Site icon Голос Сокальщини — новини Сокаля, Шептицького

Дороги Сокальщини — только у нас их проходят по обочине

О Сокальских дорогах уже последние несколько лет говорят многие: на сессиях разных уровней советов, на совещаниях, руководители района, народные депутаты, областные, районные, городские, поселковые и сельские, перевозчики и, пожалуй, каждый житель Сокальщини. Говорят, что дороги плохие. Принимают решения, меняют руководителей дорожных предприятий. Выделяют определенные средства. Дорожники государственных, частных предприятий латают, ремонтируют те дороги. Где-то в другом месте они становятся немного лучше, но в целом, та же печальная картина: бездорожья. И не только на Сокальщине, а практически во всем государстве. Руководители государства тоже констатируют факт, что на ремонт дорог нужны огромные средства, которых в государственной казне нет. Есть ли выход из этой ситуации? Об этом мы попросили высказать свое мнение представителей районной, городской властей, руководителей «Райавтодора», жителей района.

Игорь ДАЦЮК, председатель Сокальского районного совета:

— Мы готовим открытое письмо руководителя Службы автомобильных дорог Украины в Львовской области, который будет опубликован в средствах массовой информации. В нем говорится, что ситуация на дорогах Сокальщини является катастрофическая. Надеюсь, что стучащему открывают. Но стоять в стороне от этого процесса мы не имеем права. Почти всем известно, что ответственность за содержание дорог общего пользования (это между населенными пунктами) находится в ведении Службы автомобильных дорог. Сокальская районная власть имеет к этому опосредованное отношение. Но ездим по тем дорогам и крайне недовольны их состоянием. Мы уже неоднократно обращались непосредственно к областному руководству «Облавтодора» и Службы автомобильных дорог. Депутаты Сокальского районного совета уже дважды признавали работу руководителя Сокальского «Райавтодора» «неудовлетворительной». Мы добивались его освобождения. Мы стучались в разные двери. Незначительным прорывом можно считать частичный ремонт дорог «Жовква-Червоноград-Владимир-Волынский-Ковель», «Тудорковичи-Хоробрив», «Угрынив-Хоробрив». Но, к сожалению, сейчас ситуация пока не сдвигается, хотя есть обещания, что в процессе открытия таможенного перехода в Угринове, который планируют открыть в конце 2013 года, эти отрезки дорог будут починены.

А на сайте вы можете ознакомится со студией художественной таксидермии "Мастерская Подорова". Здесь вы прочитать и ознакомиться с интересными работами нашей мастерской, присмотреть что-то в качестве оригинального подарка, и заказать всё это. Достаточно отправить нам сообщение, или просто позвонить. Каталог работ регулярно обновляется. Также вы сможете наглядно сравнить наши изделия с другими.

К руководству Службы автомобильных дорог мы подавали список дорог, требующих неотложного ремонта. Это, в частности, «Сокаль-Червоноград», «Сокаль-Бояничи», «Сокаль-Переспа», «Червоноград-Перетоки», «Жовква-Червоноград-Владимир-Волынский-Ковель», «Червоноград-Остров», «Червоноград-Рава -Русская »,« Рава-Русская-Гаек ». Мы признали, что все эти дороги общего пользования в катастрофическом состоянии. Уже несколько лет поступает субвенция из государственного бюджета непосредственно местным советам и субвенция из государственного бюджета через областной — на ремонт коммунальных дорог.

Предварительно этом году мы надеемся где-то до четырех миллионов гривен на ремонт коммунальных дорог наших населенных пунктов. Сейчас работаем над разработкой программы защиты содержания дорог, чтобы следующей зимой было больше для их очистки. Все упирается в средства. Если будет перевыполнение доходной части бюджета, то будут средства. Наш «Райавтодор» находится в катастрофической финансовой ситуации. Это не государственный подход к такой работе.

Анна пончки, секретарь Домашивськои сельского совета:

— Если едем с Червонограда в Стаивкы, то дорога еще полбеды. Только возвращаем в Стаивци в направлении Домашева, то лишь стук и стук, Ямищ такие, что может автобус колеса погубить. Люди не могут сидеть, встают. А как с въезжает автобус на обочину, там когда-то еще деревья росли, их срезали и, кажется, что автобус может перевернуться в канаву. Люди кричат ​​от страха. Вот такая наша езда. Это не наш путь, чтобы мы в сельсовете выделили средства на ее ремонт. Сельские дороги мы полаталы. И они гораздо лучше, как с Стаивкы до Дубравы. Жаль, что тополя срезали. Создается впечатление, что дорога «разлезется». То катастрофа.

Если и в этом году не выполним, то транспорт перестанет к нам ездить. Многие доезжает в Червоноград, потому что в наших селах работ нет. И что они будут делать — не знаю.

Ярослав ИРЗА, бывший директор Сокальского зверохозяйства, пенсионер:

— Наши дороги были спроектированы на перевозку груза до 20 тонн, на всех мостах стояли знаки — не более 30 т. А теперь огромные фуры весом до 50 т ездят по дорогам и разбивают их. Кто дал «добро» перевозить такие тяжелые грузы нашим дорогам, то их уничтожил. Везде, по всей стране. Когда-то свеклопункта сооружали неподалеку железной дороги и сахарная свекла перевозились пути. Но кто сейчас об этом думает? Есть такой философский выражение: путь к истине. Сначала познай истину, тогда берись руководить государством.

Владимир Белецкий, начальник «Райавтодора»:

— Ситуация сложилась такая, что плана работ, который был бы профинансирован, фактически нет. А на дорогах сейчас надо выполнять работы по ликвидации аварийной ям, которые бы обеспечили безопасное движение транспорта. Сейчас мы ремонтируем приоритетные дороги государственного значения. Вот дорога «Ковель-Жовква», где работают наши бригады. На этой трассе проходит много крупногабаритного транспорта. Очень большое движение через Великие Мосты, Червоноград, Остров … Эта дорога входит в дорожную карту и ею пользуются водители крупногабаритных машин. Так что мы, в первую очередь, должны ремонтировать ее. Сейчас латаем дороги только щебеночный смесью, асфальтом — нет, потому что пока не позволяют погодные условия. Здесь нужна соответствующая температура, среднесуточная хотя бы плюс восемнадцать. У нас еще с покрытием дорог большие проблемы, потому что нет соответствующего водоотведения. И это преимущественно в населенных пунктах, так за их пределами мы за водоотведение отвечаем. В населенных пунктах — это очень большая беда. Того года столкнулись с этой проблемой в перетоков. В этой системе я работаю пятнадцать лет, а с 2003 года — в должности главного инженера. И с этого времени сталкиваюсь с проблемой Переток. В этом селе очень высокие грунтовые воды. Вторая проблема, общины не только Переток, но и многих других сел заиливает, загрязняют мелиоративные канавы. Вот в перетоков в 1968-72 годах, когда началось строительство дороги, были прорыты каналы на водоотвод. А когда жители села начали строить дома, то рвы засыпали, а, кроме этого, перенесли плоти. Правда, в этом году, благодаря программе мелиорации земель, удалось прочистить эти канавы. Наконец люди поняли, что мы не хотим беды ни для себя, ни для них. Дороги выше поднимать нельзя, потому что тогда будет вода в помещениях. Когда мы столкнулись с такой проблемой в селе Добрячин, и сейчас только приветствую ту работу, которую они сделали за последние два года. Им помог частный предприниматель Петр Пилипчук почистить придорожные канавы. Считаю, если бы жители села не сделали этого в прошлом году, то в 2013-м ситуация была бы еще хуже.

Мы направили письмо в Облавтодор относительно дорог областного значения, требующих неотложного ремонта, это — 473,2 км дорог, потому отремонтировать их так, как следует, при таком финансировании не реально. Считаю, что мы профинансированы где-то на процентов двадцать от того, что нам реально нужно. «Облавтодор» — достаточно большая организация. И если Сокальский «Райавтодор» не имеет своего асфальтного завода или асфальтоукладчика, то нам помогает «Облавтодор». Потому что мы его филиалом и, если есть большой объем работ, то к нам из других филиалов поступает техника. Так же делимся с другими. Мы централизованно получаем и материалы, и топливо. Владельцем дорог, балансодержателем и распорядителем средств является Служба автомобильных дорог в Львовской области, генеральным подрядчиком и исполнителем — ГП "Львовский облавтодор". Чтобы сказать, что нет асфальтового завода и это для нас проблема — не могу. Потому что при таких малых объемах работ, пожалуй, экономически нецелесообразно содержать и обслуживать завод. Мы возим асфальт с завода в Давиду, который принадлежит «Облавтодора», а также с Жовквы. Если нормальная среднесуточная температура и солнечная погода, то это благоприятные условия для работы с асфальтом. Конечно, на качество асфальта влияет в определенной степени расстояние его перевозок, но теперь его перевозят в грузовых машинах, кузов которых накрывают специальными брезентом. Качество работы Сокальских дорожников проверяют специалисты Службы дорог. После ямочного ремонта дорогу надо накрывать поверхностной обработкой. Но сейчас в государстве такая тенденция, чтобы направлять усилия лишь на эксплуатационном содержании дорог. Потому тем количеством асфальта, которую выделяют, мы можем покрыть лишь, например, один километр дороги, а ямочный ремонт сделать от 30 до 50 километров. Предлагаем заказчикам свои решения, но они исходят из возможностей финансирования.

Наши дороги очень уничтожает крупногабаритный транспорт. Львовский «Облавтодор» анализировал перевозки сахарной свеклы.

Они посчитали, что дорогами Сокальского района грузовики со сладкими корнями сделали почти тысячу рейсов. Разве могут выдержать такую ​​нагрузку дороги? Грузовики везут по 30-40 тонн. Два года назад мы совершали рейды с работниками ГАИ. Владельцы сахарных заводов нанимают транспорт, то есть физических лиц, и работники ГАИ не могут оштрафовать руководителей предприятий за уничтожение автомобильных дорог, только оштрафовать водителя перегрузки автомобиля, но для этого нужна специальная вес, которой работники ГАИ не имеют. С кем имеем «воевать»?

Сейчас нам реально помогают председатель и первый заместитель председателя РГА, они пытаются выяснить ситуацию с руководством Радеховского сахарного завода. И те согласились помочь. Так, они помогли, но разрушают в десятки раз больше. Через Перетоки и Великие Мосты перевезли тысячи тонн груза. Дорога строилась 30-40 лет назад.

В прошлом году, готовясь к Евро2012, мы сделали очень много. Работали на дорогах Киев-Чоп, Угринов-Хоробрив. Правда, здесь еще не не все закончили, работы будем продолжать. Немного подлатали дорогу Ковель-Жовква. Но все упирается в финансирование. Мы работаем по три дня в неделю, вызываем наших работников тогда, когда есть деньги. Наши руководители хорошо владеют ситуацией, но выходят из финансовых возможностей. За счет налогов от акцизного сбора топлива, местные советы могут финансировать ремонтные работы на дорогах коммунального значения. В прошлом году работали на территориях Мурованский, Островское, Хливчанськои сельских (текущие работы с щебнем) и Великомостовская городского советов (капитальный ремонт ул. Б. Хмельницкого и С. Бандеры). В этом году планируем работать с местными советами. Уже говорили о продолжении работы на дорогах Хливчанськои, Островское сельских и Великомостовская городского советов. Мы, в свою очередь, выезжать в сельские и городские советы, изучать ситуацию и предлагать свои услуги. Потому в ближайшее время должны давать заказ в «Облавтодор». Для ямочного ремонта — техникой обеспечены. А когда работаем с асфальтом, то «Облавтодор» предоставляет нам из других филиалов асфальтоукладчик, каток. Как только растает снег, станет сухая погода, работать на обочинах дорог. В нашем районе сейчас уже есть три дороги государственного значения «Червоноград-Рава-Русская» (43 км), «Броды-Червоноград» (4,2 км), «Угрынив-Хоробрив». Акцентировали: чтобы сделать ямочный ремонт на дорогах Сокальщини, при нынешнем финансировании, нужно лет пятнадцать, при условии, что первая ямка, которую 15 лет назад ремонтировали, не разрушится. Большинство наших дорог уже не имеют основы, требуется капитальный ремонт. Помню, что наше предприятие раз делало капитальный ремонт дороги еще в 2000 году.

Ярослав ПАСТЕРНАК, предприниматель:

— Предприятие «Галерея гранита» расположено в Червонограде. Но учитывая нашу деятельность — это установление и доставка надгробных памятников, — приходится ездить по Украине. Часто бываю в Житомире. Повсюду у нас плохие дороги, но на Сокальщине — особенно. Порой мы даже не можем доставить памятники заказчику, так страдаем, чтобы по таким дорогам не расстроить его. Это отпугивает наших заказчиков. Недавно пришлось ехать по объездной дороге в Сокале неподалеку кафе «Рыбка».

Там как волы могли преодолеть тот отрезок, потому что дороги нет, только яма на яме. Машины не едут, а «ползут». То издевательство над людьми. Возможно, как сойдет снег, дорожники Полатай, но надолго ли?

Ямочный ремонт — далеко не уедешь. Не лучше ли сделать меньше отрезок дороги, но качественно?

Павел САВЧУК, первый заместитель председателя Сокальской РГА:

— Мы все видим, что наши дороги в аварийном состоянии. А еще эти непростые погодные условия, и страшная метель, которая прошла дважды в марте Львовской областью и Сокальский район, довершили свое дело. Показали, что дорожники не могут справиться с погодными катаклизмами.

Часть дорог от Львова до границы Жолковского и Сокальского районов обслуживает Жовковская дорожная эксплуатационный участок, и далее — дорогу государственного значения от Острова до границы с Волынью. В принципе, во время непогоды свои функции они не выполняли. Они не дали техники и те пробки, которые были от Острова до границы с Волынью, удалось ликвидировать только в воскресенье. И эта погода еще больше уничтожила наши дороги. А по ремонту дорог более конкретно можно будет говорить, когда сойдет снег, и тогда все ямы будут, как на ладони.

Есть письмо начальника Львовской Службы автомобильных дорог Тараса Сиротинский о том, что запланировано на 2013 провести капитальный ремонт дорог от границы Жолковского и Сокальского районов до Волынской области. В прошлом году часть дороги сделали. А теперь выделили деньги на остальные. На дороги коммунальной собственности в населенных пунктах приходится 2 млн. 300 тыс. грн., То не большие средства. Потому что есть сельские советы, где выделено 1520 тыс. грн., То чрезвычайно малая сумма денег, за нее можно купить машину щебня, развернуть. И все. Этих средств недостаточно. Но и сконцентрировать все те средства в одном населенном пункте тоже неправильно, потому что тогда в некоторые села вообще заехать будет возможно. Средства на ремонт дорог поступают из государственного и из областного бюджетов. Финансирование будет проходить через финансовое управление РГА, но проблема заключается в том, что они поступят во второй половине года. Но уже с апреля можно начинать работы и осваивать эти деньги. И качество выполненных работ поздней осени не может быть хорошей. С качеством выполненных работ — большая проблема. Потому заказчиком тех ремонтных работ, которые выполняются на коммунальных дорогах, является сельский совет. Не хочу никого обидеть, но далеко не все сельские головы знают с кем сотрудничать. Потому что некоторые частные предприятия, которые занимаются ремонтами дорог, не имеют соответствующей техники, специалистов, асфальтного завода. Необходимо заключать соглашения со специализированными организациями, в которых хорошая техника, хорошие специалисты, асфальтный завод. Проблема еще вот в чем: все те подрядчики хотят работать тогда, когда получат средства, а их можно получить и в декабре. Мало таких предпринимателей, которые могут привлечь свои средства и которые имели гарантию, что им их вернут. Вот в чем проблема. А средств не хватает — это однозначно.

Николай Гинду, заместитель председателя общественной организации «Наш Дом — Сокальщина»:

— Отшумели баталии чемпионата Европы по футболу «Евро2012». С тем шумом отошла в прошлое надежда сокальчане на улучшение состояния дорог. А надежд было очень много на автодороги центрального сообщения. В течение 2012 года инициативная группа «Пульс Сокальщини», на сегодня общественная организация «Наш Дом — Сокальщина», при поддержке тогдашнего кандидата в депутаты Верховной Рады Украины по 124 избирательному округу, а ныне лидера ОО «Наш Дом — Сокальщина» Дениса Осмиловського, собирала подписи у жителей района порядок дорог, изучала их взгляды по этой проблеме. Такой ход дел обнадеживал людей. Письма были разосланы в Министерство инфраструктуры, «Укравтодор», Администрации Президента Украины, откуда и пришли ответы. Однако они разочаровали всех без исключения. А выглядели ответы следующим образом.

Администрация Президента Украины отметила, что вопрос дорог не входит в их компетенцию, а согласно статье 119 Конституции Украины является делом местной государственной администрации, то она должна принять решение.

Львовский «Облавтодор» дал нам хоть небольшую надежду и сообщил, что из спецфонда областного бюджета выделено в 2013 средства на ремонт дорог Червоноград-Перетоки — 300, 0 тыс. грн., Скоморохи — Роятин — 250,0 тыс. грн., Сокаль — Бояничи — 252,0 тыс. грн., Сокаль — Стоянов — 99,9 тыс. грн.

Львовская облгосадминистрация в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства, развития инфраструктуры и паливноенергетичного комплекса ответила, что «приведение автомобильных дорог общего пользования Сокальского района в надлежащего эксплуатационного состояния произойдет после формирования и утверждения финансирования из государственного и областного бюджетов на 2013 год».

Недавно Общественная организация «Наш Дом — Сокальщина» обратилась с письмом от 22.02.2013 г. о нашем бездорожье до премьерминистра М. Я. Азарова, в котором описала состояние дорог Сокальщини, много фотоматериалов по этой проблеме отправлено на сайт «Укрямы». Эти материалы можно рассмотреть в социальной сети facebook / ОО «Наш Дом — Сокальщина».

Или достучимся к каким-то кабинетов — время покажет, а пока верим, что победа за нами, потому что не все же безразличны к разрухе на автодорогах Сокальщини.

Богдан Заречный, Сокальский городской голова:

— Могу утверждать, что во время ремонта дорог в Сокале течение последних двух лет никто не положил себе в карман ни гривны, но состояние дорог в городе очень далек от того, который я, как городской голова, хотел видеть.

Но мы, при всем желании, больше на ремонт не можем направить. Например, в соседней Польше дороги по сравнению с украинскими в прекрасном состоянии, но на их ремонт выделяется значительно больше денег, не для сравнения больше. У меня есть очень показательны данные за 2011 год. В Украине на 170 тыс. км дорог, которыми занимается «Укравтодор», ушло 14 млрд. грн., А в Польше только на краевые дороги протяженностью 18 тыс. км использовано 60 млрд. грн. А стоимость работ практически одинакова. Поэтому комментарии здесь излишни. Только целенаправленная государственная политика может сдвинуть с места эту проблему.

А если говорить конкретно о Сокаль, то без целевой государственной программы в этой сфере, без реформирования национального законодательства (в частности, налогового, бюджетного и т.д.), что позволило бы оставить в бюджете городского совета значительно больше средств на собственное развитие, мы не сможем в полной мере решить этот вопрос.

Исходя из реалий финансовых, считаю, что за два последних года мы немало сделали в этой сфере. В 2011 году были проведены ямочные, текущие капитальные ремонты улиц Григоренко, Подковы, Гоголя, части Героев УПА, Тартаковская, Яворницкого, Шевченко, Шептицкого, Чайковского.

В 2012 году распоряжением председателя Львовской ОГА утвержден выделения средств из государственного бюджета — на капитальные ремонты ул. Я. Мудрого в сумме 299,760 тыс. грн. и ул. Героев УПА (участок от магазина «Максимум», возле школ № № 4, 3 до дома № 48) в сумме 225,630 тыс. грн. Работы по ремонту ул. Я. Мудрого (1050 кв. М) и ул. Героев УПА (1020 кв. М) — выполнено.
В мае за средства местного бюджета сделали текущий ремонт улиц Шептицкого, украинский, Шашкевича, Шевченко на сумму 61,7 тыс. грн. Кроме этого у домов № № 8,9,10 по ул. Героев УПА устроено две стоянки для временной парковки автомобилей площадью по 90 кв. м каждая на сумму 33,7 тыс. грн.

Также сессией городского совета утверждено выделение средств в сумме 150 тыс. грн. на текущий ремонт внутриквартальных дорог и тротуаров. Исходя из того, что после зимы появилось много ям на улицах Шептицкого и Шашкевича, и в центре города, будем обращаться к депутатам с предложением направить часть средств (около 60 тыс. грн.) На их ямочный ремонт.

Также Сокальской городским советом были приняты все необходимые меры, чтобы выполнить работы по ремонту дорог по улицам И. Франко, Чайковского, Мишуги и Героев УПА. Но они не были выполнены по определенным причинам и не по нашей вине. Первая причина — временная, от принятия распоряжения председателя Львовской ОГА и до начала зимы физически невозможно было пройти все этапы с разрешением на начало работ. Распоряжением председателя Львовской ОГА только от 14.09.2012 г. № 622 утвержден выделения средств на капитальный ремонт ул. Чайковского в сумме 66,0 тыс. грн., А распоряжением от 20.09.2012 г. № 637 утвержден выделении средств из областного бюджета на текущий ремонт ул. Мишуги (42,931 тыс. грн.) И на капитальный ремонт ул. И. Франко (120, 0 тыс. грн.). Но для начала их выполнения необходимо изготовить рабочий проект (а это дополнительные средства), необходимо наличие проектной организации с сертификатами, выданными после июля 2012 года, и соответствующим заключением филиала «Укргосстройэкспертиза во Львовской области. А также после этого рабочий проект утверждается решением исполкома городского совета и подается декларация о начале работ в инспекцию ГАСК в Львовской области. Только после этого можно заключить договор с подрядчиком и начинать работы. Такая же ситуация и со средствами из местного бюджета, в сумме 80,0 тыс. грн. предусмотрены на капитальный ремонт внутридомового проезда по ул. Героев УПА, 55.

Вторая — отсутствие средств в госбюджете и соответственно замораживание платежей городского совета, невозможность их направления как на оплату проектных работ и вывода Укргосстройэкспертизы, так и на непосредственное выполнение ремонтных работ на дорогах, хотя бы авансом.

Убежден, что это создано искусственно, чтобы органы местного самоуправления просто физически не смогли освоить средства. Потому, если учитывать, что Главное управление Государственного казначейства Украины в Сокальском районе практически не пропускало никаких платежей, кроме защищенных статей, то можно сделать вывод, что средств в бюджете Украины просто нет. На какие цели они были потрачены, это уже тема другого разговора.

Что могла сделать, исходя из выше приведенного, городской совет? Вопрос, наверное, риторический.

Но жители города этого не знают (и не хотят знать), а все обвинения направлены в адрес руководства городского совета.

Если суммировать вопросы реконструкции и ремонта дорог, то хочу отметить, что, понимая и зная все проблемные вопросы, Сокальская городской совет без целевой государственной программы в этой сфере, без реформирования государственного и налогового законодательства, что позволило бы оставить в бюджете городского совета значительно больше на собственное развитие, не сможет в полной мере решать этот вопрос. Для сравнения — состояние дорог в Сокале и качество их обслуживания, в том числе и в зимний период, значительно лучше, чем в других населенных пунктах района, а также в сравнении с дорогами общего значения, которые пролегают через территорию района.

В течение 2012 года работники КП «Сокальжитлокомунсервис» неоднократно подсыпали щебнем и разобранным асфальтом выбоины на проезжей части улиц Св. Владимира, Шептицкого, Стуса, украинского, Чайковского, внутриквартальных дорог улиц Чайковского, 40, Героев УПА, 54, 58, 60, 26, 27 .

В Сокале есть много дорог, которые требуют немедленного ремонта. В наиболее критическом состоянии улица Объездная в районе девятиэтажек. Но хочу еще раз сообщить, что ни эта улица, ни Львовская не является на балансе Сокальской городского совета, и мы не имеем права направлять туда средства. Эти улицы обслуживает «Райавтодор» и находятся на балансе Службы автомобильных дорог.

В 2013 году планируем провести текущий и капитальный ремонты улиц: И. Франко (стоимость работ 180 тыс. грн.), Чайковского (280 тыс. грн.), Украинский — от ул. Шашкевича до ул. Объездной (108 тыс. грн.), Мицкевича, Св. Владимира, Мишуги (общая стоимость работ 146 тыс. грн.), Части улицы Героев УПА в районе школы № 3, дома № 55 и других проблемных участков — это 350 тыс . грн.

К разговору мы также попросили присоединиться руководителей нескольких предприятий, которые осуществляют перевозку пассажиров в нашем районе, работники которых, видимо, постоянно сталкиваются с проблемами на дорогах, но они, к сожалению, не нашли времени на разговор. Если наши читатели хотят выразить свои мнения относительно дорог Сокальщини, то мы опубликуем их на страницах газеты.

Записала Оксана Проць

Фото автора

Exit mobile version