«Лампаду одни другим передадут».
Иван Пулюй
В конце 60-х в начале 70-х годов XIX в., Когда украинские земли входили в состав Австрийской и Российской империй, украинский ученическая и студенческая молодежь основала тайные общества «Громады», которые стали школой воспитания украинской национальной элиты. При поступлении в «Громады» каждый вновь принятый член присягу: «ничего и никого не предаст и всю жизнь будет трудиться на благо своего народа». Учредителями «Общин» на подроссийской украинских землях был студент Киевского университета Владимир Антонович, а на подавстрийских — выпускник Львовской духовной семинарии Даниил Танячкевич.
На время о котором идет речь, Галичина и Буковина входили в состав Австрии, которую в 1867 переименовали в Австро-Венгрию, столица которой — Вена, была центром политической и культурной жизни империи. Поэтому после окончания гимназий Украинская молодежь ехала в Вену для продолжения учебы в высоких школах. В Вене они сплотились в «Общество», которая жила привыкшим на родной земле жизнью. В Вене громадовцы отметили пятую годовщину со дня смерти Тараса Шевченко, на которые пригласили представителей славянских народов, учились в Вене: «было до 300 человек». На этом вечере они имели схватку с венскими москвофилами, которые еще накануне памяти Т. Шевченко подали в полицию донос на громадовцев — организаторов вечера, в котором представили их революционерами. К счастью, в полиции не поверили москвофилам. Поэтому затея их не удалась. Придя незваными на Вечер Памяти Тараса Шевченко, они старались сорвать его, или хотя бы высмеять на страницах своего журнала «Страхопуд». Но и это им не удалось. Хотя малочисленной была тогда венская «Громада», и которые упорны и трудолюбивы были ее члены. Какая сильная вера в будущее! Они переводили книги для школ и гимназий украинском языке, хотя в то время в Австрийской империи еще не было этих украинских учебных заведений. А «Когда стало число членов и сторонников украинской самостоятельности, то решено завязать явное академическое общество« Сич ». — Читаем в воспоминаниях Ивана Пулюя — уроженец г. Гримайлов, что на Тернопольщине, основателя и первого войта тернопольской «Громады» и одного из основателей венской «Сечи».
Итак, «Сич» организовали воспитанники «Общин», приехавшие в Вену на обучение. Официальной датой основания «Академического общества« Сечь », таково его полное название, является 9 января 1868. С этого времени общество действовало открыто. «Знаменем« Сечи »была сине-желтая хоругвь».
Для поощрения сечевиков к труду общество состояло из «обычных» и «чрезвычайных» (почетных) членов. Обычными членами были «австрийские подданные русской народности», которые находились в Вене. Чрезвычайными (Почетными) членами становились только те, которые имели «особые заслуги перед обществом и наукой». Поэтому каждый Обычный член старался работать так, чтобы впоследствии стать Почетным членом этого славного, известного на всю Европу, общества. Во главе общества была Президиум, тогда говорили «Выделение». Члены Президиума собиралась ежемесячно. Высшим законодательным органом общества было общее собрание. Устав общества время от времени меняли (обновляли). Поэтому позже, с целью осовременивания общества, по новому уставу Обычными членами могли быть только студенты высоких учебных заведений, украинского по национальности. Ведь это было общество украинских студентов.
Первым кошевым «Сечи» был Анатоль Вахнянин. В то время Анатоль Вахнянин был студентом Венского университета. Он родился 7 сентября 1841 в селе Сенява, лежащий недалеко от таких украинских городов как Ярослав и Перемышль. (После Второй мировой войны эти и другие украинские города и села, отошли к Польше). Его отец учился во Львове в духовной семинарии в то время, и Шашкевич. Затем в Львовской духовной семинарии учился и Анатоль.
С первых дней основания общества деятельность ее членов состояла в согласии, прежде между собой, ознакомлении представителей других народов, проживающих в Вене, с проблемами украинского на родной земле и стремлением их к равноправию среди народов, земли которых, как и украинские, творили Австрийскую империю . Сечевики проводили вечера чествования Славных сыновей украинского народа, делали доклады на актуальные общественно-политические темы, которые заканчивались великолепными концертами, что сближало тогдашнюю европейскую молодежь, которая уже имела в Вене свои национальные общества. Как видим, запорожцы были «дипломатами» украинского народа в Европе, который в то время не имел своего государства.
13 марта 1868 запорожцы организовали вечер памяти Маркияна Шашкевича, на который пригласили представителей славянских народов. Очаровывали слушателей украинским словом, песней, музыкой. Поэтому не зря сечевик Иван Пулюй, 23 апреля 1869, написал Даниила Танячкевича: «Кождий наш человек знает, что цель наша есть: завоевать своему народовы уважительное становиско между другими народами, но не заржавевшими копьями хохлатых дедов наших, а живым словом, русско УКРАИНСКОГО языке ».
В «Сечи» молодежь организовала кружки. Среди них был кружок «Товарищей просвещения», который занимался издательским делом. Иван Пулюй, тогда воспитанник Венской греко-католической духовной семинарии, организовал «Труд» и приступил к переводу Молитвослова на украинский язык. Ведь все народы Мира обращаются к Богу на родном языке и большинство из них имеют Молитвенники на родном языке. Почему же лишены этого сокровища украинского? После выхода в свет Молитвослова Иван Пулюй вместе с Пантелеймон Кулиш, который приехал в то время в Вену, перевели Четыре Евангелия.
Сечевики поддерживали связи с членами украинского обществ, действовавших в то время на всех украинских землях, а они, уезжая в западную Европу, наведывались в венских сечевиков, что оказало большое влияние на последних. Общество имело большую библиотеку. По словам Михаила Драгоманова, библиотека «Сечи» была «богатая украинские книги во всей Австрии».
Не раз подвергалась «Сич» проработки со стороны австро-венгерского правительства. Так было и в 1876-1877 гг, когда прокатилась нагоняй на социалистов. Тогда во Львове пострадали Михаил Павлик, Иван Франко, воспитанники Львовской духовной семинарии и т.п.. Не обошла нагоняй и Вена: провели ревизии в помещениях сечевиков и в доме общества. Казалось бы, все: больше не будет «Сечи». Всякие собрания запретили. Даже чествования памяти Тараса Шевченко не позволила полиция. Но через некоторое время общество возродилось, приобрело древней активности. По случаю 30-летия со времени основания «Сечи», запорожцы выдали «Альманах« Сечи ». Это первая История «Сечи».
В 1901 г. запорожцы были вместе с украинской студенческой молодежью в борьбе за открытие украинского университета во Львове. В этой борьбе их поддерживали немецкие и славянские студенты. Тогда украинская студенческая молодежь бойкотировала Львовский университет. Более 300 студентов-украинского покинули его в знак протеста и уехали за границу для продолжения обучения.
В «Сечи» молодежь училась, в «Сечи» она воспитывалась. Их уже было 126 человек. Но внезапный взрыв Первой мировой войны застало сечевиков вне своей венской дома. Ведь начались летние каникулы. Многие из них оказались в Цесарской армии, а были и такие, которые ушли в ряды Украинских Сечевых Стрельцов. Оставшиеся в Вене, занимались украинским ранеными, больными и одинокими людьми, находившимися в различных госпиталях. «Сич» зажила новой жизнью. И в этих условиях она продолжала «трудиться на благо своего народа».
Поддерживая постоянную связь с родной землей, они знали все, что там происходило. Поэтому 2 июня 1916 запорожцы собрались в своем доме, чтобы почтить память Славного украинского Ивана Франко, которого уже не было в живых.
В годы борьбы украинского за свою Государство, запорожцы продолжали делать для родной земли все то, что позволяло время. Но не завоевали украинского своего государства в начале ХХ века … НЕ завоевали … И снова остались украинские земли разделены между соседними государствами. Затужили и запорожцы. Со временем в «Сич» вернулись беглецы из польских лагерей пленных. Пришла новая молодежь. В Европе образовались новые государства, а в Вене много молодежных обществ, с которыми запорожцы поддерживали дружеские отношения. Венская «Сич» была и дальше одним из самых уважаемых организаций украинской жизни.
С первых дней своей деятельности Венская «Сич» была островком, с которого распространялись украинские идеи в Центральную и Западную Европу. Но это не нравилось как древним, так и позже москвофилам. Поэтому когда приближался конец Второй мировой войны, войска союзников вошли в Вену, то разделили его на четыре оккупационные зоны — американскую, английскую, французскую и советскую. Во всех этих зонах советские спецслужбы вылавливали украинского, и не только украинского, и вывозили их в советских концлагерей, откуда живыми вернулись лишь единицы. Где их могилы? .. Никто об этом не знает, пока … После вывоза сечевиков в советские концлагеря, «Сич» ликвидировали. Было это 18 июня 1947 Любую попытку возобновить деятельность «Сечи» объявляли нелегальной.
Последнее кошевым — уже тайной «Сечи» (от 29 июня 1945 по 18 июня 1947 г.) — был Сергей Наклович, уроженец г. Сокаль, что на Львовщине. Дипломированный купец. Общественный и студенческий деятель. В октябре 1947 г. советские спецслужбы его арестовали и вывезли в один из концлагерей вблизи Воркуты (теперь Россия). С Божьей волей он остался жив, а после ссылки вернулся в Вену. Вернулся, чтобы рассказать украинским и Мировые о последних минутах жизни и деятельности «Сечи» и о советских концлагерях.
Почти 80 лет действовало в Вене «Академическое Общество -« Сич ». Действовало! А это значит — молодежь училась, работала на благо украинского народа … Делала это на чужой земле, так как своя была под чужеземной заимки ….
Вечная память Сечевикам!
Слава их преемникам, которые были, есть и всегда будут среди украинского на нашей украинской Земли.
Ольга ЗБОЖНА,
член НОШ.