Site icon Голос Сокальщини — новини Сокаля, Шептицького

В истории села Городиловичи радостные нотки переплелись с печальными

«Кто приехал в Городиловичи хоть раз, тот не может не приехать второй раз» — убеждена коренная жительница ГОРОДИЛОВИЧИ Ольга Мадзьопа. Эта 91рична женщина может часами рассказывать о своем селе. В ее рассказах лиризм переплетается с тонким юмором, тоска с гордостью. И такое замечательное соцветия тех воспоминаний, аж завидно, что в таком почтенном возрасте можно так хорошо помнить имена людей, события, которые были несколько десятков лет назад, что рассказ такая плавная и логическая. А сколько стихов наизусть услышала я от госпожи Ольги, начиная от детских патриотических и в свадебных, колыбельных, веснушек, щедривок, колядок. Когда Ольге Мадзьопи исполнилось шестьдесят, она начала писать воспоминания, вспоминать стихи и создавать собственные стихотворные строфы.

Выходцы из Городилович агитировали старушку издать книгу. Не сразу ее мечта сбылась. Но еще двое односельчан П. Козак и М. Ященко в этом году ее выдали. Кроме этих авторов соавтором является и Ольга Мадзьопа. Кто шутил, что эта книга так долго казалась, чтобы госпожа Оля дожила до таких лет. В школе ученикик первыми увидели книгу Ольги. В библиотеке школы ученики могут играть новые игры он-лайн, читать книги, учить уроки.

Кто из молодых спрашивал: «Для чего выдавали эту книгу?" И как раз Ольга Мадзьопа в своих воспоминаниях дала ответ:

«… Да, если бы ГОРОДИЛОВИЧИ и не было. Но тот клочок украинской земли, будто прообраз всей Украине. Разрушенный, заросший крапивой и сорняком, он какой силой притягивает к себе многих людей, и не только бывших городиловцив, но и их потомков. Кто сюда приехал хоть раз, то хочет приехать еще и еще. Здесь хочется петь, смеяться и плакать от некоего внутреннего счастья. Здесь легко дышать и не думать, что есть в мире какие проблемы и хлопоты. Ты — дома »

… Словно мелодичная песня, где радостные нотки переплетались с печальными, где было столько любви, остроумной шутки и очень светлой надежды, поплыла рассказ коренной дев`яностоодноричнои жительницы ГОРОДИЛОВИЧИ Ольги Мадзьопы.

О родном селе

Здесь весной и летом воздух напоен целебными травами, цветами старых лип. Здесь ласковое «люлилюли» поют кроны столетних деревьев. Здесь как в раю, потому что дома. Здесь особая аура, потому в данном месте появился образ Городиловицькои Божьей Матери, который охранял не одно поколение городиловцив и занимался ими. Села уже не с конца сороковых годов прошлого века. Только старая качели, которую пристроили еще человек и зять госпожи Ольги, осталась привязанная к старой липы. Но когда Ольга Мадзьопа, и ее односельчане приезжают туда, то даже видя то место, не унывают, потому что дома им хочется радоваться и вспоминать. Родители Ольги Мадзьопы из дома Кийко — оба были родом из ГОРОДИЛОВИЧИ. Правда, ее дедушка — с Скоморох, но он там продал поле, а в ГОРОДИЛОВИЧИ вместе со соседом купил сто моргов барской земли. И впоследствии на том месте выросло семь домов и посильському его назвали Круглик. Там жители жили как одна семья. Где у кого беда, то все бежали, у кого радость — все сходились. А еще, когда семья Кинашов купила в жидакрамаря большой дом, он им был великоват, поэтому часть отдали на школу, а одну комнату люди снимали и там установили радио. Это было нечто! И малые, и старые приходили послушать радиопередачи. Правда, речь велось на польском языке. Хотя в школе дети учились на родном украинском, которую тогда называли русской. Но обязательным была — польский. Дети шутили, что в школу надо было брать русскую книгу, польский и счетную.

То на религии священник спросил учеников, сколько богов? То они ответили, что польский, русский и счетный. В ГОРОДИЛОВИЧИ была греко-католическая церковь, а уже в Зджарах на Волыни, с другой стороны Буга — православная. Но люди жили мирно, галичане с большим удовольствием ездили к соседям, особенно в Зджары к Райков, которые были зажиточными хозяевами и имели мельницу, где молотили очень хорошо муку.

Но преимущественно все было в деревне: и «Дохтор», и дантисты, и учителя, и сапожники, и портные. Летом работали в поле. Ольга в семье была старшей дочерью, вкалывала тяжело. Даже пахать поле умела, потом обрабатывала, собирала урожай, а зимой пряла, шила одежду. Шутит, что у портнихи научилась не так хорошо шить, как ловко говорить. И действительно, у госпожи Ольги речь колоритная, богатая, любо ее слушать. А все от того, что много читала. В воскресенье девушки собирались на посиделки, немного посплетничать. А Ольга — в библиотеку "Просвиты» бежала за новой книгой. Библиотекарша выискивала ей новые книги.

Еще госпожа Оля с особым уважением вспоминает воинов УПА, которые часто бывали в их селе. «Это был такой патриотизм, такая самопожертвование, — подчеркивает старушка, — что ни в одной армии такого не было и не будет». Которые те ребята выносливые были, зимой холодно, а они толком не одеты, НЕ обуты, вши их доедают, но дальше шли и шли, потому что имели твердую веру, что одолеют врагов Украины, и наша Родина свободной будет. Они боролись за Украину, но разве за такую ​​?!

Семьи Кийко, Мадзьопив попрощались с деревней в Пасхальную пятницу 1946 года, когда москали, после облавы, зажгли часть села. Сначала они, как цыгане в палатках жили на железнодорожной станции на Жвирке. Один хороший знакомый, который долгое время был у них на квартире, посоветовал не ехать в Тернопольскую область, и поэтому они семьей остались на Волыни. Десять лет жили в селе Зашковичи. Добрым словом вспоминает Оля волынян, которые спасали их на каждом шагу. Но семью всегда тянуло домой, к ГОРОДИЛОВИЧИ. Поэтому некоторое время жили в Ульвивку с надеждой, что позволят вернуться в Городиловичи и снова построить свой ​​дом. Желающих было много. Но ни тогдашние председатель колхоза, ни сельский голова не хотели, чтобы в этом волшебном уголке Сокальщини снова выросло из руин село. Боялись того глубокого патриотизма, что укоренился на этой земле, или боялись казни Городиловицькои Божьей Матери. Поэтому и в этом благодатном месте воздвигнута небольшая часовенка, а рядом — кладбище разоренных на Сокальщине сел.

ГОРОДИЛОВИЧИ — В ВОСПОМИНАНИЯХ, ПЕСНЯХ

Ольга Мадзьопа возродила Городиловичи в своей памяти. И в течение десятилетий на бумагу ложились воспоминания, образки из жизни крестьян, обрядовые песни: колыбельные, свадебные, щедривки, колядки, стихи, которые учила наизусть еще в школе. И сейчас она с таким удовольствием, с таким душевным теплом декламирует их. Вспоминает, как односельчане одевались, как говорили … Вот, например, вышиванки: старшие одевались в черное вышивание, а молодые уже в красочное. Покупали чоботиугнивци, которые можно было на любую ногу надеть. Даже то, как говорили: Вольга, воцет, Гандзя, Гандрух, Марина … А еще пама`ятае Ольга, как были выборы в Польского сейма, людям давали красную карту и белую. Красная — это поляки, а белая — Украинский. Тогда на глаза выступал кандидат на посла Владимир Кохан, который обещал отстаивать права украинского. Одна женщина, Клавдия Михайловская, спросила, можно спеть «Ще не вмерла Украина». И все вместе спели, люди ожили. А здесь — пацификация. То эту Клаву так избили польские жандармы, что она была синяя. В ГОРОДИЛОВИЧИ была известна на всю округу кирпичный, сюда по кирпич ездили телегами аж с Волыни. Если бы не война, то село, наверное, стало бы городом. С первыми советами Ольга познакомилась у родственников в Скоморохах, потому что в их селе в то время правили немцы. Вот бабы начали расспрашивать советов: «Товарищ, товарищ том, то у вас есть?" "Есть, на фабрике делают». «А апельсины у вас есть?» — Допрашивают женщины. «И апельсины на фабрике делают». Жена ему в ответ: «Что-то я, товарищ, вомплю (сомневаюсь), что апельсины у вас делают». А то ее перебивает: «И« вомпли »тоже делают» Вот имели люди с чего посмеяться. И уже тогда засомневались в честности советов.

Оксана ПРОЦ.

На снимке: соавтор книги, дев`яностооднорична Сокальчанка Ольга МАДЗЬОПА.
Фото автора.

Exit mobile version