Время стремительно отсчитывает года в трагическом летописи Украины. Уходят в вечность люди, а с ними их воспоминания прошлого. Мысли наши тоже умирают, как и все на этом белом свете, но мы способны поймать и запечатлеть их на бумаге и в вечности … Для потомков … острее боль и звезды сумнишають, когда вспоминаешь, сколько бед пережил украинский народ во времена порабощения. Но в сердце где-то глибокоглибоко пробивается надежда, что Украина таки избавится мрака прошлых бед и со здравым смыслом посмотрит на свою историю и своих Героев.
После стольких лет политических репрессий и заключения не о такой независимой Украины они мечтали. Возможно о такой, какой ее видел Василий Кук и его соратники. С 1947 года он был заместителем Романа Шухевича, главнокомандующего УПА, на всех его должностях, а после его гибели Василия Кука избрали Председателем Провода ОУН в Украине, Главным Командиром УПА и Председателем Генерального Секретариата Украинского Главного Освободительного Совета (УГОС). Созданная в 1944 году, она выполняла роль единого руководящего органа воюющей Украины, принимал все стратегические и тактические решения по повстанческой борьбы, присвоения воинских званий и наград воинам УПА. Мне повезло 1999 стать участником подготовки провидникивлидерив украинской молодежи, который проводился в рамках празднования празднования 55риччя УГВР в Спрыня Самборского района. Каждый, кто еще тогда побывал на тренинге, смог лично пообщаться с Василием Куком, послушать курс истории УПА и еще раз убедиться — при каких обстоятельствах никому не удавалось и не удастся искалечить национальную память и уничтожить дух украинского националиста, вышколенный в рядах ОУНУПА.
Но у каждого правда своя: ничего не изменилось и не изменится в отношении исторических фигур протяжении многих лет. Те, кто считал Шухевича и Бандеру героями Украины, конечно, ни при каких обстоятельствах не изменят своих мыслей. Те, кто считал их преступниками, тоже стоять как стена. Рассчитывать на примирение в этой идеологической пропасти стоит. Можно только представить ту горечь потерянной надежды, что II испытывают сегодня ветераны УПА, считая свою мизерную пенсию и вспоминая поломанную жизнь и погибших друзей. «Ну, ничего не поделаешь», — говорят галичане. Неизвестно, кто стал автором этого крылатого выражения, но мне рассказывали байку про одного человека, завербованного в Компартию во времена присоединения Галичины в состав Советской Украины. Бедный львовский чиновник должен как-то закончить свою хвалебную ариюпромову в честь такого «выдающегося события». «Ну, ничего не поделаешь!" Произнес он с большим сожалением и вздохами. Говорят, последняя фраза должностному стоила жизни, ибо его потом (добавились другие идеи) обвинили в националистических уклонах, впрочем, как и многих других людей Галичины. Если бы там не было, а правда о ОУНУПА все равно пробьет себе дорогу. Степан Бандера для каждого галичанина, в первую очередь, является рыцарем. Когда вся Европа 1941 склонилась перед Гитлером, только Бандера осмелился сказать: «Нет». От него требовали отречения акта провозглашения независимости Украинского государства, но проводник ОУН предпочел скорее умереть в немецком концлагере, чем предать национальным интересам Украины. Организация украинских националистов в то время не проводила военные дела, но готовила вот таких несокрушимых проводников, считая, что свободу надо бороться не только с помощью оружия, но и при содействии дипломатии. Вот почему осенью 1942 года именно усилиями ОУН в борьбе за украинскую государственность была создана Украинской Повстанческой Армии. Ее миссию для украинского народа свое время высоко оценил французский генерал Шарль де Голль: «Если бы у французской армии был такой дух, как в УПА, то немецкий сапог никогда не топтал бы Францию!».
Поражает другой факт — истерия россиян на «геройство» Бандеры. Они имеют своего собственного «героя» Власова, советского предателя, которого Синод РПЦ за рубежом признал героем — борцом против коммунистического режима. В годы Второй мировой войны из числа советских военнопленных им было создано Русскую освободительную армию, которая была настроена против СССР. Главную цель русского народа Власов видел в борьбе с большевиками, а на Германию возлагал большие надежды реализовать эти планы. Для советской власти это предательство генерала стала тяжелым ударом. С тех пор споры по поводу имени Власова не утихают. Кстати, на одном из плакатов с фигурой Власова красуется лозунг — «С Власовым за свободную и счастливую Россию!». Невольно появляется улыбка, когда смотришь на плакат украинских повстанцев. В них чувство юмора было крайне выраженное на всех агитационных листовках: «Не за Сталина, ни за Суворова, ни Гитлера, на ум больного! За Украину, за безмежную, ни от Иоська, ни от Фрица незалежную! ». На другом рисунке (1945 год), заглавной карикатуре юмористического журнала УПА «Украинский перец», повстанцы демонстрируют свои обнаженные прелести в знак презрения Сталину, как те шотландцы англичанам в фильме «Храброе сердце», помните?. А сверху ироничный подпись: «Сеют, перчають и врагов срывают УКРАИНСКИЙ ПОВСТАНЦЫ».
Вот так, шутками, карикатурами на тогдашнее порядок, и поднимали себе дух украинские военные, но несмотря на это — дисциплина у повстанцев была нешуточная. Думаю, современные пластуны (ибо таковой тоже когда-то была и даже имела свое псевдо «Ласка») могут представить жизни партизан, потому что оно чем-то действительно напоминало пластунское. Почти в каждой украинской школе еще до войны были кружки пластунов. Тогдашний Пласт воспитывал молодежь в духе патриотизма и национализма — ежедневной работы в утверждении украинской государственности и самосознания, что никак не устраивало оккупантов. Вот почему поляки 1930 года в Галичине запретили «Пласт», а его функции взяла на себя Организация украинских националистов. Настоящих действенных украинский, составлявших идеологический стержень страны и которых считали националистами, боялись все без исключения — как «советы», так и Польша с Германией. Пластуны не стали исключением, потому что «Пласт» не только воспитывал детей в националистическом духе, но и готовил молодежь к лагерной, бродячей жизни. Для юношества проводили своеобразные учебные выходки, они получали военную подготовку, идейное направление и закалки. Наверное поэтому пластунам хорошо знакомо жизни повстанцев.
С утренней звездой в 6 час. 30 мин. начинался повстанческое день (зимой — на час позже). Утренняя зарядка и умывания в водоемах помогали окончательно проснуться, а затем обязательная уборка спальных мест. После подстаршина созвал отдел, и повстанцы становились в трилаву для утренней молитвы (что-то вроде утренней «линейки» у школьников). Дальше — перекличка, завтрак и выполнения служебных обязанностей. Завершался рабочий день в 18.00., А те несколько свободных часов до сна каждый повстанец должен на отдых и личные дела. В 21.00 час. происходила вечерняя молитва, а за час все повстанцы ложились спать, кроме часовых. В выходные дни рабочий день сокращали до обеда. Униформы, внешнему виду и снаряжению воины тоже уделяли большое внимание. Одежда должен быть чистым и в хорошем состоянии, а сами повстанцы — ухоженными, подстриженными и выбритыми. Что уж говорить об оружии, за ней следили особенно тщательно! За ненадлежащее отношение к обмундирование повстанца могли наказать дополнительным грузом в рюкзаке, многократным выполнением приказов впоряд, а при повторении нарушений — расстрелом. Не позавидуешь … Но того требовал строгий военное время, большая национальная идея, измена которой ложилась большим стыдом на весь род. Дисциплинированных и храбрых повстанцев премировали многодневной или многочасовой отпуском, чтобы навестить родных или друзей неподалеку. Документ об отпуске содержал имя повстанца (псевдо), должность, место отпуска и время. Кстати, влюбленных в повстанческих кругах тоже хватало! Воинам позволяли жениться, и на это командир отдела давал отдельное разрешение. Венчание проходило в кругу близких друзей молодоженов и не ставило цель помпезно отпраздновать. Не каждый партизанский отряд в лесу мог позволить себе такую роскошь — громкая свадьба с танцами и песнями. Но бывали и такие забавы. После брачной церемонии женихом выдавался акт венчания, в котором было указано день венчания и зашифрованы имена обвинчани. Они подписывались под текстом присяги и официально считались женатыми.
Как и в пластунов, у каждого повстанческого отдела всегда поособливому праздновался день приведения стрелков к присягу воина УПА. Действовала специально разработанная инструкция по регламентом порядке проведения торжеств. В присутствии командования представителей Главного военного штаба (ГВШ) и краевого провода ОУН повстанцы произносили клятву, утвержденную УГВР и введенный приказом ГВШ ч. 7, с 19. VII. 1944:
«Я, воин Украинской Повстанческой Армии, взяв в руки оружие, торжественно клянусь своей честью и совестью перед Великим Народом Украинским, перед Святой Землей Украинской, перед пролитой кровью ycix Лучших Сыновей Украины и перед Высшим Политическим Руководством Народа украинские: Бороться за полное освобождение всех украинских земель и украинского народа от захватчиков и получить Украинское Самостоятельное Соборное Государство. В этой борьбе не пожалею ни крови, ни жизни и буду биться до последнего вздоха и окончательной победы над всеми врагами Украины. Буду мужественным, отважным и храбрым y бою и беспощадным к врагам земли украинской. Буду честным, дисциплинированным и революцийнопильним воином. Буду выполнять вci приказы начальников. Строго хранить военную и государственную тайну. Буду достойным побратимом y бою и в боевом жизни всем своим товарищам пo оружия. Когда я нарушу или отступлю от этой присяги, то пусть меня покарает суровый закон Украинской Национальной Революции и придет в меня презрение Украинского Народа ».
Подобную присягу сегодня произносят украинские пластуны: «Клянусь своей честью, что буду делать все, что в моих силах чтобы: быть верным Богу и Украине, помогать другим, жить по пластовым законом и слушаться пластового провода». В этой присяге содержатся все пластовые обязательства, собранные в трех пунктах. Это так называемые «Три главные обязанности пластуна», три указатели, что обучали молодое поколение во времена военного лихолетья. Именно пластовое движение готовил тогдашний молодежь к лесной партизанской жизни. И надо отдать должное — многие из руководителей и активных членов ОУН и УПА еще в юношеские годы получил хорошую военную «Пласт», в частности генералхорунжий УПА Роман Шухевич и проводник ОУН (б) Степан Бандера, о чем он упоминает в своих детских воспоминаниях:
«К Пласта принадлежал от 3ои гимназического класса (от 1922 г.); в Стрые был в 5м пластовом шалаше им. кн. Ярослава Осмомысла, а после арматуры
— В 2м шалаше старших пластунов «Отряд Красная Калина», вплоть до запрета Пласта польской государственной властью в 1930 г. К моим спортовы занятий принадлежали бега, плавания, лещетарство, кошикивка и прежде странничество. В свободное время я охотно играл в шахматы, кроме того пел в хоре и играл на гитаре и мандолине. Не курил и не пил алькоголя ».
Думаю, это достойный пример для сегодняшних пластунов, потому нравственное воспитание в Украинской Повстанческой Армии было больше всего. «Бог и Украина» — эти вечные истины легли в основу идейной платформы и «Пласта», и ОУНУПА. Дай, Боже, и нам сегодня силы и терпения осознать эту мудрость, оставленную в наследство героями УКРАИНЫ! Чтобы мы чувствовали в своей стране умными, физически здоровыми, патриотичными и просто полюдськы счастливыми. Правый же был Иван Франко, когда писал: «Ты, брат, любишь Русь, как хлеб и кусок сала. Я лаю раз в раз, чтобы она не спала … ». Пришло время наконец окончательно возбудить свою усыпленную национальное сознание и отречься национального нигилизма, проще говоря — равнодушия к собственным проблемам. Кто же, как мы сами должны прославить нашу родную матушку повстанческим лозунгом «СЛАВА УКРАИНЕ» не словом, а делом! ГЕРОЯМ СЛАВА!
Ирина СЛАВЧАНИК.