Site icon Голос Сокальщини — новини Сокаля, Шептицького

ЗВУЧАЛИ МЕЛОДИИ ПОВСТАНЧЕСКИЕ

Каждый раз, когда я прохожу возле памятника Ярославу Стецьку в Тернополе, мое внимание задерживает задумчивый взгляд одного из сподвижников Степана Бандеры. Скульптор удачными штрихами передал одухотворенное мгновение высокого чина того, кто в годы Второй мировой войны на Национальном Собрании во Львове провозгласил восстановление Украинского государства и возглавил ее правительство. Это был смелый вызов коричневом и красном агрессорам, которые скрестили мечи в безумной схватке. Тот увековечен в металле взгляд Ярослава Стецько высекает в моем сердце искры воспоминаний о далеком детстве, которое прошло во время бедствия.

Нынешнему поколению трудно даже представить, какие буреломы вырывали с корнями побеги нашей судьбы, унижали человеческое достоинство. Оккупанты, откуда бы они не приходили, пытались держать украинцев в повиновении и темноте. Зимними вечерами в холодных и голодных домах мигали светильники, даже за примитивные радиоприемники жестоко наказывали, книг и газет не было. Лишь слухами обменивались люди. Так жило население не только в отдаленных от цивилизации Хливчанах, где я родился и пошел в местную школу. Еще до сих пор чувствую запах чернил, самостоятельно изготовленного из созревших ягод бузины.

И даже в таких, казалось бы, невыносимых условиях люди не падали духом, пытались выживать. Большую поддержку и защиту мы — и старшие, и малые — имели от Украинской Повстанческой Армии, которая сформировалась на наших просторах в 1943 — 1944 годах. Ее бойцы распространяли по селам подпольные журналы, летучки, устно информировали о событиях в мире, военную обстановку, советовали, как надо действовать в этих меняющихся обстоятельствах. Как тут не вспомнить братьев Николая и Петра Сильного из Карова — высокообразованных интеллигентов, талантливых организаторов и журналистов. Николай Дюжий — "Выровой" стал редактором журнала "Повстанец", а Петр Дюжий — "Дорош" — журналов "Идея и чин" и "Вести инфор-информационной службы", которые адресовались не только воинам УПА, но и служили кругу читателей в распространении знаний из нашей истории, текущих событий, оценке политической ситуации, правозащиты.
Широкая пропагандивна работа уповцев давала свои результаты. Апофеозом единства повстанцев и народу стало вече в Хливчанах по случаю третьей годовщины провозглашения украинской государственности во Львове. Оно состоялось на просторном выгоне неподалеку от нынешнего величественного здания Народного дома "А". В то время на хуторе села Романовка находилась сотня "Крилачі" (командир "Скорбь"), входившей в состав львовской ВО — 2, Группы "Буг" (майор Василий Левкович — "Вороной", который недавно умер в Червонограде). К ней 30 июня 1944 года присоединилась чота сотни командира "Монеты".

"Идя к селу, — как показали впоследствии бывш-ней чотовий "Корней" и старший вістун "Олень" из сотни "Кочевники" в материале, опубликованном в двенадцатом томе "Летописи УПА", — мы пели различные повстанческие песни. До нас со всех сторон выходило украинское население: старики, молодежь, дети. Старшие из умиления плакали, молодежь витала нас восклицаниями: "Слава!". На площади села на нас ждало более 400 человек, наряженных в народные костюмы. Вокруг площади — многочисленные толпы населения — село начислювало 600 хозяйств. Все они нас горячо привитали (текст оригинала сохранена — П.Б.), со всех сторон раздавались оклики "Слава!", "Пусть живет Украинское Самостоятельное Соборное Государство!", "Пусть живет УПА!" и др.".
За повстанцами, которые направлялись к центру села, бежали дети, вместе с ними, и я, семилетний, и соседи Иван Клебан и мой родственник — сверстник Петр Бубній. Мы подпевали песен "Ой, у поле ягодиц", "Мне цыганка гадала", "Ой вы, ребята — рыбо-ловцы", которые под строевой марш вела чота односельчанина Кирилла Бегуна из части села Песчанка — и повстанцы в отряде были нам знакомы, были, как говорят, свои — и нам легко пелось.
И сошлемся на воспоминания, потому что не все сохранила детская память. "Праздник открыл, — как зафиксировали повстанческие летописцы, — святочной речью к-г "Скорбь". Следовательно имел слово дирижер хора. Спустя был выступление хора — местного и нашего. Одну песню пел наш хор, один местный. В заключение •имел слово к-г "Коваленко". После праздника населения пригласило нас на ужин, после чего мы вернулись в лагерь".
Я впервые из уст командиров подразделений сотни "Крилачі" и дирижера хора, настоящие фамилии которых по известным причинам не названы, услышал болезненные слова правды из нашей истории. Наиболее footers-м’ятались имена Владимира Великого, Мазепы, Петлюры и Бандеры. Их значение для нашей государственности я понял впоследствии. Как и роль Ярослава Стецько.

Возможно, читатели газеты помогут раскрыть псевдонимы тех, кто выступал на вече в Хливчанах. По дирижера — то им был наш односельчанин, известный организатор хоров и композитор Василий Осташевский. Это подтверждает и воспоминание жительницы села Анны Васильевны Бубній, 1920 г.р., записанный учительницей местной школы Г. М. Жмыхов: "Весной 1944 года В.Осташевський вернулся домой из дивизии "Галичина" (умер его отец), хозяйничает, организует сельские хоры подростков и юношей. Он действительно 30 июня 1944 года дирижировал сводным хором (подростков и старших). На вече сельский коллектив завершил свое выступление Духовным гимном "Боже великий, единый, нам Украину храни" (музыка М. Лысенко, слова О. Конисского). Аранжировка осуществил сам руководитель хора. К сожалению, нотные записи не найдено".

27 июля на смену фашистских в наше село вступят большевистские оккупанты. Трагически оборвется и жизнь талантливого художника В. Осташев-ского, о творческий путь которого рассказывала наша газета ("Голос из-за Буга" — П. Б.в 2004 году в эссе Петра Мавка "Его сразила пуля енкаведиста". Из участников вече в Хливчанах мало кто дожил до наших дней. И оно памятное в сердцах живых и еще раз опровергает вражеские ярлыки, что воины УПА — это бандиты. Бандиты не умирают за Украину, не дарят людям истинное слово и песню. Я сохранил в сердце через годы светлое воспоминание о вече в Хливчанах, как искру надежды о возрождении нашего государства.

Петр БУБНІЙ.
с. Хливчаны — м. Тернополь

.

Exit mobile version