Обращение к Верховной Раде Украины с требованием о безотлагательном рассмотрении и принятии Закона Украины «О порядке импичмента Президента Украины» (г. р. 2220 от 07.02.2013 г.)
Статьи 85 и 111 Конституции Украины определяют правовые основы смещения Президента Украины с поста в порядке особой процедуры (импичмента).
С целью конкретизации и уточнения положений Конституции Украины относительно процедуры устранения Президента с поста в порядке импичмента был принят Закон Украины «О временных следственных комиссиях, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссиях Верховной Рады Украины» от 15.01.2009 г. № 890- VI, который решением Конституционного Суда Украины по делу № 20-рп/2009 от 10.09.2009 г. было признано не соответствующим требованиям Конституции Украины (то есть неконституционным). Соответственно этот закон утратил силу.
Законом Украины от 10.02.2010 г. № 1861 — VI утвержден Регламент Верховной Рады Украины (далее — Регламент). Глава 30 Регламента определяет порядок досрочного прекращения полномочий Президента Украины в связи с невозможностью исполнения им своих полномочий по состоянию здоровья, а также в случае отстранения Президента с поста в порядке импичмента. В то же время отдельные статьи главы 30 Регламента содержат ссылки на Закон Украины «О временных следственных комиссиях, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссиях Верховной Рады Украины», который признан неконституционным и утратил силу еще 10.09.2009 г.
Кроме того, Регламент содержит ряд пробелов, которые объективно невозможным практическую реализацию положений Конституции Украины относительно устранения Президента Украины с поста в порядке импичмента. В частности, остаются неурегулированными некоторые вопросы относительно избрания специального прокурора и специальных следователей, не определен правовой статус специального прокурора и специальных следователей, а также председателя, заместителя председателя, секретаря и членов специальной временной следственной комиссии, гарантий деятельности членов комиссии, финансового и материально — технического обеспечения деятельности комиссии и т.п..
Таким образом, действующее законодательство, которое определяет порядок устранения Президента Украины с поста в порядке импичмента, содержит целый ряд неопределенностей и существенных недостатков, без устранения которых практическая реализация этого порядка является маловероятной и, вообще, может быть признана незаконной. А это, в свою очередь, нивелирует систему сдержек и противовесов при взаимодействии Президента Украины и Верховной Рады Украины, а также создает атмосферу полной безнаказанности вокруг действующего Президента Украины. Кроме того, отсутствие действенного механизма реализации положений Конституции Украины об импичменте Президента Украины делает невозможным выполнение Конституции в целом, что является прямым нарушением провозглашенного статьей 8 Конституции Украины принципа верховенства права.
Одновременно напоминаем, что в Верховной Раде Украины 07.02.2013 г. по инициативе руководителей оппозиционных депутатских фракций Арсения Яценюка, Виталия Кличко и Олега Тягнибока зарегистрирован проект Закона Украины «О порядке импичмента Президента Украины» (г. р. 2220), принятие которого позволит устранить указанные выше правовые коллизии и недостатки.
Учитывая вышеизложенное, Сокальский районный совет Львовской области обращается к Верховной Раде Украины с требованием безотлагательно рассмотреть и принять Закон Украины «О порядке импичмента Президента Украины».
Принято на XXIII сессии Сокальского районного совета
VI созыва 19 сентября 2013.