Сегодня в Украине происходит борьба русского национализма и его коллаборационистов за Украину. Ставкой в борьбе жизнь украинской нации и настоящая независимость Украины.
Идет борьба, и борьба не на шутку: за язык, за веру, за истолкование прошлого и модель будущего Украины. Каждый успех в этой борьбе имеет свою цену, каждый шаг дается кровью, потом и слезами.
Украинская нация течение всего многовекового существования, как ни один европейский народ, вела постоянную борьбу за право быть свободной и независимой. И за эту свою революционность, нежелание терпеть чужое господство стала объектом страшной ненависти со стороны близких и дальних соседей.
Наибольших ударов потерпела украинская нация в ХХ веке. Но именно в конце 80х начале 90х годов ХХ века, украинских поднялись и разорвали братские объятия Москвы. Эти величественные массовые восстания украинского духа охватили каждый город и меньше село. Это и стало результатом падения «тюрьмы народов», человеконенавистнического монстра — Советского Союза, что позволило украинским выпрямиться и провозгласить свою независимость.
Эти величественные события не обошли и села Хливчаны.
В то время, как во Львове происходили массовые мероприятия по восстановлению украинской национальной памяти, что способствовало пробуждению украинского духа, и как результат — независимости, отдельные жители села Хливчаны активно участвовали в этих знаменательных исторических событиях.
В своих воспоминаниях очевидцы этих событий вспоминают все то величие и искренность украинского национального духа, которая царила 13 июня 1988 во Львове, в Доме строителей, где происходили учредительное собрание Общества украинского языка. 7 июля 1988 на площади перед университетом — первое массовое вече львовян. 1 ноября 1988 — День памяти павших. Поход львовян к стрелецкие могилы на Яновском кладбище. 17 сентября 1989 улицы Львова окутал «Цепь скорби» в честь памяти жертв, вызванных «золотого сентября» 1939 года.
Эти и многие другие знаменательных событий того времени наполнили неудержимым желанием души хливчанцив донести непреодолимый, сильный ветер свободы своим односельчанам.
Как результат, 27 августа 1989 в Хливчанах создается инициативная группа, которая, не колеблясь, основывает в селе ячейку ТУМ им. Тараса Шевченко. Председателем общества на учредительном собрании избран Петр Стародуба. В них приняло участие более 150 человек, которые были ознакомлены с Уставом и задачами Общества. В этот же день, 27 августа 1989 года, прошло 133 года со дня рождения нашего Каменяра Ивана Франко. И все участники учредительного собрания отправились к памятнику И. Франко, который находился возле местной колхозной конторы.
Возле памятника выступила учительница украинского языка и литературы Мария Макух, которая читала поэзию Каменяра. Потом все гордо спели гимн Сечевых стрельцов «Ой, в лузе красная калина наклонилась …». Сразу же появились слезы на глазах людей, отбывавших наказание за свою украинскую позицию в сталинских концлагерях. Ведь они знали сколько соотечественников умирали за Украину с этой песней на устах.
Национальные стремления людей не остановил и тот факт, что местные прислужники — ленинцы, согласно полученным из райкомов указаний, отслеживали каждый шаг, каждое слово активистов украинского движения за независимость, и доносили до своего партийного руководства.
Так, активно, с первого дня начал действовать Хливчанський центр ТУМ им. Т. Шевченко. Первым и неотложной задачей было восстановить могилу Сечевых стрельцов возле церкви. С большим и непреодолимым желанием взялись люди к воплощению в жизнь этих задач. Ведь каждый сознавал, — что мертвые там, где есть могилы.
Наиболее активными среди жителей Хливчан, участвовавших в восстановлении могилы, были: Петр Стародуб — председатель Общества и заместитель председателя, в то время еще колхоза, который выделял технику для возведения могилы, Петр Джур, Василий Саноцкий (покойный), Екатерина Саноцкая (покойная ), Михаил Гаврилович тетерками (покойный), Василий Булик, Василий Бегун (ныне сельский голова), Василий Бегун (бывший директор ООО им. И. Франко), Павел Бегун, Владимир Медведь, Ярослав душно, Иван Саноцкий, Любомир Саноцкий (покойный) , Михаил Марко (покойный), Анастасия Милоха, Иван Кудрик, Мария Кудрик, Степан Хомин, Ольга Хомин, Ольга Стародуб, Мария Гладюк, Бегун Богдан Михайлович (покойный), Бегун Иван Андреевич (покойный), Мария Макух.
Местная коммунистическая власть запугивала и насмехалась из одержимых к свободе и возрождению древнего украинского духа людей. Всевозможными способами препятствовали украинские активистам воплотить в жизнь задуманное, не говоря о какой-то хотя мизерную поддержку.
Подготовка к открытию и посвящения могилы тщательно замалчивалась местными патриотами, ведь советские покручи постоянно подстерегала, чтобы получить информацию и донести своим ставленникам в районе. Поэтому тайно плели терновый венок, занимались пошивом синежовтих флага, пекли каравай для встречи почетных гостей. Ночью устанавливали крест на могиле.
И вот наступил момент долгожданного события. 19 ноября 1989 утренний морозный, осенний, воскресный день встретил жителей Хливчан и гостей соседних сел на церковном дворе величественной высокой могилой, на которой блестел на солнце серебристый крест. Могила украшена красной калиной и впервые за времена СССР на ней развевается величественный синежовтих флаг — символ украинской государственности. На кресте — терновый венок, внизу надпись: «Спите, ребята, спите …».
После окончания обедни, люди с хоругвями вышли на церковный двор, к братской могилы Борцам за волю Украины. Прибыли собратья по духу из Червонограда, Сокаля, Львова. Церковный двор был переполнен людьми, где уже витал непобедимый дух украинской старины. Кто пришел из любопытства будет дальше, другие посланы райкомом КПСС, однако подавляющее большинство людей пришла по зову души, почтить Борцов за нашу украинскую свободу и независимость и одновременно проявить свою национальную, гражданскую позицию в продолжении, начатой нашими великими предшественниками, борьбы за Украинское государство .
Освятил могилу местный священник о. Федор Магор. Со вступительным словом выступил председатель хливчанського ячейки ТУМ им. Т. Шевченко Петр Стародуб, который в дальнейшем был ведущим этого величественного действа. Также от Общества взял слово, сегодня уже покойный, Богдан Михайлович Бегун, которого хочется отдельно отметить, ведь проживая во Львове, где также принимал активное участие в национальном возрождении Украины, находил время наведаться в родные Хливчаны, чтобы вдохновить, поддержать и помочь землякам в борьбе против коммунистического режима.
Перед многочисленной общиной, со своими стихами выступили учителя местной школы Мария Макух и Степан Хомин. Горячо аплодировали присутствуют авторам стихов под страстное слово.
Опять же, символически событие в Хливчанах переплелась с еще одной исторической. В этот день вернулись на украинскую землю, после отбытия ссылки в советских лагерях смерти, Герои украинской нации Василий Стус, Олекса Тихий и Юрий Литвин. Правда, вернулись в гробах, и в Киеве происходило их перезахоронения. Об этом в своем выступлении отметила Г. Чугаевский.
Это было великолепное зрелище и незабываемый день в истории села. Слезы радости и печали дрожали на глазах у людей, переживших лихолетье московськобильшовицькои неволе. Грусть из-за того, что многие не вернулись с чужбины на родную землю, оставшись там, в Сибири, в могилах, что многие украинские цвета осталось навсегда в лесах, многих, еще детьми превратила это античеловеческая система на сирот, которые никогда не узнают которого они рода и племени. Слезы радости, что кровь их не зря пролилась, и помнят и с большим уважением вспоминают об их подвиге грядущие поколения.
Никакого страха не было в глазах тех, кто высоко над головами розпростяг украинских синьожовте знамя, у тех, кто пламенными призывами сказал обществу о неизбежности восстановления исторической справедливости, а именно, восстановление соборного, независимого украинского государства. Ведь все они осознавали, что пора идеи, которой уже никто и ничто не сможет остановить.
После открытия и освящения могилы Борцам за волю Украины, возвышенные духом, члены Общества решили организовать свой хор, чтобы на должном уровне отмечать запрещены советским режимом украинские государственные и религиозные праздники. Таким образом возрождать и распространять давние украинские традиции, не только в Хливчанах, но и в окружающей округе.
Вскоре эту идею удалось воплотить в жизнь, и в Хливчанах начал готовиться к выступлениям чотириголосий хор, художественным руководителем которого была местная учительница Мария кубинские.
После длительных приготовлений и репетиций, которые проходили в тогда еще Дома культуры, 9 января 1990 года в Народном доме с. Хливчаны выступил хор Общества. Зал был переполнен. Люди массово стояли в проходах, ведь зал не смог вместить всех желающих. Это было первое в Хливчанах при советской власти, украинской, патриотическое действо, в котором выполнялись колядки, на показ зрителям была представлена Рождественский спектакль — вертеп, которую упорно запрещала и неутомимо преследовала коммунистическая власть.
Все присутствующие были переполнены чувством радости и гордости за Украину. Особенно незабываемым для хливчанцив этот день была инсценированной колядка «Печальный, сочельник в 47м году». На сцене — стол, на котором кутья. За столом мать с детьми ужинают, а дети спрашивают матери: где наш папа, почему с нами не ужинает? Сценарий к этой инсценировки подготовила учительница украинского языка и литературы Ольга Хомин, которая и исполнила роль матери, а детей, соответственно, Иван Кудрик, Тарас Стародуб и Андрей Саноцкий.
Это действо напомнило людям страшные тогдашние события не обошли и Хливчан. Со слезами на глазах наблюдали спектакль те, кто пережил эту трагедию, и у кого из памяти всплыли сожжены родные дома и бесконечные эшелоны поездов, были набиты родителями, юношами и даже детишками, и то холодное небо севере, которое их, голодных и холодных, не гостеприимно встречал в Сибири.
Это был первый и чрезвычайно удачное выступление Общества. После местные артисты получали приглашение соседних сел и городов района. Успешно просвитяне Хливчан выступали в селах тянули, Каров, Остров, Стаивка, Гийче (Жовковский район), г. Червоноград и др..
Местные коммунисты и их прислужники, которые проникали и в ряды просвитян, всячески препятствовали осуществлению замыслов хливчанських патриотов. Однако, эти безликие препятствия на фоне национального подъема, не могли остановить той идеи, которую просвитяне несли к людям.
22 января 1990 живую цепь «Украинская волна» соединил сердце Галичины и Великой Украины. Еще раз засвидетельствовано единство украинских и всех украинских земель.
Символический живую цепь активисты Общества организовали и в Хливчанах. Люди вышли из церкви после службы, и, взявшись за руки, одни шли одной дорогой, другие — второй. Соединились вместе при входе в Народного дома, где произошло небольшое вече и концерт, посвященный дню Соборности украинских земель.
В этот же день в Хливчанах был создан центр Народного Руха. Председателем избран Степан Хомина. Более ста членов насчитывал хливчанський центр НРУ.
Следующим важным заданием для ТУМ им. Т. Шевченко и НРУ в Хливчанах было втановлення на видном месте национального синежовтих флага. Решили установить у Народного дома «Просвита». Нашли активисты железные трубы, но их еще нужно было соединить сварочным аппаратом. В настоящее время проводились строительные работы возле школы, и строители охотно откликнулись на просьбу помочь в этом деле. Соединили трубы в одну сплошную, приварили к ней трезубец. После чего ученики местной школы вместе с учителем физкультуры Степаном Хомы тщательно покрасили и выкопали яму для ее установки. Устанавливали ученики, которым также помогали строители. В этот же день, а точнее вечер, 21 февраля 1990 года в Хливчанах подняли национальный синежовтих флаг, который освятил местный священник о. Федор Магор. Акция была не многолюдной, поскольку все были тогда под бдительным оком агентуры КГБ. Но были те, которые для себя твердо решили идти до конца и чьи помыслы и чувства переполняли непреодолимым желанием преодолеть рабский страх и утвердиться как коренная украинская нация на своей Богом данной земле. На этой акции собственное стихотворение прочитал Степан Хомин. Нельзя также забыть выступления учительницы украинского языка и литературы Марии Макух, которая на одном дыхании озвучила написано собственноручно стихотворение, который в полной мере отразил те возвышенно величественные чувства, которые охватили участников акции:
Неужели это правда, что в Хливчанах
Взлетел блакитножовтий флаг
И, что народ Мой вранцирано
Расправил крылья, словно птица? …
О, земляки все несчастные,
Побои в Караганде,
И на Соловках, и в Магадане,
Наше время не снился вам тогда.
Люди, проходившие мимо, скорее обходили участников поднятия национального флага. Однако, присутствуют при поднятии флага были переполнены чувством радости и гордости, что в Хливчанах, прежде из числа окрестных сел, взвился национальный синежовтих флаг. И, возможно, не только из числа окрестных сел. Ведь в одном из выпусков газеты «Эспрессо» появилась информация, что впервые в Украине подняли синежовтих флаг в г. Стрый 14 марта 1990. Следовательно, учитывая данную информацию, есть все основания полагать, что впервые в Украине синежовтих флаг подняли именно в Хливчанах.
24 августа 1991 принята Декларация о провозглашении независимости Украины. 1 декабря 1991 на Всеукраинском референдуме украинский народ подтвердил свое желание жить в независимом государстве.
Не прекращало активной деятельности в Хливчанах ТУМ им. Т. Шевченко и центр НРУ, которые находили все большую поддержку среди молодежи. В новых условиях начала работать школа. Меняется воспитательная работа, чествуют на должном уровне память о национальных героях, которых длительное время замалчивали. В этот период активно работает заместитель директора по воспитательной работе Ольга Хомин. Она с другими учителями организует школьников на возрождение запрещенных советской властью исконных украинских традиций. По их инициативе проводятся мероприятия, посвященные годовщине провозглашения ЗУНР, Дню соединения, Дню независимости, годовщины боя под Крутами. Торжественно и возвышенно праздновали всем селом Шевченковские дни.
По инициативе ТУМ им. Т. Шевченко величественно отмечают День Свободы и Праздник первого снопа. Седовласые дедушки и бабушки плакали, не скрывая слез. Ведь впервые за много лет так торжественно отмечали эти праздники, по всем христианским обычаям, и что самое важное — в обновленной Украине, в синежовтих стягом.
Некоторые скептически относился ко всему, что происходило, но уже нельзя было остановить течения времени, который уверенно выводил Украина, как независимое государство, на арену международной жизни.
Село жило одним порывом, все были сплочены, одухотворенные, вокруг идеи развития прочной украинского государства. ТУМ им. Т. Шевченко постоянно инициирует созыв лестницы села, на которых по давней украинской традиции, решаются важные для развития вопроса.
Это был, действительно, величественный и незабываемый период в истории Хливчан. Жители села были непобедимы в своих стремлениях к свободе, единству и понимание того, что от их действий сегодня, зависит будущее их детей и внуков завтра.
Но надеялись и те кто погибал в лесах и сталинских лагерях, во имя Украины, и те, которые в начале 90х годов достойно продолжили великие начинания своих славных предшественников, на такое позорное, бесславное и беспощадное уничтожение украинской национальной идеи и украинской государственности в целом? Здесь целесообразны слова Е. Маланюка:
Упустили великие дни.
Искалеченные и маленькие люди
Заслинилы в позор и грязь
Большую веру — и на руинах
Стадами странствует люд,
Что имел возродить Украину.
Именно так, упустили, ведь прикрывшись национальной идеей, в каждом городе и селе наверх всплыли политические мошенники и разного рода приспособленцы. Вчерашняя нафталиновая партийная номенклатура, сняв с груди красные значки, надела вышиванки, и упорно начала грабить родной народ. Вчерашние рабы власти переступили свою заповедь о «священной государственную собственность» и Божию заповедь «не кради» — и стали рабами капитала. Главными характерными чертами этих «патриотов» является приспособленчество, торг, компромисс, ожидая и лицемерие, которые всегда, через свою рабскую психологию, готовы склониться перед бывшим колонизатором и перед соблазном собственного обогащения. Как следствие, в условиях якобы независимой Украине, процветает «дикий» капитализм, олигархократия, сверхбогатство большой группы лиц, нехватка среднего класса, обнищание и бесправие абсолютного большинства граждан.
Это все породило невиданный за всю историю независимости разгул украинофобии. Начался стремительное наступление на все украинское: язык, культуру, историю …
А в то время, на путях долгой и тернистой истории мы потеряли рыцарей, зато наплодили рабов, привыкшие томиться в проплиснявилому имперском хлеву. Облизываться, когда ему плюют в глаза. Их давит чистый воздух свободы. И они снова стремятся тухлятины московского Кремля. Раб есть раб. Воевать страшного врага не страшно — страшно освобождать раба. Того низкого холуя, который не хочет свободы. Но когда же мы перестанем быть такими доверчивыми и такими равнодушными к своей судьбе?
И пусть славные страницы нашей героической истории, как каждого отдельно взятого села и города, так и нашей древней украинской нации в целом, придадут нам достоинства и самоуважения. Потому уважать других мы умеем так ревностно и так усердно, что в той рвения теряем собственные честь и достоинство. Пусть каждый почувствует себя хозяином в своем доме. Ибо вечный батрак, живущий в нем, окончательно слоганов судьбу и погубит волю. И, главное, чтобы каждый чувствовал себя украинским. Каждому хаму нужно своевременно давать понять, что хозяева здесь мы.
Помните, что развитие украинской нации и самостоятельного Украинского государства начинается с преодоления в душах украинских раба и подданного. Сегодня накануне решающих периодов нашего бытия или и нашего окончательного исчезновения, каждый должен осознать и твердо убедиться в одном, — что украинская Украина встанет только тогда, когда ее граждане приведут к власти украинских националистов, которые будут не уничтожением строить, а строительством уничтожать, которые поставят украинский дух впереди украинский материи. И тогда рука не дрогнет, чтобы изменить все в пользу украинской! И тогда, по словам нашего молодого львовского поэта Юрия Руфа:
Сгорят в аду подлые янычары
И их смех утонет в небытии.
А потом мы наполним серебряные чары
Водой свободной и свобидной земли.
Слава Украине! Героям Слава!
P. S. Большое спасибо участникам упомянутых событий за предоставленную информационную справку о исторические вехи в селе Хливчаны в начале 90х годов ХХ в. и архивные фотографии.
Тарас СТАРОДУБ, депутат Сокальского районного совета от ВО «Свобода», житель села Хливчаны.