Духовне життя

Голгофа священника с Лучиц

Я — выходец из села Лучицы, сейчас проживаю во Львове. Однажды священник из храма святого Юра во Львове, рассказал мне, что в сороковых годах прошлого века был дьяком в церкви села Лучицы. И рассказал о страшной трагедии, которая произошла 27 июня 1941 года, когда началась война. Он чудом остался жив, поскольку в то утро был вместе со священником Мартином Миколайчуком и пономарем Иваном Петрига отправлять службу Божью. Однако настоятель приказал ему идти домой к жене, которая осталась дома с маленьким ребенком. Затем сам удивлялся, потому что такого не было ни разу: видимо, на это была воля Божья. Его рассказ запал мне в душу, а когда был в родном селе на кладбище нашел могилу священника. Когда вернулся домой решил написать в районную газету, как этого священника, его двух сыновей и пономаря уничтожили энкаведисты.

… В селе было тревожно, потому что этой ночью фашистская Германия объявила войну СССР, ее войска форсировали реку Западный Буг. Отец Мартин Миколайчук и пономарь Иван Петрига, отпустили благодарность домой, а сами готовились к Святой Литургии. Вот-вот должны были прийти прихожане. Но вместо них в храм зашли энкаведисты, которые арестовали священника и пономаря. Их вывели под конвоем из церкви, впоследствии к ним доедналы сыновей священника — Владимира и Теофила, которых схватили в плебании. Арестованных проводили через все село к своему штабу, который находился в конце населенного пункта. Когда проводили их по пути, одна женщина обратилась к священнику: «Куда Вы, отец, идете?» Священник ответил: «На Голгофу». Это были последние слова Мартина Миколайчука, потому конвоиры запретили ему разговаривать. В штабе энкаведист заявил священнику: «Ты благодарила Бога, что началась война?» Священник молчал и молился. Тогда энкаведист сказал: «Растрелли?» Арестованных вывели на город, заставили Теофила и о. Мартина выкопать яму, а затем расстреляли.

Когда советские войска отступили, в селе состоялся большой похороны. Процессия прошла от места казни в церковь — дорогой, которой проводили арестованных на казнь. Село было безгранично тронуто, скорбь и сожаление охватили всех людей. Процессия шла подобно Крестного пути Иисуса Христа со остановками, в которых произносили проповеди и слова, в которых признавали священника мучеником за веру Христову, духовным Пастером народа, молились и пели заупокойные песни.

Проходят годы, которые отдаляют нас от этих печальных событий. Уходят в небытие те, кто были свидетелями мученической смерти священника и пономаря. Но мы не имеем права забыть о них. Почему бы не построить современный памятник мученику за веру Христову, чтобы жители села могли отдавать дань памяти священнику, который ревностно служил Богу и обществу.

Андрей ХОРОНЖИЙ, профессор Львовского национального университета им. Ивана Франко.

Голос Сокальщини на GoogleNews