Site icon Голос Сокальщини — новини Сокаля, Шептицького

О состоянии казначейского обслуживания местных бюджетов

Обращение Председателю Верховной Рады Украины Рыбаку В.В., Президенту Украины Януковичу В.Ф., Премьер-министру Украины Азарову Н.Я., народному депутату Украины от Сокальского избирательного округа № 124 Курпилю С.В. о состоянии казначейского обслуживания местных бюджетов и необходимости законодательного введения более эффективной смешанной формы обслуживания местных бюджетов.

Мы, депутаты Сокальского районного совета Львовской области, глубоко обеспокоены неудовлетворительным состоянием казначейского обслуживания в части необоснованных задержек и блокировок органами Государственной казначейской службы Украины (далее — Казначейство) проведение финансирования платежей.

Кассовое исполнение расчетов государственного и всех местных бюджетов возложены действующим законодательством на Казначейство, которое, в соответствии с Положением о Государственной казначейской службе Украины, утвержденного Указом Президента Украины № 460/2011 от 13.04.2011 г., является центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра финансов Украины.

Казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, приказами Министерства финансов Украины, другими законодательными актами Украины, а также поручениями Президента Украины и Министра финансов Украины.

Соответственно, задержки и блокировки в проведении расчетов местных бюджетов являются грубым нарушением со стороны Казначейства как Конституции Украины, так и финансовой дисциплины.

Несвоевременное проведение расчетов распорядителями средств с поставщиками товаров, исполнителями работ и поставщиками услуг приводит к возникновению задолженности по заработной плате работникам предприятий и организаций, по уплате налогов в бюджеты всех уровней, что в свою очередь, создает нездоровую обстановку среди общественности.

В течение всего 2013 территориальные органы Казначейства фактически блокируют проведение платежей по расходам местных бюджетов. Сложилась парадоксальная ситуация, когда органы местного самоуправления в условиях острого дефицита все же находят средства на финансирование ремонтных работ в учреждениях здравоохранения, школах, детских садах, установка детских площадок, проведение уличного освещения, ремонт улиц и дорог коммунальной собственности, природоохранные мероприятия, объекты жилищно — коммунального хозяйства и благоустройства, содержание бюджетных учреждений, социальной инфраструктуры, но не могут ими воспользоваться, потому платежные поручения по всем документам, предусмотренным действующим законодательством Украины, остаются в Казначействе без выполнения, что приводит к социальной напряженности в территориальных общинах.

И если в случае с уплатой расходов общего фонда местных бюджетов задержку можно как-то оправдать невыполнением доходной части бюджета, то ситуация с расходами специального фонда местных бюджетов, оплата которых осуществляется с конкретных источников доходов, не выдерживает никакой критики. Никто из должностных лиц Сокальского района и Львовской области не может объяснить, каким образом происходит блокировка средств специального фонда, вопреки статье 13 Бюджетного кодекса Украины, которая предусматривает конкретные источники поступления в этих расходов. Таким методом были заблокированы ремонты дорог коммунального значения и проведения природоохранных мероприятий, чрезвычайно болезненно сказалось на территориальных общинах района.

Нередко задерживается оплата также социально защищенных расходов местных бюджетов: на заработную плату, энергоносители, медикаменты, продукты питания и т.д..

По официальным данным управления Казначейства в Сокольском районе по состоянию на 01.09.2013 г. общая сумма непроведенных платежей по незащищенным статьям расходов, представленных распорядителями и получателями средств местных бюджетов, составляет 3800000 грн. Нетрудно спрогнозировать, что при невыполнении доходной части районного бюджета до конца года эта сумма существенно увеличится, а также возникнет задолженность по защищенным статьям расходов.

Согласно объясняющей записки финансового управления Сокальской РГА доходная часть районного бюджета за первое полугодие 2013 выполнена лишь на 72,3 % от плановых назначений. И света в конце тоннеля, то есть года, не видно…

Учитывая вышеизложенное, депутаты Сокальского районного совета требуют принять безотлагательные меры по решению этой проблемы и обеспечения Казначейством своевременного проведения платежей.

Кроме этого, обращаем Ваше внимание на то, что в действующем законодательстве отсутствует четкая регламентация процедур казначейского обслуживания местных бюджетов и никоим образом не определена ответственность должностных лиц органов Казначейства за сроки и полноту обслуживания бюджетов. Средства государственного и местных бюджетов не разграничены и хранятся на едином казначейском счете, что искажает базовые принципы бюджетной системы: а именно, сбалансированности, самостоятельности, обоснованности, целевого использования, публичности, прозрачности, справедливости и беспристрастности.

При отсутствии четких сроков оплаты распорядителям бюджетных средств становится все труднее найти поставщиков товаров, работ и услуг надлежащего качества и умеренной цены, а затем обеспечить эффективное осуществление своих полномочий и реализацию программ социально — экономического развития территориальных общин.

Ситуация крайне сложной, поскольку угрожает не только перспективам развития территориальных общин Украины, но и стабильности функционирования системы жизнеобеспечения.

Во избежание коллапса казначейского обслуживания местных бюджетов Сокальский районный совет Львовской области предлагает внести изменения в Бюджетный кодекс Украины, которыми предусмотреть следующее: введение в системе казначейского обслуживания бюджетных средств двух единых казначейских счетов — отдельно для государственного бюджета и для местных бюджетов; четкие предельные сроки проведения бюджетных платежей, ответственность должностных лиц Казначейства за несоблюдение сроков и других порядков проведения бюджетных платежей; исключения положений, которые позволяют привлекать средства местных бюджетов с казначейского счета для покрытия временных кассовых разрывов направлений, финансируемых из государственного бюджета.

Все вышесказанное еще раз подтверждает несовершенство казначейской формы исполнения местных бюджетов в Украине и необходимость законодательного введения других форм управления финансовыми ресурсами. Международный опыт свидетельствует о большей эффективности смешанной формы обслуживания местных бюджетов. В частности, такая форма действует в Италии, Португалии, Швеции, Норвегии, Дании и других европейских государствах. Суть ее заключается в следующем.

Средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления расходов на образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт, социальная защита населения и другие делегированные государством полномочия, остаются в Казначействе. А те средства, которые община зарабатывает самостоятельно и использует на обеспечение содержания объектов социально — культурной сферы, решения в полном объеме социально — экономических проблем территориальных общин, благоустройство, ремонт дорог и т.д., она определяет своим решением: обслуживаться через Казначейство или через государственный банк.

Введение такой формы обслуживания местных бюджетов требует внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс Украины.

Сокальский районный совет Львовской области искренне надеется на понимание и поддержку вышеизложенных законодательных инициатив руководством государства и депутатским корпусом Верховной Рады Украины.

Принято на XXIII сессии Сокальского районного совета VI созыва 19 сентября 2013

Exit mobile version