Site icon Голос Сокальщини — новини Сокаля, Шептицького

У них забрали малую Родину …

28 апреля 1947г на земли Холмщины, Надсяння, Подляшья, Закерзоння пришла страшная беда — пресловутая операция «Висла», которая стала настоящей Голгофой для Украинской, которые здесь жили. Она сломала судьбы тысячи украинский, разбросала их по свету, вырвав их корни из дедовских земель. С тех пор прошло 65 лет … И именно по этому случаю, 28 апреля, в месте, где «сходятся» три земли — Холмский, Галицкий и волынский, близ села Песочного, которое единственное представляет Холмщину в Украине, у величественного памятника жертвам террора и депортации Украинских Холмщины в 19381947 гг собрались бывшие выходцы холмской земли на вичереквием памяти. К его подножию представители власти и общественных организаций возложили венки и букеты цветов. А через минуту представители Сокальской станицы воинов Братства УПА стали в почетном карауле, подняв национальный флаг.

Помнить, пока БУДУТ ЖИТЬ

О тех страшных событиях на этих территориях помнят холмщаны, поэтому и съехались сюда из Червонограда, Сокаля, Львова и Волыни … Многие из них надели старинные вышивки своих бабушек и дедушек, как память о них и об исковерканной, окровавлену, обездоленной свою малую Родину — Холмщину. Среди них увидела сокальцив — Татьяну Золотоверхова, Марию Покальчук и хористов из церкви святого Николая. Один из них, Антон Доливець, рассказал, что он здесь, потому что в его детях и внуках течет кровь холмщан: тесть и теща были переселены из Холмщины. Поэтому приехал сюда отдать дань уважения тем людям, которые пережили трагедию.

Восемь месяцев было Софии Гулявський, когда ее маму с двумя маленькими детьми вывезли из Старого Села Грубешевском уезда.

— Нас вывозили силой, — вытирая непрошеную слезу вспоминает женщина. — Мама собрала необходимое. Пришли, вывели из дома, где оставили нажитое годами добро, и повели под конвоем на железнодорожную станцию. И мы скитались по миру, потому что еще шла война. Сначала повезли на Одесскую, отсюда бежали в Тернопольскую, лишь впоследствии посчастливилось попасть на Сокальщини. Тогда считали, что оттуда уже рукой домой подать.

Надеялись, что переплывут Буг и обратно вернуться в родное село. А когда приехали в Запорожье, увидели, что здесь уже есть граница, а их село осталось по ту сторону границы … И мы остались. Здесь родились наши дети и внуки. Но мы помним, что мы — холмщаны и горды тем. Только у нас забрали нашу родину. Вывезли из родной земли насильно. И это еще бередит в сердце рану …

На вичереквием из Сокаля приехали семьями. Среди них увидела Ольгу Янчук с дочерью. Их бабушка Юлия Борис имела лишь два года, когда в мае 1945 года ее семью вывезли из села Потуржина Люблинского воеводства. Госпожа Ольге рассказывала бабушка, Ольга Бохонко, о тех ужасах, которые там происходили, как скрывалась с младенцем в погребе, чтобы переждать облаву. Семья была зажиточная, имела две ветряные мельницы, десятки моргов поля и хозяйку. Едва возвели новую каменную комнату, но обжить ее не удалось. Их насильно изгнали из нее … Разве это не ужас? Сейчас госпожа Юлия не смогла приехать, но дочь и внучка Катенька все ей расскажут. Их рассказ дополнят присутствуют здесь бывшие холмщаны, которые сейчас живут в Сокале.

Бывшие выходцы из Холмщины общаются между собой, помогают друг другу. Их об "объединяет пережитое и воспоминания о родной земле. Они об "объединились в общество« Холмщина », которое является филиалом Львовского. И сейчас насчитывает 47 человек. Лариса Антощук, которая его возглавляет, рассказала, что год назад оно возобновило свою работу. У пани Ларисы, которая уже родилась в Сокале, были выселены из села Подгайцы у Долгобичева покойный отец и бабушка. Отцу было всего 14 лет, когда их насильно выселили. К сожалению, с каждым годом очевидцев тех событий становится все меньше.
Краткую историю своей семьи рассказал сокальчанин Анатолий Гринюк: «Мои родители были вывезены 17 июля 1947 из села Верешин на восточную Пруссию в районе города Ольштын. Я с братом там родились. Отец работал в строительной организации, которая строила жилье для Украинской. Он был активным участником украинского общественно культурного общества, которое действовало на территории Польши. Родителей всегда тянуло к родным местам, но земли, откуда их вывезли, уже заселили поляками. Назад были «сожжены все мосты». Отец не сдавался и ждал возможности вернуться с семьей в Украину. Так в 1969 году родители переехали из Польши в Украину — в Запорожье. В нашей семье никогда не афишировали, что мы переселенцы. Однако Гринюк всегда пам "яталы откуда берет начало их род, что пришлось пережить им во время принудительного выселения из холмской земле. Отец, к сожалению, его уже нет с нами, часто рассказывал о своем родном селе, вспоминал как их выселяли, как уничтожали украинский поляки, как унижали. Он говорил, что переселение украинский началось гораздо раньше. К 1947г нашу семью не трогали, потому что отец был фронтовик. Он служил на границе в Австрии. Но тилькино вернулся с военной службы, сразу выписали из села. Утром сообщили об этом и дали на сбор два часа. Родители взяли самое необходимое. Куда их везут — не знали, думали, что в Сибирь. Тогда одних украинский вывезли в Восточную Пруссию, другие — на юг Украины. Их — в Восточную Пруссию. Поселили в дома, где жили раньше немцы, бежавшие отсюда … ».

ГОЛГОФА ХОЛМЩАН

— Не случайно мы собрались на месте где крест, — сказала ведущая вичереквием, руководитель аппарата Сокальской РГА Мария Христинич. — Иногда, глядя украинские земли спрашиваем, сколько на ней крестов? Сколько распинали, сколько убили, жгли, переселяли, чтобы разрушить генетические корни, чтобы ассимилировать украинское. Это было в истории Украины, это была Голгофа для Украинской … И снесли все.

В память о всех украинский, погибших в эти годы, парохи соседних сел, отцы Василий Суслик и Степан Дилай отслужили совместную молитву у памьятникахреста жертвам Украинской Холмщины в 1938-1947 гг, который был установлен в 2010 г. на пожертвования патриотов холмской земли и средства Львовской ОГА и областного совета, Сокальских РГА и районного совета.

— Я встречался с людьми, которые пережили эту великую трагедию, — сказал отец Василий Суслик. — Они приходили ко мне и делились воспоминаниями, которые запечатлелись им на всю жизнь. Помню, как одна женщина, плача рассказывала, сколько ей пришлось пережить и натерпеться страха во время переселения. Представьте себе то отчаяние, когда тебя выгоняют из дома. Брали с собой в дорогу самое дорогое. Для нее это были дети. С болью и слезами она оставила родной дом и могилы родителей. Вывезли их сначала в Тернопольскую …

Отец Василий призывал учиться на ошибках и быть разумными и достойными героев нашей земли. Холмщину прославили много сыновей и дочерей. Это, в частности, Михаил Грушевский, Иван Огиенко, Иван Крип "якевич …

Далее присутствующие услышали книжке строки стихов о том, что здесь происходило, о судьбе переселенцев, которых сравнивали с птицами, у которых сломаны крылья. Их прочитали ученики Войславицькои и Тудорковицькои школ. Однако птицы возвращаются к родной земле, а они не могут. Экскурс в прошлое Холмщины сделала член общества «Холмщина» Сокальского района Анисия Петришин. Ее рассказ сопровождался рядом раненых песен выстраданного края, сейчас на устах детей и внуков холмщан. Их выполнил церковный хор церкви святого Николая под руководством Светланы Яремы.

«От этого места наша родная земля совсем близко, достаточно подать рукой, но дорогу туда перегородили колючей проволокой. И сейчас бывшие жители украинских сел, которые находились возле Холма, не могут поклониться могилам родных и близких. И все это произошло вследствие пресловутого пакта РиббентропаМолотова, который заключили в 1939 году правительства Германии и Советского Союза, а 22 июля 1944 года правительство Москвы и создан марионеточный польский комитет подписали тайное согласие о радянськопольськи границы Польши. Позднее, 9 сентября 1944 г., в Люблине подписали соглашение об обмене населением Польши и Украины », — отметила госпожа Анисия.

И началась «этническая чистка» украинского населения. 19 октября 1944 в Новую Каховку Запорожской области вывезли 78 семей. В Грубешевском уезде, куда входили и Забужское часть Сокальского района, от мая 1943 года в мае 1944 польские банды сожгли 52 деревни, убили 4670 украинский, сожгли 11 300 усадеб и 650 отдельных домов, ограбили 2268 семей. На протяжении 1944-46 годов с территории так называемого Закерзонья в УССР было переселено 482880 человек. Правительства двух государств занялись ликвидацией украинского этноса на исторических землях Холмщины, Надсяння, Лемковщины и Подляшья. В течение слишком короткого срока большие семьи со старыми и младенцев спешке, собрав домашний скарб, в товарных вагонах в антисанитарных условиях вместе с домашним скотом вывозили в южные малообжитые районы Одесской, Херсонской, Николаевской, Донецкой областей. Во Львовскую область на 1 января 1945 выселили лишь 180 семей. Иногда это перевозки продолжалось два-три недели и сопровождалось физическими и душевными страданиями. На новом месте в необорудованных помещениях они переживали большие затруднения, вынуждены были тяжело работать, чтобы прокормить свою семью. Разочарованию и горю не было предела. Вот почему с осени 1945 года началось массовое бегство на западные земли, где еще не было колхозов, функционировали церкви, где язык и обычаи были родственны. И близко была родная. На Запад бежали 400 тысяч из 480 000 переселенцев.

После прекращения эвакуации украинский в июле 1946 года, в Польше оставалось еще 200000 украинский. Чтобы покончить с украинцами, польское правительство разработало операцию «Висла». Поэтому с помощью войска и полиции украинский насильно депортировали на западные и северные земли, которые отошли к Польше после войны. На сбор давали два часа. Войско гнало людей, как скот, как преступников. Переселяли украинский с намерением больше рассеять их среди польского населения, которое было враждебно настроено к украинским и различными способами его преследовало.

 Анисия Петришин в подтверждение этих слов зачитала воспоминания ныне покойной Юлии Гринюк — выходца с. Верешин Грубешевском уезда.

В Явожно на месте гитлеровского концлагеря, который действовал до 1945 г., поляки в апреле 1947 г. создан специальный концлагерь для Украинской. Здесь посадили 22 католических священника и 15 православных, учителей, врачей, мажет всю интеллигенцию. Через лагерь в Явожно перешло 3936 заключенных, в том числе 823 женщины и несколько детей. Полевой суд акции «Висла» выдал 133 смертные приговоры. Из-за недоедания в концлагере умерло 150 человек.

Бывшие жители холмской земли потеряли все: родину, кое-кто родных, имущество. Они рассеялись по белу свету, однако сумели сохранить свою святыню — икону Холмской Божьей Матери. Ее привезла из Холма семья священника Коробчук. Сейчас она является в Луцке. Депортированные свято хранят память о родной родину, своих предков, охраняющие, воспроизводят и приумножают национальные и культурные достижения жителей Западной Украины.

Глава Львовского общества «Холмщина» Иван Банащук пожелал, чтобы им никогда не пришлось пережить то, что выпало на долю их отцов и дедов. И сказал: «Сегодня мы отмечаем 65ту годовщину операции« Висла ». На плечи холмщан выпала очень трудная судьба. Но операция «Висла» это уже третья депортация украинский, которая началась в 1944. За ночь и день был опустошен, сожжено и уничтожено село Сагрынь — символ Холмщины. Здесь убили более тысячи человек. Разве можно забыть? ».

Холмщан насильно выгоняли из родных домов, но те жили надеждой, что пройдет время, и они смогут сюда вернуться. Но не суждено …

Заведующая Угринивським народным домом, местная поэтесса Любовь Рыбак рассказала об этом в своем стихотворении «ли мы вернемся домой?».

ХОЛМЩАН НИКТО не покорил …

На глаза наворачивались слезы, когда слышали рассказы очевидцев об этих печальных событиях. К сожалению, прошлый век — одно из самых трагических страниц украинской нации на протяжении нашей истории. Погибли миллионы украинский. И среди жертв есть сотни украинский Холмщины. Но и этого тоталитарным режимам было мало. Они решили сломать корни украинских семей: насильно вывезли из родных мест, а украинские села сожгли. Переселенцы прошли чистилище.

Народный депутат Украины Владимир Вязивский, председатель Сокальской РГА Николай Мисак, председатель районного совета Игорь Дацюк поблагодарили бывшим выходцам Холмщины за высокую гражданскую позицию, за терпение и патриотизм и пожелали им, чтобы их дети и внуки имели счастливую судьбу, и никогда не пережили то подобное. Почтить память воинов УПА, которые погибли в этих Тенере, защищая родных и жителей Закерзоння, призвал всех член Сокальской станицы воинов Братства УПА Михаил Куцяба. И над полем неслись повстанческие песни.

 … Митинг-реквием закончился многоголосым «Ще не вмерла Украина». И действительно, если бы ее не притесняли, не издевались над ее народом, не уничтожали ее святыни и разрушали исторические памятники и кладбища, она жива. Вспомните, только на Холмщине было сожжено украинские села: Мирче, Молодятичи, Сагрынь, Пасека, Слипче, Жабче, Маслович, Козодавы, Брест, Верешин, Витков, Потуржина, Старое Село, Лиски и десятки других. Убито и замучено тысячи невинных украинский, сотни патриотов уничтожены в тюрьмах и концлагерях. Изгнаны из родных мест и депортированы почти 180 тысяч человек. Почти 40 тысяч холмщан насильственно переселены в северные и западные земли Польши с целью ассимиляции. Сколько сломанных судеб, разъединенных семей. Страшные нечеловеческие беды, поругание и зверства выдержали украинской Польши. Жизнь проходила среди издевательств, насилия, калечить, убийств мужчин и женщин, юношей и девушек. Яростно и поварварськы глумились над украинской, пытали детей на глазах родителей. Все это перекатилось через наши села, не прошло ни одной семьи. Зимой люди убегали в поле, закапывались в снег и так ночевали с маленькими детьми. А весной, как те кроты, зарывались в землю и целыми днями сидели в ямах и болотах, чтобы выжить … И выжили.

Недаром говорят, что украинский дух никто не поборол, потому что его сила в любви к земле, к родному краю, к родителям, родившим, к языку, которую переняли с молоком матери. Холмщаны по вине иностранцев потеряли свою малую родину, но, как и все украинское, стали полноправными гражданами Украины, с которой объединили свою судьбу и будущее своих детей и внуков. И пока живы очевидцы этих событий, до этого не заживет рана в сердце их. И они учат своих детей и внуков, чтобы те знали, что корни их рода берет начало на древней украинской земле — Холмщине. Там их было отечество.

Любовь ПУЗИЧ.


Фото автора.

Exit mobile version