Site icon Голос Сокальщини — новини Сокаля, Шептицького

Цеблову на Сокальщине — 435 лет

Написать о Цеблов меня побудило то, что мое родное село достиг почтенного возраста — 435 лет. Поэтому я решил поделиться своими сведениями о родовое село, написать о том, что рассказывали мне родители, семья, старожилы, которые отошли в вечность, а также о том, что я узнал из исторической литературы.

…Бывший Цеблов был словно звинутий клубочком, у подножия сокальским холмов. С Бэлза полем тянулась полевая дорога несмотря на Цеблов и далее на Себечев. Наше село притулилось к горе, которую называют "Корчунок". Деревянная церквушка, монастырь сестер св. Иосифа Обручника, школа, молочарня, читальня "Просвещения" разместились на холмике, окруженные венчиком белых хат. Так как же не написать о Цеблов? Здесь остались мои неунывающие детские годы, здесь износилась в небеса мамина молитва за мое здоровье, успехи в обучении и дальнейшую счастливую жизнь. Здесь, в цеблівській церкви св. Бессребреников Космы и Дам’яна, которая сооружена еще в 1861 году, и является памятником деревянного зодчества галицкой школы уникального образца украинского монументального стенописи, родители меня крестили.

Село Цеблов удаленное на северо на шесть километров от княжеского Бэлза. Первое историческое упоминание о селе датировано еще 1575 годом. В те времена здесь росли буйные леса, полные дикого зверя. Поэтому это место было княжеской резиденцией для охоты. И, возможно, выражение "это был лов" стало праосновою названия Цеблов, а впоследствии Цеблов. Существует предание о Черный путь, который, начиная от Перекопа, пересекал почти всю Украину, им татарские орды нападали на наши села. В предании говорится, что он тянулся мимо Цеблов и дальше шел на территорию нынешней Польши. Рассказывали, что татары, чтобы не сбиться с дороги во время возвращения домой насыпали круг пути могилы. Такие насыпи остались у Жвирки, Цеблова, Перемислова. Нападения татарских орд часто были неожиданными. Смертельным смерчем налетали они на мирные села. Чтобы нападение не был неожиданным, крестьяне выставляли часовых. Поэтому такая могила до сих пор возвышается за Цебловом в урочище "Корчунок". На ней стоял столб, обвязанный соломой и облит смолой. Если страж слышал или видел приближение врагов, то зажигал столб, предупреждая таким образом односельчан об опасности. Местное население разнообразными способами укрылось и от врагов. События тех далеких времен нашли свое отражение в народных преданиях и легендах. Но время уничтожил много драгоценных жемчужин. И про эту легенду очень давно рассказывали цеблівські старожилы. Ехал господин с госпожой и дочерью в бричке. Проезжали они вопреки источник "Бездна", которое есть и на север по Цебловом. Они заблудились, все были потомлені и жаждущие. Лошади рванули к источнику, чтобы напиться, и все утонули в пучине. Аж за неделю тела покойников выплыли в Западном Буге около Сокаля.

Еще одна историческая справка свидетельствует о том, что войско БЫ. Хмельницкого в 1651 году мало передышку в Цеблові, а затем направилось на Берестечко. Возможно из этих времен берет начало род Богунів.

В 1914 году Цеблов захватили российские войска. Убили тогда сорок солдат, их похоронили на старом кладбище со стороны Безуєва, села которого уже нет. От рук русских погибло десять цеблівців.

В 1918 году, в ноябрьские дни, со стороны Бэлза цеблівці обороняли село от польского нападения, где в бою погибли два стрельцы и их командир. А в 1946 году перед Пасхой началось выселение жителей села. Тогда горели окружающие села. Сгорел и Цеблов, кроме школы, церкви, монастыря. Это не дало возможности переселиться сюда полякам, которые не хотели с пепелища возводить село. До выселения в Цеблові насчитывалось 812 жителей, среди них  797 украинцев и 15 поляков с барским двором в селе была 161 хата. В 1951 году Цеблов снова приобщили к Украине и коренные цеблівці вернулись к семейного села. Культурном и экономическом развитии село благодаря своей сельской элите: священникам, учителям, студентам. В свое время, благодаря учителю, в Цеблові основали "Братство трезвости", к которому принадлежало 311 членов. Такое общество было бы очень желательно и в наши дни. С Цеблова "вышли в люди" десять учителей, один врач, два инженера, четыре священника, один юрист…

Неоценимый вклад в духовное развитие села сделали сестры Конгрегации св. Иосифа Обручника. Двухэтажный, каменный дом монастыря построен в 1913 году на средства священника села в. Кирилла Селецкого. Сестры жили по труду своих рук, занимались хозяйкой.

тем Не менее, очень плодотворно работали для села, учили детей катехизиса, заботились больными, убирали церковь. Их скромные поступки указывали на христианские добродетели. Конгрегация просуществовало 38 лет до 1951 года, а впоследствии монахини вынуждены были бежать от большевистского Ирода.

Однако, как предвещало им Евангелие, сестры вернулись в родные края. Уже в годы независимой Украины они возобновили свой монашеский дом, образец христианского святого жизни. Теперь Конгрегация является важным духовным центром Цеблова. Автор этих строк в свое время добился, чтобы монахиня, которая имеет медицинское образование, заведовала медицинским пунктом села. Жители, особенно люди пожилого возраста, искренне благодарны сестре Монике за ежедневную помощь и заботу, хотя впоследствии медпункт монашеской дома забрали.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что Цеблов, без преувеличения, является образцом сел Западной Украины. Все цеблівці работали для развития села, борясь с трудностями, наносившая селу польская оккупационная власть, а впоследствии и большевистская, боролись за национальное право жить свободной жизнью на своей прадедовской казацкой земле.

Виктор ВЕРГУН.
с. Цеблов.
 

На снимках: вверху – Андрей ВЕРГУН, дедушка автора, похоронен в Цеблові; внизу – так к операции “Висла” выглядела хата Вергунов в Цеблові.
(Фото из семейного архива автора).

.

Exit mobile version