В этот жаркий воскресный день, 29 апреля, неслась над могилой повстанцев, погребены на кладбище в Варяж, песня «Шли селом, шли селом партизаны …». Ее пели все присутствующие, которые слушали рассказы бывших воинов УПА Иосифа Гладкого и Василия Михальчука. Сюда, к могиле, жители Варяж, окрестных сел, жители Сокаля, Великих Мостов процесийни пришли от церкви. Священники Василий Городецкий и Владимир Юськив отправили панихиду. Здесь вечным сном покоятся «Дубрава» из Житомира, Владимир Пахолюк («Вишня»), Степан Гриб («Сойка»), Петр Кисик («Сергей»), Василий Либижинський («Роща»), Мирон Бриль («Скала»), «Дуб», «Зеленый», «Петрусь», «Седой» (говорят, что те последние юноши родом с востока Украины). Они погибли в тайнике 28 апреля 1946 в Шмиткивському лесу. А Василий Лагодюк («Жук») оказался живым. Там, в 2007 открыли и освятили убежище УПА.
Местный священник Василий Городецкий, в частности, сказал, что «сегодня — это скромное, но величавое действо, когда чтим память тех героев, которые погибли, отдали свою жизнь за то, чтобы мы имели возможность жить в свободной независимой Украины, которые похоронены на нашем сельском кладбище. Мы молимся за упокой тех людей, тех христиан, которые отошли от нас. А ушли в особом, отдав свою жизнь ради друзей. Христос говорит, что нет большей любви, чем кто жизнь свою отдает за друзей. Так молимся за них, чтобы Господь принял эту жертву любви, чтобы Он принял их души в свое Небесного и Вечного Царства. Вторая цель которой собираемся — это поучиться большого примера быть готовым пожертвовать величайшим даром, который получаем от Бога — дар жизни. Здесь видел мальчика, на котором футболка с надписью «Первое Украина». Очень правильный лозунг, призвание каждого украинский носить в своем сердце этот клич. На первом месте Бог, второй — Украина. Дай Бог, чтобы такая одежда была не только на теле, но и в наших сердцах »…
— До этого святого места мы должны всегда приходить и поклоняться повстанцам, которые отдали самое дорогое — жизнь, — продолжил о. Владимир Юськив. — В сердцах Бог и Украина. Мы должны помнить наших героев и возрождать те святые места.
Многочисленная группа великомостивчан перед побывала в Нисмичах, где у старой сожженной церкви поклонилась братской могиле воинов УПА. В ней захороненных Петр Балко («Святослав»), член ОУН, заместитель окружного проводника ОУН на Холмщине. Погиб в бою с отрядами НКВД 4 апреля 1945 в колонии хутора Корчунок у Долгобичева (Польша). Отдали дань и племянники Петра Балка — Тарас Занько и Мария Юрочка. А еще отец Владимир привел примеры других трагедий — это «Салина» (Добромиль), где в соляные шахты бросали людей, а в 1941 году отдал свою жизнь адвокат, который трудился в нашем крае, Иван Малко, которого живьем замуровали в тюрьме на Лонцкого во Львове.
«Сегодня чествуем людей, которые боролись за независимость нашего государства», — сказал депутат Сокальской городского совета Юрий Товарянський и предложил всем вместе исполнить гимн украинской повстанцев. Позже к слову пригласил Иосифа Гладкого (псевдо «Рекорд»), который живет в Ходорове, а родился в 1922 году в мошки. Вот что он рассказал:
— В 1941 году вступил в молодежную организацию ОУН. С конца 1943 в составе отряда самообороны принимал активное участие в защите окружающих сел от нападений польских солдат Армии Крайовой, жестоко относились к украинским населения: грабили его, убивали женщин и детей, жгли села. Осенью 1944 г. я схватила польский служба безопасности в селе Варяж и передала органам КГБ, а те бросили в Замарстыновскую тюрьму во Львове. После шестимесячного пребывания в ней, не имея соответствующих доказательств моих действий против советской власти, меня и еще троих заключенных переправили в Сокальского тюрьму.
В 1945 в апреле, на Пасху, меня и еще одного арестанта из села Опильский по имени Василий (фамилии не помню) советский конвой переправил через реку Буг по пешеходному мосту на территорию Польши. На польской стороне пограничной службы тогда еще не было, и мы разошлись. Василий пошел в свою деревню, а я добрался до своей семьи в Конотопи. Там связался с кустом СБ, который возглавлял брат Ярослав (псевдо «Гармаш»). В конце мая 1945 меня направили на Холмщину в Тактический участок «Данилов» куреня «Волки», который возглавлял куренной псевдо «Ягода». Попал в подотдел СБ, который возглавлял командир «Дуда», заместителем которого был «Гонта», а секретарем — Петр Шупяк («Березинский»), который был родом из соседнего села Лишкова. Медсестрой работала девушка по кличке «Зина», а роевые имели кликуху: «Дубрава», «Вишня», «Чернота», «Мороз».
В селе Гильче во время боя куренной «Ягода» погиб, там же его и похоронили. После его смерти вступил командир по кличке «Прорва» …
В октябре 1945 г., во время акции на польскую полицию в городе Тишовци, был ранен в руку. Тогда мы получили у врага медикаменты и продовольствие. В апреле 1946 провели успешную засаду своим подотделом на польское войско на шоссе Грубешов — Верешин, сожгли 19 вражеских автомашин и уничтожили одну танкетку (с помощью противотанкового ружья ПТР), получили много оружия.
В начале мая 1946 года провели акцию в городок Варяж, где размещался большой гарнизон поляков. В ней принял участие шалаш повстанцев и боевки из окрестных сел. В наш прицел попал вражеский гарнизон, который был расположен в здании еврея — доктора Гангеля и в прилегающих домах. В этом бою мы использовали немецкую трофейную ракету ФАУ1. После успешного проведения операции на второй день польские отделы провели массовую облаву в Шмиткивському лесу в десяти километрах от Варяж, напали на убежище роя «Дубравы». Тогда же погибли все бойцы роя, за исключением одного псевдо «Андрюша», который был контужен.
Наш рой роевого «Мороза» в то время находился также в этом лесу, в тайнике, но на самой окраине, и, видимо, поэтому уцелел. В отделения «Дубравы» были бойцы в советской униформе, которые перешли из Красной Армии на сторону УПА. Их смелости и отваге в боях не было равных. Гибель роя «Дубравы» было для нас большой и тяжелой потерей. Павших бойцов похоронили в Варяж. После такой трагедии подотдел СБ командира «Дуди» больше не прятался в укрытиях, а после каждой акции уходил за уездный город Губешив и в польские села.
В конце мая 1946 отряды УПА осуществили атаку на Грубешов. Когда рассвело, отступая из города, разведка донесла, что в нашу сторону на автомашинах приближается военная колонна. Перетявшы спешно придорожную полосу лесопосадки, мы вышли на чистый поприще, где за метров пятьсот виднелся Метелинський лес. Неподалеку от него поляки начали боевые действия. Повстанцы залегли на краю леса. Бой длился целый день под постоянные пулеметные очереди как с одной, так и с другой стороны. И сегодня вижу картину этого ожесточенного боя, в котором мы выстояли. Через шесть дней рой роевого «Мороза» прибыл на место этого боя. Там мы отыскали погибших повстанцев, среди которых был и мой брат псевдо «Гармаш». Перевезти тела, разлагались, на кладбище и похоронить по христианскому было уже невозможно. Поэтому похоронили их на окраине того же леса, помолившись за них, и отдали честь и почет.
В июне 1947 г. командир «Дуда» провел смелую операцию на село Хоробрив, создав видимость нападения на вражеский гарнизон, там. Польский гарнизон в панике звал помощь из городка Варяж. Мы сделали засаду в оврагах над дорогой, недалеко Варяж за селом Ошив. Хорошо спланированная акция принесла желаемые результаты: забросали гранатами три машины с польскими военными.
В августе 1947 года во время проведения засады на польское войско между Долгобичив и Верешином был смертельно ранен славной памяти командир подотдела СБ «Дуда». Мы похоронили его в родном селе Сиховичах. От этой тяжелой утраты мы долго не могли опомниться. После него подотдел возглавил заместитель командира по кличке «Гонта». С тех пор наши боевые действия практически прекратились.
В середине ноября 1947 года в лесу между селами Хоробрив и Угринов провели сбор куреня «Волки» (правда, уже не в полном составе), на котором приняли решение командования о его расформировании. На сборе выступил мужчина в штатском, объяснил ситуацию о положении в деятельности УПА на данном поприще, где уже стало невозможным обеспечение продовольствием, одеждой, разведкой. На следующий день мы узнали, что это был главнокомандующий УПА.
Перед повстанцами был поставлен выбор: перебираться за границу в Германию, вернуться в Украину, или остаться на территории с соответствующими документами и деньгами. Мы с группой солдат на кликуху «Новый», «Володя» (трех других не помню) решили перейти границу в Украину. Местный проводник повел нас к границе, что у Старгорода, показал, где лучше перейти реку Буг, и вернулся обратно. Замаскировавшись в кустах, два дня наблюдали за обходом пограничников на территории Украины. Определили их количество и время появления. Мы знали о натянутую проволоку сигнализации, вспаханную полосу и плот с ветки деревьев. Осторожно перешли все это. Оказавшись на противоположной стороне, бегом начали отдаляться от границы. Во время короткой остановки приняли решение: расстаться двойками налево, направо и прямо. Я с другом (псевдо «Новый») пошел через Волынь в город КамьянкуБузьку в село Руда над Бугом. «Новый» пошел в Кристинополя в село Новый Двор. При помощи переселенцев из Варяж я направился на Рогатинщину в село Явче, а затем уехал во Львов в поисках работы.
Меня узнала и выдала односельчанка. 8 апреля 1950 меня арестовало КГБ, посадили в тюрьму на Лонцкого во Львове, обвинив по ст. ст. Пятьсот сорок первой, 544, 548, 5411. Не имея соответствующих доказательств по вышеуказанным статьям, «особым совещанием» 9 апреля 1951 осужден на 10 лет по ст. 5ЗЗл, как особо опасного элемента и сослали в Казахстан. Освободили по амнистии 9 апреля 1955
Это мое воспоминание на склоне моих лет, конечно, неполный, потому что много событий, фактов и имен уже стерлись из памяти. Мое воспоминание — рассказ очевидца, воина УПА о героической повстанческой борьбе друзивпобратимив, о мучениях и страданиях нашего народа, в обороне которого и воевала УПА.
Я не сдался и никого не предал, счастлив, что мое участие в борьбе с оккупантами влилась в общую борьбу украинского народа, и тем, что дожил до светлых августовских дней 1991 года, когда над Украиной взвился синежовтих флаг и Украина стала независимым государством, за свободу которой отдали свою жизнь лучшие сыны Отечества.
Живу с надеждой дождаться того дня и той минуты, когда исполнится историческая справедливость, и государство признает УПА воюющей стороной во Второй мировой войне.
Очевидец тех событий, 91ричний Василий Михальчук, уроженец села Савчин, также рассказал о бурном 1946. Он имел псевдо «Жук», воевал в рое «Дубравы» против большевистских и польских оккупантов, которые хозяйничали на нашей земле. п. Василий 28 апреля 1946 вместе с 12 повстанцами находились в тайнике в Шмиткивському лесу. У них была задача взорвать мост на Западном Буге, который оккупировали враги и вывозили по ним людей в ссылку в Сибирь и Воркуту.
Но об этом узнали враги. Окружили тайник. Юноши не намерены сдаваться — стрелялись, одна за другой полетели и гранаты. Чудом остались живы Василий Михальчук и «Андрюша» (родом из Харьковщины). Их безпритомних забрали поляки в Варшаву и судили, на допросах они никого не выдали. В. Михальчук отбывал наказание в Воркуте …
Житель Варяж Федор Мельничук очевидец событий (тогда ему было 16 лет), когда хоронили повстанцев. Их привезли в церковь в Варяж для опознания. Люди подходили, смотрели. В воинов были прострелены головы, потому пускали себе пули, чтобы не достаться живыми врагу, в некоторых — грудь. Тогдашний священник села о. Степан Гаук попросил командира польского батальона разрешения похоронить юношей. На что услышал: «хоронят, как следует, потому что они герои». Их похоронили на кладбище без гробов, высыпали сосну и накрыли полотном.
Сельский голова Юрий Городько, депутат Львовского областного совета Александра Небожук, народный депутат Украины Владимир Вязивский, заместитель председателя районного совета Владимир Чуб подчеркнули, что все мы должны помнить нашу историю. Ведь нация, которая не помнит своей истории, нет будущего.
Юноши из Варяж почтили повстанцев песней.
Затем участники поминальной акции переехали в Шмиткивський лес, тайники. Священники Иван Макар и Владимир Юськив отправили панихиду.
— Молодые ребята боролись за свободу своему народу и отдали жизнь, чтобы мы имели возможность говорить на родном языке, молиться в своей родной церкви. Они были отважными, имели талант защищать землю, делали героические поступки. Они выходцы из очень набожных семей, любили Бога, Церковь, были духовно крепкими и этим родители вдохновляли своих детей. Стараемся подражать борцов в своей жизни, — сказал священник Иван Макар.
Вот такие искренние и теплые слова ко всем присутствующим сказал декан Белзького деканата священник Владимир Юськив:
— На тех местах, орошенных кровью, мы собрались для того чтобы поднять наш дух, нашу память. Особенно обращаюсь к вам, юноши, у воинов была идея, знали за что боролись и получат. Шли против нашествия большевистской, немецкой и польской, которая двигалась на землю и уничтожала все под собой. Сегодня мы пришли сюда, родители привели детей, внуков и объяснят им, что здесь происходило, как создавалась свобода, независимость. Нас сегодня хотят убедить, что это получено без капли крови. А тут, на этом святом месте, где поставили этот железный березовый крест, между теми березами живыми молодые ребята умирали, но знали, что придет лучшее время. Сейчас его еще нет. Руководители нашего государства является не украинское. Президент нет ничего в сердце украинского. Как и то правительство, которое сегодня заставляет народ отдавать последнюю копейку, потому что они еще не нажились. Им еще мало банков, им еще мало заводов … Но почему так произошло, почему так произошло, кто в том виноват? Это мы с вами, дорогие братья и сестры! Как сказала старший человек, извините что так скажу, но это мнение народа, сегодня находится в тюрьме женщина, мать, жена, бывший премьерминистр Украины, которую пытают, бьют, издеваются. Сегодня издеваются из женщин, матерей, сестер в нашей стране. Но к чему они и привели нас вместе с бывшим нашим президентом, на которого мы имели такую большую надежду. И он рычаги в своих руках. Ему надо было сказать: «Народ, еще раз вставай, еще раз взываю, как президент, Тебе, на площади нашей необъятной страны». И народ бы пошел. Он имел много друзей, но они стали его предателями, ушли к другим в друзья, которые сегодня перекатились в другую партию. И поэтому, здесь, на том месте, дорогие сокальчане, на могиле, которую повстанцы окропили кровью, мы имели бы здесь разуться и стать босыми ногами на земле, потому что она святая и упасть на колени, взять ее горсть, окрашенную кровь ‘ю, о которой в свое время сказал Папа Блаженный Иоанн XXIII к нашему епископу: «Иди, брат, на украинскую землю и в любом месте возьми горсть земли святой, окроплены кровью мучеников и исповедников, героев, отдавших свою жизнь за Украину, за свой народ ». И мы здесь, на том святом месте, как в Варяж, как и в Нисмичах, где мы, мостивчаны, поклялись и поклялись перед Богом, что до конца своей жизни, не покладая своего здоровья и даже жизни, как надо будет , отдать. Ибо нет большей любви, как и любовь отдать жизнь за друзей своих. Так сказал Иисус Христос. И те, кто отдал жизнь за нас, являются святыми, они являются героями. И не надо нам, чтобы еще пришли какие-то президенты, чтобы своими указами отменяли снятие героев из Степана Бандеры и других. Пусть снимают. Но они являются героями в наших сердцах. Когда служил в армии и меня называли «бандер», то в сердце содрогалось, духом возвышался. Потому что мой отец Василий Юськив был в отряде Службы Безопасности УПА, воевал. Мамин брат, сотней руководил и в таких лесах отдал свою жизнь … Когда отец дождался своего флага, провозглашения Украины, умирая передал нам все это и завещал, чтобы мы никогда не предавали украинскому народу, чтобы никогда не заплямилы ту святую землю. Чтобы как придется, я вас с матерью Екатериной (живет и сейчас) породил, восемь, пять сыновей, один умер, но чтобы вы не пожалели своей жизни, ибо лучше умереть, чем упасть на колени и быть пресмыкающимся у тех, которые керманують нашим народом …
Исповедник веры отец Михаил Шемчишин, когда-то в подполье проповедовал на тех землях, был на празднике Благовещения Пресвятой Богородицы в Великих Мостах, сказал, передаю его слова: «Мы еще имеем последний шанс и тот шанс будет в октябре этого года. Последний шанс, вот так мирно, но единогласно, единодушно одним сердцем, одной мыслью и устами сказать: «Нет той власти, которая хочет сделать нас рабами на своей земле, и она пытается чтобы нас здесь меньше было». Как пишет в тех талмудах, им надо 15000000 украинциврабив, которые бы работали на них, а они будут руководителями. Это мы в какой-то мере виноваты. Я обращаюсь и к вам, дорогие представители власти! Положа руку на сердце, здесь под тем Крестом говорю, что и я есть виноват. Но вместе со мной и мы все здесь присутствующие, допустивших к тому, что есть пресмыкающимися на своей земле. Но думаю, что у всех, кто пришел, в дыхании сердца, совести кипит кровь к ответственности перед будущими поколениями наших детей, когда придут, будут хозяевами на своей земле. А мы в этом помочь, должны сплотиться, потому оружием нашей является не то оружие, которое сегодня символически держат в руках в почете тех, которые здесь умирали. Нашим оружием сегодня единство, согласие и взаимопонимание. Как поем в церковном гимне «В единстве — сила народа». Подай нам, Господи, того единства!
О чествовании героев, объединение вокруг национальной идеи, воспитания молодого поколения в патриотическом духе, говорили депутат Сокальской городского совета Юрий Товарянський, бывший воин УПА Иосиф Гладкий («Рекорд»), Савчинский сельский голова Василий Калька, народный депутат Украины Владимир Вязивский, депутат областного совета Александра Небожук, заместитель председателя районного совета Владимир Чуб, директор Савчинский школы Евгений Матвеев, один из инициаторов открытия тайника Олег Солодяк.
Кстати, следует подчеркнуть, что это мероприятие прошло без партийных флагов и лозунгов.
Потом над лесом неслись повстанческие песни в исполнении участников художественной самодеятельности Савчинский сельского совета. Гимн Украины спели все присутствующие.
Василий Сорочук.
Фото автора.