения в уголовных процессах, надзором за законностью в деятельности органов следствия и за деятельностью при исполнении наказаний по судебным приговорам.
2. Структурные изменения.
Законодательно устанавливается перечень местных прокуратур и штатная численность работников прокуратуры.
3. Прокурору предоставляются новые гарантии независимости.
Теперь прокурор обязан выполнять только письменные указания прокуроров высшего уровня, в том числе Генерального прокурора. В случае незаконности указания руководителя прокурор вправе обратиться за защитой в орган прокурорского самоуправления — Совета прокуроров.
4. Введение двух независимых от руководства прокуратуры органов прокурорского самоуправления и наделения их значительными полномочиями. Имеются в виду Совет прокуроров и квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров. Вновь органы не декоративные, а имеют вполне реальные и весомые инструменты влияния.
Так, Совет прокуроров вносит рекомендации о назначении и увольнении прокуроров с административных должностей, защищает прокуроров от незаконного воздействия, в том числе со стороны руководящего состава.
Квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров, в свою очередь — проводит отбор кандидатов на должность прокурора; участвует в переводе прокуроров из одного органа прокуратуры к другому; рассматривает жалобы / заявления о совершении прокурором дисциплинарного проступка и осуществляет дисциплинарное производство. Причем законом предусмотрено минимизации влияния на деятельность этих органов со стороны руководящего состава прокуратуры.
5. Вводится прозрачный и конкурсный порядок приема на работу прокуроров.
Он будет включать рейтинговый подход к определению кандидатов, открытые объявления о вакансиях, сдачи экзамена в форме анонимного тестирования и профессиональной подготовке в Национальной академии прокуратуры. Так же на конкурсной и прозрачной основе происходит перевод прокуроров с одной прокуратуры в другую.
6. Отдельный раздел закона посвящен процедуре рассмотрения жалоб на действия прокуроров, квалификационно-дисциплинарной комиссией прокуроров и порядок наложения на прокуроров дисциплинарных санкций.
Процедура является четкой и взвешенной, для того чтобы обеспечить объективное рассмотрение жалоб на действия прокуроров.
Напоминаем, что новый Закон «О прокуратуре» от 14 октября 2014 года вступает в силу с 15 июля 2015 года.
Богдан Черкес, прокурор Сокальского района, советник юстиции.